В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г




Скачать 216.86 Kb.
Название В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
страница 1/2
Дата публикации 24.09.2014
Размер 216.86 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

с углубленным изучением отдельных предметов»

г.о. Электросталь


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ №13 с УИОП» ____________

В.Н.Лелюк

Приказ № 133-о от 02.09.2013г.

М.П.

Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

8А, 8М класс


Составитель: Яковлева Варвара Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2013

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8А и 8М классов составлена на основе примерной и авторской Программы по литературе Коровиной В. Я.- М; Просвещение 2008 (стр.37) и реализована в учебнике Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Количество часов по программе – 70. Количество часов по учебному плану школы –70 (2 часа в неделю).

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Основная задача обучения в 8 классе - показать учащимся взаимосвязь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности.

Ученики 7-8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Основное содержание

Учебно-тематический план.


Раздел программы

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

2

Из древнерусской литературы.

2

Из Русской литературы 18века Д. И. Фонвизин «Недоросль»

4

Из русской литературы 19 века И. А. Крылов, К. Ф. Рылеев

2

Творчество А. С. Пушкина

9

Творчество М. Ю. Лермонтова

4

Творчество Н. В. Гоголя

8

Из Русской литературы 2-ой половины 19 века

9

Из русской литературы 20 века

21

Из зарубежной литературы

5

Итоговое повторение в конце года

3

Итого

70


1. Введение.

         Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.
2. Устное народное творчество.

         В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

         Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

         Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  особенности содержания и формы народных преданий.

        Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).
3.Из древнерусской литературы.

         Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

         «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

   Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
4. Из литературы 18 века.

       Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

         Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.
5.Из литературы 19 века.

   Иван Андреевич Крылов.  Поэт и мудрец.  Язвительный сатирики и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.  «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо.  Мораль басни. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

         Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).

    Кондратий Федорович Рылеев.  Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками. «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

         Теория литературы. Дума (начальное представление).
         Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

         «Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

         К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

         «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

         «История Пугачева» (отрывки).  Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.  Смысловое различие.  История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.  Пугачев и народное восстание.  Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.  Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А .С. Пушкин).

         Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

         Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

         «Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.
         Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

         «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

         Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

         «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

         Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

         «Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.
         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

         «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

         Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).
         Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.

         «Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

         Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).
         Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

         «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

  Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов «Осень»; Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; А. А. Фет «Первый ландыш»; А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»
         Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

      Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

6. Из русской литературы 20 века.

         Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе. «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

         Александр Иванович Куприн.  Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

         Теория литературы.  Сюжет и фабула.
      Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте.  «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

       Сергей Александрович Есенин.  Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

         Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).
         Иван Сергеевич Шмелев.  Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.

         Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

      М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

       Михаил Андреевич Осоргин.  Краткий рассказ о писателе.  «Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.
         Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе.

         «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

     Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
         Андрей Платонович Платонов.  Краткий рассказ о жизни писателя.

         «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
Коровиной В. Я. М; Просвещение 2008 (стр. 20) и реализована в учебнике Литература. 6 класс. Учеб для общеобразоват учреждений с прил...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013
«Средняя общеобразовательная школа №13 с Углубленным изучением отдельных предметов»
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г
Коровиной В. Я. (стр. 11) и реализована в учебнике Литература. 5 класс. Учеб для общеобразоват учреждений с прил на электрон носителе....
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ №01 от «01» сентября 2013г. Учебный план Муниципального бюджетного...

В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ № от сентября 2013г. Планработ ы на 2013 2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», письмом Министерства образования Сахалинской области от 31. 07. 2013г. №01-11о/5050...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ №187-п по Буйнакской мбоу сош №4 от 27. 09. 2013г. «О проведении предметных олимпиад»
В связи с предстоящими городскими и республиканскими олимпиадами провести внутришкольные олимпиады в следующие сроки
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ №39/2 от 30. 08. 2013г. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Мбдоу д/с №27 «Чароит» имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности серия ро мо №000772, выданную 18 ноября...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции