В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г




Скачать 365.27 Kb.
Название В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г
страница 1/3
Дата публикации 24.09.2014
Размер 365.27 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

с углубленным изучением отдельных предметов»

г.о. Электросталь


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ №13 с УИОП» ____________

В.Н.Лелюк

Приказ №133-о от 02.09.2013 г.

М.П.

Рабочая программа по литературе

(расширенное изучение предмета)

5 В, 5 Г классы


Составитель: Ковалева Оксана Васильевна,

учитель русского языка и литературы

2013

Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 5 В, Г классов составлена на основе примерной и авторской программы по литературе Коровиной В. Я. (стр. 11) и реализована в учебнике Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Количество часов по программе – 105. Количество часов по учебному плану школы –140. По учебному плану школы -4 часа в неделю. Расширенное изучение предмета.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В вязи с этим на уроках используются такие формы работы, как отработка навыков выразительного чтения, чтение по ролям, комментированное чтение, различные виды пересказа и обучение пересказу.

Увеличено количество часов на изучение творчества И.А.Крылова, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, С.Я. Маршака, А.И. Куприна, поэтов 20 века, Г.Х. Андерсена, добавлены дополнительные часы на обучение анализу лирических произведений, на развитие речи для совершенствования устной и письменной речевой деятельности, а также в связи с необходимостью дать учащимся более глубокие знания, расширить их кругозор.

С учетом того, что в 5 В, 5 Г классах обучаются разноуровневые учащиеся, на уроках уделяется внимание комментированному чтению программных произведений, дифференцированным заданиям, связанным с анализом произведений, а также используются такие формы контроля, как тестирование, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, доклады, творческие работы, викторины, литературные игры, инсценировки, произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Программа расширенная, в планирование добавлены следующие дидактические единицы:

  • Внеклассное чтение. Мои любимые русские народные сказки. Тестовая проверочная работа. Вводится с целью выявления читательских интересов учащихся

  • Литературная игра по поэме «Руслан и Людмила». С целью создания у учащихся целостного представления о поэме А.С.Пушкина.

  • Внеклассное чтение. Художественный мир пушкинских сказок. С целью расширения у учащихся знаний о творчестве поэта.

  • Конкурс инсценированной басни. Вводится с целью развития творческих способностей учащихся.

  • Внеклассное чтение. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». С целью создания у учащихся целостного представления о сборнике писателя

  • Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте. С целью расширения у учащихся знаний о творчестве писателя

  • Внеклассное чтение. Наши любимые сказки Андерсена. Литературная игра. С целью развития уважения к литературе и культуре других народов.


Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

11

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы ХVIII века

2

Басни

5

Литературная сказка

16

Русская литература 19 века

28

Русская литература 20 века

44

Зарубежная литература

23

Повторение в конце года

3

Резерв. Итоговое обобщение

5

Всего часов

140


Содержание.

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты— вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо - юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля»; «Солдатская шинель» народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности); Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма Жанры литературы (начальные представления)
Из литературы XIX: века

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» отражение исторических событий в басне патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о
поэте (детство и начало творчества,Жуковский-сказочник)

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герой литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный.;.». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaIea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино»отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа, вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие преставлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013
«Средняя общеобразовательная школа №13 с Углубленным изучением отдельных предметов»
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
Коровиной В. Я. М; Просвещение 2008 (стр. 20) и реализована в учебнике Литература. 6 класс. Учеб для общеобразоват учреждений с прил...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
Программы по литературе Коровиной В. Я. М; Просвещение 2008 (стр. 37) и реализована в учебнике Литература. 8 класс. Учеб для общеобразоват...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon Приказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon Приказ №7 к от 01. 06. 2004 г. 9 л Высшая приказ №18 от 11. 01. 2013 г

В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения самообследование...
Самообследование общеобразовательного учреждения моу «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Подольска, Московской области проведено...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon Прохладненского муниципального района кбр
Прохладненского муниципального района кбр» от 30. 09. 2013 г. №133/3 «О порядке проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon Приказ от 04. 06. 2013 №80 «принят» решением педагогического совета...

В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г icon Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции