В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г




Скачать 211.32 Kb.
Название В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
страница 1/2
Дата публикации 23.09.2014
Размер 211.32 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

с углубленным изучением отдельных предметов»

г.о. Электросталь


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ №13 с УИОП» ____________

В.Н.Лелюк

Приказ № 133-о от 02.09.2013г.

М.П.

Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

6 В класс


Составитель: Яковлева Варвара Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2013

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 6В класса составлена на основе примерной авторской Программы по литературе Коровиной В. Я.- М; Просвещение 2008 (стр. 20) и реализована в учебнике Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Количество часов по программе – 102. Количество часов по учебному плану школы –105 (3 часа в неделю). 3 часа предполагается использовать на итоговое повторение в конце года как часы резерва.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Основное содержание

Учебно-тематический план.


Раздел программы

Кол-во часов

Введение.

2

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы ХVIII века

3

Творчество А.С. Пушкина

21

Творчество М.Ю. Лермонтова

5

Творчество Н.В. Гоголя

5

Русская литература 2-й половины 19 века

19

Русская литература 20 века

24

Русские поэты о родной природе

5

Зарубежная литература

14

Всего часов

102


1. Введение.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. способы выражения авторской позиции.
2. Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры УНТ. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность поговорок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
3. Из древнерусской литературы.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе»

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
4. Из русской литературы 18 века.

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка 18 столетия.

Теория литературы. Мораль вы басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
5. Из русской литературы 19 века.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи,. глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования. Эпилог повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные и трехсложные размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»;

Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворен6иях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы.
6. Из русской литературы 20 века.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои» Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека. Нравственная суть отношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения о солдатских буднях, о тяжелых испытаниях.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость юного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет. Герой-повествователь.
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины. Человек и природа в «тихой лирике» Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии 20 века. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине. Связь ритмики и мелодики с эмоциональным состоянием.
Писатели улыбаются. Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
7. Из литературы народов России. (обзор)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. книга в жизни человека.

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину. Тема бессмертия народа, пока живы его язык, обычаи, традиции.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
8. Из зарубежной литературы.

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот «Легенда об Арионе»

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе.
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения)

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. (Для внеклассного чтения)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г
Программы по литературе Коровиной В. Я. М; Просвещение 2008 (стр. 37) и реализована в учебнике Литература. 8 класс. Учеб для общеобразоват...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013
«Средняя общеобразовательная школа №13 с Углубленным изучением отдельных предметов»
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013 г
Коровиной В. Я. (стр. 11) и реализована в учебнике Литература. 5 класс. Учеб для общеобразоват учреждений с прил на электрон носителе....
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ №01 от «01» сентября 2013г. Учебный план Муниципального бюджетного...

В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ № от сентября 2013г. Планработ ы на 2013 2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», письмом Министерства образования Сахалинской области от 31. 07. 2013г. №01-11о/5050...
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ №187-п по Буйнакской мбоу сош №4 от 27. 09. 2013г. «О проведении предметных олимпиад»
В связи с предстоящими городскими и республиканскими олимпиадами провести внутришкольные олимпиады в следующие сроки
В. Н. Лелюк Приказ №133-о от 02. 09. 2013г icon Приказ №39/2 от 30. 08. 2013г. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Мбдоу д/с №27 «Чароит» имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности серия ро мо №000772, выданную 18 ноября...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции