Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,




Скачать 402.61 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер402.61 Kb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОНАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АДМИНИСТРАЦИИ ЦИВИЛЬСКОГО РАЙОНА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

«Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора школы по УВР: Директор школы: /А.Я.Иванов/

___________ Никитина Н.Н.

«____»____________2012 г. Приказ № от «___» __________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русской литературе для общеобразовательных учреждений

5 класс, 120 часов(3, 5 часа в неделю).

Базовый уровень

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также Примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской рабочей программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы к учебно-методическому комплексу «Русская литература. 5-9 классы» под ред. М.В.Черкезовой, Москва, Дрофа, 2012 г. к учебнику М.В.Черкезова. Русская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2006.

СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «КОНАРСКАЯ СОШ» ИЛЬИНА Н.В.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также Примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской рабочей программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы к учебно-методическому комплексу «Русская литература. 5-9 классы» под ред. М.В.Черкезовой, Москва, Дрофа, 2012 г. к учебнику М.В.Черкезова. Русская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2006.

Литература обладает большим воспитательным потенциалом, способна формировать духовно-нравственные качества учащихся, расширять их культурный кругозор, способствует формированию культуры чтения. Кроме того, современные социокультурные факторы, основные из которых — интенсивное развитие контактов между народами и формирование открытого общества — выдвигают на одно из первых мест организацию межкультурного взаимодействия учащихся и формирование у них толерантности по отношению к иным национальным культурам. Большая роль в этом процессе также принадлежит русской литературе: она содействует взаимообогащению национальных литератур, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения.

Цели курса представлены на нескольких уровнях — личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты даны в сферах: познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической, коммуникативно-речевой:

— формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), к культурам других народов;

— формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур народов России и зарубежной литературы; овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

— формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурной русской литературы; эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов, умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;

— овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях — собственную интерпретацию;

— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;

— овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

Задачи изучения литературы в 5 классе:

— развитие навыков выразительного и осмысленного чтения;

— расширение представления об основных базовых теоретико-литературных понятиях, овладение умениями работать с ними в процессе элементарного анализа художественных текстов;

— развитие умения самостоятельно выстраивать устные и письменные монологические высказывания.
Общая характеристика учебного курса

Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип диалога культур.

В школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.

Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с изучением русской литературы учащимися русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Специфичен и отбор содержания литературного образования для данного типа школ. Перечни произведений, предлагаемых для изучения в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения включены в фундаментальное ядро, обязательны для изучения в обоих типах учебных заведений и входят в систему итогового контроля. Однако, наряду с произведениями, включенными в фундаментальное ядро, в программе есть обзоры, содержание которых жестко не регламентировано. В предлагаемой рабочей программе для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения произведена замена отдельных произведений, которые включены в обзоры для школ с русским (родным) языком обучения. Это — произведения, отражающие этническое многообразие России, контакты русского населения с другими народами, населяющими Россию. В школе с родным (нерусским) языком обучения отдельные произведения, сложные для нерусских учащихся в языковом отношении, предложены в сокращении.

Место предмета «Русская литература» в базисном учебном плане МБОУ «Конарская СОШ» :

«Русская литература» в базисном учебном плане МБОУ «Конарская СОШ» предусматривает изучение курса в V классе в количестве 1 часов. Из данного числа часов на контрольные работы выделено 4 часа, на отдельные уроки развития речи – 8
Содержание курса

Задачи изучения литературы:

— развитие навыков выразительного и осмысленного чтения;

— расширение представления об основных базовых теоретико-литературных понятиях, овладение умениями работать с ними в процессе элементарного анализа художественных текстов;

— развитие умения самостоятельно выстраивать устные и письменные монологические высказывания.

Введение

Литература как искусство слова: цели и задачи предмета «Литература». Особенности художественного мира литературных произведений. Литература как одна из форм освоения мира, как один из видов искусства.

Фольклор

Начальное понятие о фольклоре, его основные жанры.

Загадки, пословицы, поговорки

Загадки — один из малых жанров фольклора; происхождение загадки; особенности построения загадки.

Пословицы и поговорки — отличие пословиц от поговорок, тематическая общность пословиц и поговорок в фольклоре разных народов России, отражение в пословицах и поговорках особенностей быта и национального менталитета.

Русские народные сказки

Русские народные сказки — наиболее популярный фольклорный жанр. Происхождение сказки, классификация (виды) сказок: волшебные и героические, бытовые, сказки о животных.

«Лиса и дрозд». Художественное своеобразие сказок о животных, их тесная связь с мифологией народа, сказки о животных — наиболее древний вид эпического жанра фольклора.

«Перышко Финиста — Ясна сокола». Художественные особенности волшебных сказок, начальные понятия о сюжете, композиции. Проблема добра и зла, представления о положительном герое в народной традиции.

«Ванюшка и царевна». Особенности художественной условности и отражения уклада жизни народа в бытовых сказках. Нравственные идеалы народа.
Внеклассное чтение. «Сказка об Иване –царевиче, Жар-птице и Сером волке» Утверждение человеческих идеалов в сказке

«Зимовье зверей» . Смелость и находчивость, трудолюбие и честность героев.

«Каша из топора». Хитрость и находчивость солдата. Осуждение жадности и притворства
Сказки народов России

Разнообразие и сходство сказок разных народов, значение сказки в формировании национальной культуры народа.

Внеклассное чтение. «Лиса и перепёлка» (башкирская сказка).

«Старик со старухой и берёза» (удмуртская сказка) Нравственные идеалы народа, национальное представление о достоинствах и недостатках героев.

«Спящий джигит» (чеченская сказка). Трудолюбие и истинная и показная преданность.

«Неблагодарный богач» (дагестанская сказка). Нравоучительный смысл сказки. Понятие о справедливости.

«Трудовые деньги» (кабардинская сказка). Труд как первооснова нравственного воспитания.

«Портной, медведь и бесёнок» (татарская сказка). Добро и зло в сказке.

«Юлесит- Кыыс – работящая девочка» (якутская сказка). Трудолюбие, скромность и почитание старших как нравственная основа жизни народа.

Литературные сказки

История возникновения литературных сказок, литературная обработка фольклорных сюжетов. Отличие литературной сказки от народной, роль автора.

Сказки русских писателей

Литературные сказки.

П.П.Ершов. Краткий рассказ о писателе. Разнообразие и сходство сказок разных народов, значение сказки в формировании национальной культуры народа.

«Конёк-Горбунок» (в сокращении). Сходство и различие литературной сказки с народной. Присказка как разновидность зачина.

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«У лукоморья дуб зеленый...» (вступление к поэме «Руслан и Людмила». Стихотворная сказка, фольклорные традиции в сказке (композиция, образы героев, тема, идея, традиционные фольклорные приемы в языке произведения). Образ автора-рассказчика.

С. Т. Аксаков. Краткий рассказ о баснописце. «Аленький цветочек» (в сокращении). Тема и идея сказки, их образное воплощение. Нравственная проблематика сказки, понятие об истинных и ложных ценностях, преобразующая сила добра и любви. Образ повествователя в сказке.

Сказки зарубежных писателей

Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева» (в сокращении). Тема верности и преданности в сказке. Сила духа героини, ее готовность к самопожертвованию. Особенности художественного мира сказок Андерсена (сочетание фантастического и реального, выбор героев, фольклорные мотивы).

Внеклассное чтение. В.Гауф. Краткий рассказ о писателе.

«Маленький Мук» (в сокращении). Литературная сказка. Иерархия человеческих ценностей: прекрасное и полезное, добро и зло. Мир детей и мир взрослых в сказке «Маленький Мук».
Жанр басни в мировой литературе

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.

«Квартет», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Жанр басни в русской литературе, фольклорная основа и литературная форма басен Крылова. Стихотворная форма басен Крылова, их аллегоричность, композиционное строение, диалоговая форма, наличие морали и т. д. Жанр басни в родной литературе.

Внеклассное чтение. И.А.Крылов «Демьянова уха».

Басни Эзопа и Г. Э. Лессинга (сопоставление).

Литература XIX века

Начальное понятие о классической литературе, значение термина «классический», писатели-классики русской литературы и литературы народов России.

В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте

«Жаворонок». Мир природы в видении поэта.

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Унылая пора! очей очарованье...» (из стихотворения «Осень»), «Зимняя дорога», «Зимний вечер». Картины осеннего и зимнего пейзажей. Средства художественной выразительности, создающие поэтические образы природы. Образ лирического героя в стихотворениях.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Парус», «Утес», «Кавказ». Мир и человек в лирическом произведении, начальное понятие о лирическом герое. Средства художественной изобразительности в стихотворениях Лермонтова (эпитет, олицетворение, сравнение).
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» (в сокращении). История создания повести, реальные прототипы героев. Портрет и его роль в создании образа героя. Нравственное превосходство Герасима над барыней. Гуманистическая направленность повести.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» (в сокращении). Сюжет рассказа, тема войны в рассказе. Образы русских офицеров, их сравнительная характеристика. Нравственная позиция Жилина, его отношения с другими персонажами. Изображение горцев, их быта, традиций, обычаев. Гуманистическая направленность и основная идея рассказа.

Стихотворения русских поэтов о природе

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Туча». Пейзажная лирика. Роль пейзажа и художественные средства создания пейзажа в лирическом стихотворении. Связь человека с миром природы в русской классической литературе.

Ф. И. Тютчев. Краткий рассказ о поэте.

«Есть в осени первоначальной..., «Чародейкою Зимою». Особенности пейзажа в стихотворениях Тютчева. Пушкинские мотивы в стихотворениях Тютчева, одушевление природы, олицетворение как основной художественный прием лирики Тютчева.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПрограмма по литературе составлена на основе федерального компонента...
Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе проекта...
Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики...

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПрограмма по литературе для 11 класса составлена на основе федерального...
Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПрограмма по литературному чтению для школ с русским языком обучения...
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения...

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconПрограмма по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г.), на основе примерной Программы...

Образовательная программа по русской литературе для школ с родным (не­русским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции