Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология




Скачать 493.67 Kb.
НазваниеДисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология
страница1/4
Дата публикации02.10.2014
Размер493.67 Kb.
ТипКраткое содержание
literature-edu.ru > Лекции > Краткое содержание
  1   2   3   4


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дисциплина специальности 050703- Дошкольная педагогика и психология


Методические рекомендации студентам


Разработал:

доцент кафедры ППО

Евдокимова М.В.
Обсужден на заседании кафедры ППО

«___» __________ 200 г.,

протокол №


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Методические рекомендации к лекционному курсу………………2

  2. Методические указания по семинарским занятиям………………7

  3. Методические указания по практическим занятиям……………..9

  4. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………...41



  1. Методические рекомендации к лекционному курсу





Особенностью курса лекций по «Теории и методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста» является обязательное использование на каждом лекционном занятии большого количества практических упражнений. Это могут быть примеры, иллюстрирующих содержание теоретического материала (например, слушание и анализ музыки, исполнение вокальных, музыкально-ритмических музыкальных произведений из программного репертуара дошкольного образовательного учреждения, анализ методов диагностики и развития музыкальных способностей и т.п.). Кроме того, в течение всего срока обучения предполагается постоянное включение специальных заданий, направленных на развития музыкальных способностей студентов, на формирование и развитие навыков слухового анализа музыкальных произведений, навыков пения соло и в вокально-хоровом коллективе, исполнения элементарных музыкальных попевок и мелодий детских песен по нотам. Все это требует регулярного посещения не только практических, но и лекционных занятий по данной дисциплине. Самостоятельная проработка пропущенного теоретического материала возможна по основным учебным пособиям (Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младше­го возраста. Учебное пособие. - М.: Владос, 2000; Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2000; Радынова О.П. и др. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999 ). Однако, для студентов, не имеющих музыкального образования, при этом потребуются индивидуальные консультации преподавателя или студентов, окончивших музыкальную школу.
Краткое содержание теоретических занятий (32 часа)



Теоретические основы музыкального воспитания и развития

(6 часов)

Эстетика. Культурология. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоническое развитие чело­века. Основные положения педагогики искусства, ее теоретические основы. Искусство как средство воспитания. Классификация искусств по способу восприятия. Содержание и форма в искусстве. Личное, национальное и межнациональное в искусстве. Музыкальная психология. Психологические особенности восприятия искусства. Особенности восприятия синтетических искусств. Элементарная теория музыки. Музыкальная грамота. Музыкальная речь. Музыкальная интонация как средство художественного общения.

Музыкальная культура, музыкальное воспитание, музыкальное развитие. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития. Музыкально-эстетическое воспитание в современных социокультурных условиях. Роль искусства в формировании мировоззрения личности.
Характери­стика системы музыкального воспитания, средства музыкального воспитания. Преемственность музыкального воспитания (ДОУ – школа – ДОД – колледж – ВУЗ). Методы музыкальной педагогики. Способы и методы воспитания музыкальной культуры личности дошкольника, студента.

Концепции, программы, ведущие тенденции музыкального воспитания и образования. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Задачи музыкального воспитания детей. Возрастные особенности музы­кального развития детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной педагогике.

Музыкальная культура личности и проблемы ее формирования.
Структура музыкальности и возрастные уровни ее развития. Музыкальные способности – классификация, характеристика, диагностика, прогнозирование и отслеживание развития. Диагностика специальных способностей и исследование музыкальных интересов студентов как необходимый этап в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Принципы репертуарной политики, подбор программного материала.

Основы преподавания курса «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста» в педколледже (4 часа)

Ознакомление с программой курса. Место курса в профессиональной подготовке преподавателя педагогического колледжа. Обсуждение требований к отчетным материалам, разным видам контроля.

Современные дидактические требования к занятию со взрослыми. Принципы отбора содержания курса «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста» в педколледже. Методы и формы организации занятий со студентами. Проблемное обучение на музыкальных занятиях. Особенности планирования занятий по методике преподавания музыкального воспитания. Моделирование учебно-педагогического процесса в колледже. Проектирование занятия.

Формирование музыкальной грамотности студента колледжа.
Методы и формы организации мониторинга качества знаний студентов. Особенности отслеживания результативности творческой деятельности студентов, «количественная» и «качественная» оценка. Внеаудиторная музыкальная деятельность студентов.

Самооценка результативности педагогической деятельности. Знания, умения, качества личности, необходимые для выполнения педагогических функций в процессе преподавания курса «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста» в педколледже.

Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка (2 часа)

Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, стар­шего воспитателя, заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания.

Виды детской музыкальной деятельности (12 часов)

Слушание-восприятие музыки. Значение и задачи слушания-восприятия музыки. Формы слушания музыки. Серьезная музыка, ее роль в воспитании художественного вкуса. Музыкальное воспитание на традициях национальных культур. Содержание и приемы работы по слушанию музыки в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Детское музыкальное исполнительство. Общая характеристика приемов воспита­тельной работы.

Пение. Роль и задачи пения. Строение голосового аппарата, механизм голосообразования. Особенности детского певческого голоса. Охрана детского певческого голоса и соблюдение гигиенических норм в процессе творческой деятельности и обучения. Основные певческие навыки. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению. Песенный репертуар и требования к его подбору. Под­готовка педагога к обучению детей пению. Обучение пению в разных по воз­расту группах.

Музыкально-ритмические движения. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания. Виды музыкально-ритмической деятельности. Об­щие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах. Подготовка пе­дагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям.

Игра на музыкальных инструментах. Классификация музыкальных инструментов. Инструментальное музицирование, его роль в развитии музыкальных способностей. Организация занятий по обучению игре на инструментах. Методика обучения детей игре на музыкальных инстру­ментах.

Музыкально-образовательная деятельность. Музыкально-дидактические игры. Значение музыкально-дидактических игр. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.

Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Психология творчества. Работа с одаренными детьми. Особенности оценки результативности творческой деятельности обучающихся.

Формы детской музыкальней деятельности (8 часов)

Музыкальные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Значение, задачи музыкальных занятий и требова­ния, предъявляемые к их проведению. Типы и виды музыкальных занятий. Организа­ция и построение музыкальных занятий. Организация и проведение музыкаль­ных занятий с детьми разного возраста. Роль воспитателя в процессе проведе­ния музыкальных занятий.

Вечера развлечений. Значение развлечений, их виды и формы. Роль му­зыки на вечерах развлечений. Организация и проведение вечеров развлечений.

Музыка на праздниках. Содержание и организация празд­ников. Подготовка и проведение праздников.

Роль музыки в повседневной жизни детского сада и семьи. Самостоятельная музыкальная деятельность. Общая характеристика самостоятельной музыкальной деятельности, ее условия и содержание. Руковод­ство педагогом самостоятельной музыкальной деятельностью детей.



  1. Методические указания по семинарским занятиям (6 часов)


Цель: расширить кругозор студентов, воспитать навыки творческого мышления, умения отстаивать свои убеждения.

При подготовке к семинарским занятиям студенту необходимо: выбрать наиболее значимый для него вопрос по предложенной теме; самостоятельно организовать поиск и изучение материалов с привлечением ресурсов Internet по данной проблеме; письменно представить тезисы по анализу теоретических аспектов исследуемого вопроса; сформулировать практические рекомендации по использованию полученной информации; оформить список литературы и ссылок на электронные источники.

1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  • Сущность музыкального искусства и его роль в жизни детей.

  • Система музыкально-эстетического воспитания в нашей стране. Проблемы музыкального воспитания дошкольников.

  • Роль теории и методики музыкального воспитания в системе учебных пред­метов педагогического колледжа.

  • Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

  • Цели и задачи музыкального образования.

  • Содержание, формы и средства музыкального воспитания и развития.

  • Общие и специфические методы преподавания курса «Методика музыкального развития детей дошко­льного возраста» в педколледже.

2. Структура музыкальности и уровни ее развития у детей и взрослых (2 ча­са)

Вопросы для обсуждения:

  • Структура музыкальности ребенка.

  • Основные музыкальные способности и способы их развития.

  • Формирование музыкальных и музыкально-сенсорных способностей ребен­ка. Их связи и соотношения.

  • Требования, предъявляемые к уровню музыкальности детей на разных воз­растных этапах.

  • Методы диагностики и показатели музыкального развития ребенка.

  • Особенности развития музыкальной культуры и музыкальных способностей студентов.

3. Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ре­бенка (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  • Роль заведующей и старшего воспитателя в организации процесса музы­кального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

  • Роль воспитателя в осуществлении процесса музыкального воспитания детей.




  • Назначение перспективного и календарного планов в деле музыкального воспитания и развития ребенка.

  • Оборудование и пособия, необходимые для оснащения музыкальной зоны в ДОУ.

  • Значение музыки в повседневной жизни детей. Использование музыки в игровой деятельности детей и режимных моментов ДОУ.

  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей 4-7 лет. Роль и место самостоятельной музыкальной деятельности детей на музы­кальных занятиях и в быту дошкольного учреждения.

  • Роль музыки на праздниках. Подготовка к празднику детей, педагогов и сотрудников ДОУ. Структура праздников, посвященных государственным и значимым для жизни детского коллектива бытовым или народным традициям.

  • Руководство работой по музыкальному воспитанию и развитию ребенка в методических кабинетах города, района.


3. Методические указания по практическим занятиям (26 часов)


  1. Развитие музыкального восприятия дошкольников (4 часа)

Задания для работы.

  • Привести примеры музыкальных произведений разных эпох и на основе анализа средств музыкальной выразительности обосновать стилевые различия произведений.

  • Составить коллекцию музыкальных произведений (шедевров классиче­ской и народной музыки) по одной из предложенных тем музыкального вос­питания дошкольников:

  • музыка выражает настроения и чувства человека;

  • песня, танец, марш;

  • музыка рассказывает о животных и птицах;

  • природа и музыка;

  • сказка в музыке;

  • музыкальные инструменты.

  • Подобрать, прокомментировать: контрастные произведения одного жанра; контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия; одно произведение с различной интерпретацией художествен­но-образного содержания в нескольких вариантах исполнения, доступных восприятию детей разного возраста.

  • Найти выразительные интонации в произведениях дошкольного репер­туара.

  • Сочинить выразительные интонации, передающие настроения, звуко­подражание.

  • Разработать конспекты музыкальных занятий (раздел «Слушание музы­ки») для группы детского сада, студентов колледжа. Показать усложнение задач развития музыкального восприятия при последующих прослушиваниях музыкальных произведений. Указать методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.

Литература:

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразова­тельной школе. — М., 1983.

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музы­ки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 229-244.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983.

Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психоло­гия. - М., 1993. - С. 84-103.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977.

Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972.

Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1989.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М., 1985.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.

Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке // Дошк. воспитание. — 1992.- № 10.- С. 39-42.

При изучении литературы студентам следует опираться на то, что восприя­тие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности детей. Важно понять, что развитие музыкального восприятия в дошкольном возрасте осу­ществляется посредством всех видов музыкальной деятельности и во многом зависит от содержания музыкального образования. Основным компонентом музыкального образования является репертуар, изучаемый деть­ми, поэтому освоение данной темы целесообразно начать с характеристики принципов отбора музыкальных произведений, используемых в работе с до­школьниками. Следует раскрыть требования к реализации принципов художе­ственности и доступности музыкального репертуара.

Опираясь на знание специфики музыкального искусства и способов позна­ния музыки детьми, следует раскрыть содержание понятий интонационный сло­варь эпохи, интонационный музыкальный опыт ребенка, охарактеризовать осо­бенности музыки разных эпох, обосновать ее стилевые различия.

Будущим специалистам необходимо усвоить, что репертуар, который ис­пользуется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на отно­шение детей к музыке. Вопрос о доступности музыкальных произведений следует рассмотреть в двух аспектах: доступность художественно-образного содержания музыки и доступность воспроизведения музыкальных произведений дошкольниками.

На основе анализа литературы необходимо обосновать положения о том, что доступность художественно-образного содержания музыки должна соотно­ситься с эмоциональным опытом ребенка и способностью сопереживать чув­ствам, выраженным в музыке. Важно обсудить вопрос о соотношении про­граммных и непрограммных произведений, включенных в репертуар, о рас­ширении круга доступных музыкальных интонаций, о педагогических условиях формирования интереса к классической музыке.

Другой аспект доступности репертуара — исполнение произведений деть­ми — следует рассматривать применительно ко всем видам музыкального ис­полнительства и с учетом возрастных возможностей дошкольников. В пении это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми сложного ритмического рисунка, скромные фонетические и лексические воз­можности развития речи (особенно в младшем дошкольном возрасте). В связи с этим студентам необходимо сформулировать требования к отбору песенного ре­пертуара для детей. Аналогично следует рассмотреть вопрос о доступности ис­полнительского репертуара в игре на детских музыкальных инструментах.

В музыкально-ритмических движениях требования доступности музыкаль­ного репертуара тесно соотносятся с доступностью художественно-образного содержания музыки, используемой в танцах, хороводах, музыкально-ритми­ческих упражнениях, сюжетно-образных движениях и др. Основное внимание при отборе репертуара должно уделяться яркости, динамичности музыкаль­ных образов, способных побудить ребенка к двигательной активности. Реко­мендуется отобрать произведения мировой музыкальной классики, которые возможно использовать в танцах, играх, упражнениях и двигательных импро­визациях в дошкольном возрасте.

Вопрос об отборе репертуара следует связать с принципами его примене­ния в педагогическом процессе музыкального воспитания детей. На основе анализа программ Д.Б.Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, построенных по содержательно-тематическому принципу, следует показать эффек­тивность тематического подбора репертуара в решении основных задач музы­кального воспитания дошкольников.

Подготовка к обсуждению методики развития музыкального восприятия потребует знания общей характеристики восприятия как психического про­цесса. Необходимо дать определение восприятия, раскрыть его физиологиче­ские основы и ведущие свойства, показать связь восприятия с движением и отличие восприятия от ощущений.

Изучив рекомендуемую литературу, студенты должны обратить внимание на такие качества музыкального восприятия, как эмоциональность, актив­ность, осознанность, а также его познавательный, оценочный и ассоциативный характер. Следует выделить этапы развития музыкального восприятия в до­школьном возрасте.

В соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей млад­шего, среднего и старшего дошкольного возраста, необходимо показать воз­можности развития у них музыкального восприятия. На основе полученных знаний следует выделить задачи развития музыкального восприятия и соотнести их с основными задачами му­зыкального воспитания дошкольников.

Необходимо конкретизировать содержание каждого из методов обучения, рассмотренных ранее, в соответствии со спецификой развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте, обращая особое внимание на проблемный характер методов и приемов обучения, способствующих акти­визации процесса восприятия музыки детьми. Студентам рекомендуется на основе анализа литературы разработать методические указания по применению словесных, наглядных, практических методов обучения в процессе развития музыкального восприятия дошкольников, привести конкретные примеры при­емов активизации мышления, воображения, творчества детей во время слу­шания музыки.

При подготовке к занятиям необходимо изучить и проанализировать методи­ку организации слушания музыки в разных возрастных группах детского сада. Характеризуя приемы обучения, следует показать технологию их применения не только в зависимости от возраста детей, но и от этапа слушания музыкально­го произведения. При обсуждении этого вопроса целесообразно использовать данные анализа просмотренных музыкальных занятий и собственные методи­ческие разработки фрагментов музыкальных занятий по слушанию музыки.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconФайла должно быть подписано в соответствии с фамилией и инициалами...
Дошкольная, школьная педагогика и психология (принимаются как теоретические статьи, так и методические разработки)

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconИсследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными,...
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная...

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconЛитература учебная. Подписано в печать
Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучаю­щимся по специальности 031000 «Педагогика и психология». Материалы пособия...

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconУчебное пособие для вузов
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconЛогика Дисциплина «Логика»
Дисциплина «Логика» является федеральным компонентом общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов специальности 030601...

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconСодержание подготовки выпускников
«Актерское искусство» (по двум специализациям), 4,5 года по специальности 070304 «Педагогика балета» и 4-летнее обучение бакалавров...

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconОбщепрофессиональные дисциплины
Дисциплина «Археология» относится к федеральному компоненту цикла опд дисциплин учебного плана специальности 031502 Музеология гос...

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconОбщепрофессиональные дисциплины
Дисциплина «История социологии» относится к федеральному компоненту общепрофессионального цикла дисциплин учебного плана специальности...

Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции