Скачать 150.08 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» Психолого-педагогический факультет Кафедра коррекционной педагогики УТВЕРЖДАЮ И.О.ректора НГПУ ___________Л.Е.Шапошников «____» «__________» 2011 г. Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» Направление 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Олигофренопедагогика» Квалификация выпускника – бакалавр Форма обучения – очная Нижний Новгород, 2011
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие:
2. Место дисциплины в структуре ОПП – дисциплина 3.3.1. «Психология и педагогика семейного воспитания» включена в профессиональный цикл дисциплин Б.3. Изучается в первом семестре. Дисциплина «Психология и педагогика семейного воспитания» опирается на такие дисциплины как: 3.1.5.1. Теория обучения и воспитания; 3.2.1. Возрастная анатомия и физиология «Психология и педагогика семейного воспитания» тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как: 3.1.4.1. Общая психология; 3.3.4. Основы психолого-педагогических исследований; Освоение дисциплины необходимо студентам при прохождении ознакомительной практики и комплексной педагогической практики. 3. Требования к результатам освоения дисциплины – Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов, следующих компетенций: общекультурными компетенциями (ОК): способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7); общепрофессиональными способностью и готовностью: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); в области исследовательской деятельности: готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); В результате освоения курса «история психологии» студенты должны: Знать: - теоретико-методологические основы семейного воспитания; - различные теории, концепции психологии и педагогики семейного воспитания; - систематизированное представление об эволюции семьи и семейного воспитания; - актуальные проблемы психологии и педагогики семейного воспитания и семьи в современной России; - характеристику современной семьи и динамику ее развития; - типы и виды семейного воспитания. основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; Уметь: - cсвободно ориентироваться в понятийно-категориальном аппарате изучаемой дисциплины - применять полученные знания в практической деятельности олигофренопедагога. - анализировать кризисы и конфликты в семейных и супружеских отношениях, а также методы их профилактики и коррекции; - раскрыть влияние супружеских отношений на воспитание и формирование личности ребенка; - анализировать психолого-педагогическую литературу. Владеть: - концептуальными основами семейных систем ключевыми понятиями и определениями психологии и педагогики семейного воспитания; 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Таблица 1
Распределение часов курса по неделям (табл. 2) Таблица 2
Таблица 3.
5. Образовательные технологии На практических занятиях организуется практическая деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического и конструктивного характера. Для этого используются активные методы обучения: - работа с опорными конспектами; - разработка презентаций по заданной тематике; - выполнение аналитических заданий (сопоставительный анализ технологий, определение их достоинств и недостатков); - дискуссии; - анализ конкретных ситуаций; - моделирование различных аспектов профессиональной деятельности; - защита творческих работ. Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время (см. приложение: Рейтинг по дисциплине). Занятия лекционного типа составляют 50% аудиторных занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 66,7%. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Виды самостоятельных работ по дисциплине:
Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля см. рейтинг-план по дисциплине. 6.1. Виды контроля успеваемости и форма организации самостоятельной работы студентов В рамках дисциплины осуществляются следующие виды контроля успеваемости студентов: - текущий, который предназначен для управления усвоением знаний, умений и навыков. Формами текущего контроля являются внутрисеместровая аттестация (в форме опроса на семинаре, составление веб-квестов, промежуточное тестирование, оценка СРС). - промежуточный в виде КСР - итоговый, устный опрос по вопросам к зачёту, если не набрано достаточного количества баллов Целью контроля студентов является проверка качества освоения разделов дисциплины в течение учебного семестра, повышение уровня успеваемости и активизация самостоятельной подготовки студентов. Аттестация по дисциплине «Психология и педагогика семейного воспитания» проводится: - преподавателем, читающим дисциплину, не реже одного раза в семестр после изучения раздела. По итогам работы студент может быть аттестован условно аттестован, не аттестован. При выставлении аттестации учитывает участие студента в аудиторной работе, степень усвоения им учебного материала, и выполнение всех видов самостоятельной работы. Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя. В самостоятельной работе по дисциплине «Основы научных исследований в педагогике и психологии» выделяют два уровня: Первый - самостоятельная деятельность на аудиторных занятиях (не менее 40% времени, отведенного на СРС), осуществляемая через взаимодействие преподавателя и студента; второй – собственно самостоятельная работа, выполняемая на основе свободного выбора времени, места, последовательности подготовки и самоконтроля. Текущий контроль знаний студентов проводится на практических занятиях в форме беседы по основным вопросам темы, обсуждения результатов практических работ, проверки контрольных работ, результатов выполнения самостоятельной работы студентов. Таблица 4 Виды самостоятельной работы студентов
Таблица 5 Распределение времени на СРС и баллов при контроле успеваемости
Количество баллов рубежных аттестаций и любая форма проверки знаний и умений суммируются и оцениваются. Студент может «заработать» дополнительные 20 баллов, выполнив учебно-исследовательскую работу и подготовив доклад на научно-практическую конференцию. Оценки выставляются в соответствии с табл. 6 Таблица 6
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое освоение дисциплины Для качественного освоения дисциплины и организации учебного процесса предусмотрены: - раздаточный дидактический материал в форме наглядных опор, таблиц, опрорных конспектов; - телевизор, мультимедийная установка, ноутбук; - подборка статей по дисциплине, - компьютерные презентации, позволяющие расширить представления студентов о спецификесемейного воспитания. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОСТ ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению Направление 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика» Автор составитель: канд.психол.наук, доцент кафедры коррекционной педагогики НГПУ Ольхина Е.А. Рецензент: Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от ___________ 20111 года Протокол № |
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 7«Психология и педагогика» «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» |
||
Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» «Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,... |
Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются |
||
Рабочая программа дисциплины «БЗ. Р» Семинарское занятие Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания (1 час) |
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории... Института дошкольного воспитания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология» Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии |
Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка... |
||
Рабочая программа дисциплины «Детская психология» Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов... |
Рабочая программа дисциплины Общая и экспериментальная психология... Учебная дисциплина 1 «Общая и экспериментальная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (базовая часть 1) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |