Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»




Скачать 150.08 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Дата публикации15.09.2014
Размер150.08 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра коррекционной педагогики

УТВЕРЖДАЮ

И.О.ректора НГПУ

___________Л.Е.Шапошников

«____» «__________» 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

«Психология и педагогика семейного воспитания»
Направление 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Олигофренопедагогика»
Квалификация выпускникабакалавр
Форма обучения – очная


Нижний Новгород,

2011

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие:

  1. Познакомить студентов с теоретико-прикладными основами педагогики и психологии семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта.

  2. Дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейного воспитания в России и зарубежом

  3. Проанализировать накопленный опыт и современные достижения отечественной и зарубежной педагогики и психологии по вопросам семейного воспитания.

  4. Сформировать у студентов систему знаний о современных принципах, подходах и технологиях семейного воспитания.

  5. Вооружить студентов знаниями о формах, методах, принципах и подходов в семейном воспитании;

  6. Сформировать у студентов навыки использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ОПП – дисциплина 3.3.1. «Психология и педагогика семейного воспитания» включена в профессиональный цикл дисциплин Б.3. Изучается в первом семестре.

Дисциплина «Психология и педагогика семейного воспитания» опирается на такие дисциплины как:

3.1.5.1. Теория обучения и воспитания;

3.2.1. Возрастная анатомия и физиология

«Психология и педагогика семейного воспитания» тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как:

3.1.4.1. Общая психология;

3.3.4. Основы психолого-педагогических исследований;

Освоение дисциплины необходимо студентам при прохождении ознакомительной практики и комплексной педагогической практики.
3. Требования к результатам освоения дисциплины –

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов, следующих компетенций:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

общепрофессиональными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
В результате освоения курса «история психологии» студенты должны:

Знать:

- теоретико-методологические основы семейного воспитания;

- различные теории, концепции психологии и педагогики семейного воспитания;

- систематизированное представление об эволюции семьи и семейного воспитания;

- актуальные проблемы психологии и педагогики семейного воспитания и семьи в современной России;

- характеристику современной семьи и динамику ее развития;

- типы и виды семейного воспитания.

основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

Уметь:

- cсвободно ориентироваться в понятийно-категориальном аппарате изучаемой дисциплины

- применять полученные знания в практической деятельности олигофренопедагога.

- анализировать кризисы и конфликты в семейных и супружеских отношениях, а также методы их профилактики и коррекции;

- раскрыть влияние супружеских отношений на воспитание и формирование личности ребенка;

- анализировать психолого-педагогическую литературу.

Владеть:

- концептуальными основами семейных систем ключевыми понятиями и определениями психологии и педагогики семейного воспитания;

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Таблица 1

Семестр

Лекции, час

Практические занятия, час

Самостоятельная работа, час

Всего

Зачетных единиц

Форма контроля

1

18

18

27+9

72

2

зачёт


Распределение часов курса по неделям (табл. 2)

Таблица 2

Виды занятий

Количество часов (академических) в неделю

1 семестр (17 недель)

Аудиторные

2

Лекции

1

Практические занятия

1

Самостоятельная работа студента, в т.ч.

СРС в аудитории в присутствии преподавателя

2 ч

40% от 2 ч = 32 мин



Таблица 3.



п/п


Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости ФПА

Лекц.

пр.з.

сам.раб.

КСР

1.

Проблема семьи и семейного воспитания в психолого-педагогической литературе. Нормативно-правовые документы по семье, основы государственной семейной политики

1

1-2

2

2

2




Конспектирование литературы, составление тифлопедагогического словаря

2.

Характеристика семейного воспитания в различные исторические периоды

1

3-5-6

4

4

6




Конспектирование литературы, тестирование

3.

Основы семейного воспитания

1

7-10

4

4

8




Подготовка доклада

4.

Типы, виды и стили семейного воспитания

1

11-14

2

4

8




Конспектирование литературы

5.

Типичные ошибки семейного воспитания и пути их преодоления

1

15-16

2

2

6




Составление фрагментов коррекционной программы

6.

Особенности семейного воспитания в разных типах семей




17

2

2

6




тестирование













18

18

36

2

ФПА без оценки


5. Образовательные технологии

На практических занятиях организуется практическая деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического и конструктивного характера.

Для этого используются активные методы обучения:

- работа с опорными конспектами;

- разработка презентаций по заданной тематике;

- выполнение аналитических заданий (сопоставительный анализ технологий, определение их достоинств и недостатков);

- дискуссии;

- анализ конкретных ситуаций;

- моделирование различных аспектов профессиональной деятельности;

- защита творческих работ.

Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время (см. приложение: Рейтинг по дисциплине).

Занятия лекционного типа составляют 50% аудиторных занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 66,7%.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Виды самостоятельных работ по дисциплине:

  1. Подготовка к практическим занятиям: подбор литературы по определенной тематике, изучение литературы по каждой теме, аннотация литературы, выполнение практических заданий.

  2. Подготовка к контрольным работам по каждой теме.

  3. Выполнение конструктивных домашних заданий.

  4. Самостоятельное изучение отдельных тем.

  5. Анализ стилей семейного воспитания;

  6. Составление памяток для родителей по основам семейного воспитания.

  7. Конспектирование статей по проблемам семейного воспитания.

  8. Разработка инструментария для сбора информации по актуальным проблемам конкретной семьи.

Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля см. рейтинг-план по дисциплине.
6.1. Виды контроля успеваемости и форма организации самостоятельной работы студентов

В рамках дисциплины осуществляются следующие виды контроля успеваемости студентов:

- текущий, который предназначен для управления усвоением знаний, умений и навыков. Формами текущего контроля являются внутрисеместровая аттестация (в форме опроса на семинаре, составление веб-квестов, промежуточное тестирование, оценка СРС).

- промежуточный в виде КСР

- итоговый, устный опрос по вопросам к зачёту, если не набрано достаточного количества баллов

Целью контроля студентов является проверка качества освоения разделов дисциплины в течение учебного семестра, повышение уровня успеваемости и активизация самостоятельной подготовки студентов.

Аттестация по дисциплине «Психология и педагогика семейного воспитания» проводится:

- преподавателем, читающим дисциплину, не реже одного раза в семестр после изучения раздела.

По итогам работы студент может быть аттестован условно аттестован, не аттестован. При выставлении аттестации учитывает участие студента в аудиторной работе, степень усвоения им учебного материала, и выполнение всех видов самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя. В самостоятельной работе по дисциплине «Основы научных исследований в педагогике и психологии» выделяют два уровня: Первый - самостоятельная деятельность на аудиторных занятиях (не менее 40% времени, отведенного на СРС), осуществляемая через взаимодействие преподавателя и студента; второй – собственно самостоятельная работа, выполняемая на основе свободного выбора времени, места, последовательности подготовки и самоконтроля.

Текущий контроль знаний студентов проводится на практических занятиях в форме беседы по основным вопросам темы, обсуждения результатов практических работ, проверки контрольных работ, результатов выполнения самостоятельной работы студентов.

Таблица 4

Виды самостоятельной работы студентов



п/п

Виды СРС


Количество часов


1.

Подготовка к практическим занятиям

10

2.

Подготовка контрольной работы

9

3.

Подготовка самостоятельных заданий по темам

8

4.

Составление глоссария

4

5.

Подготовка к зачёту

5




Всего

93


Таблица 5

Распределение времени на СРС и баллов при контроле успеваемости



Испытания / Формы СРС

Неделя

Время на подготовку/выполнение, час

Баллы

Примечание

1.

СРС № 1

3

2

5

Систематизация фактического материала в таблицу

3.

СРС № 2

5

3

5

Подготовка презентаций

4.

СРС № 3

15

3

5

Анализ и систематизация материала в соответствии с предложенным планом

7.

Контрольная работа № 1

8

3

10

Анализ и систематизация материала в соответствии с предложенным планом.

Подготовка презентаций

8.

Контрольная работа № 2

13

3

10

Анализ и систематизация материала в соответствии с предложенным планом.




Контрольная работа № 3

17

3

10




9.

Защита практических работ, творческих проектов, участие в дискуссии на практических занятиях

1-17

10

30

Анализ и систематизация материала в соответствии с предложенным планом

10.

Составление глоссария

1-17

4

5

Систематизация понятий. Глоссарий.

11.

Зачёт




5

20







Итого за семестр




36

100




Количество баллов рубежных аттестаций и любая форма проверки знаний и умений суммируются и оцениваются. Студент может «заработать» дополнительные 20 баллов, выполнив учебно-исследовательскую работу и подготовив доклад на научно-практическую конференцию. Оценки выставляются в соответствии с табл. 6

Таблица 6

Баллы за семестр

Автоматическая оценка

Баллы за зачёт

Общая сумма баллов

Итоговая оценка (при необходимости ФПА с оценкой)

>81













51-80

-

0-20

51-75

76-99

≥100

3

4

5

<50

-

-




Не зачтено


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие.- СПб., 2005.- 244 с.

  2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.,1991.

  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.,1996.

  4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1998.

  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия,1999.

  6. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и проблемы. – М., 1995.

  7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций.- М., 2000.-512 с.

б) дополнительная литература:

  1. Азаров Ю. Семейная педагогика. М., 1993.

  2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение – М., 1994.

  3. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. М., 1995.

  4. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

  5. Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи). Практикум. С-Пб., «Петрополис», 2000.

8. Материально-техническое освоение дисциплины

Для качественного освоения дисциплины и организации учебного процесса предусмотрены:

- раздаточный дидактический материал в форме наглядных опор, таблиц, опрорных конспектов;

- телевизор, мультимедийная установка, ноутбук;

- подборка статей по дисциплине,

- компьютерные презентации, позволяющие расширить представления студентов о спецификесемейного воспитания.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОСТ ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению Направление 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика»
Автор составитель: канд.психол.наук, доцент кафедры коррекционной педагогики НГПУ Ольхина Е.А.
Рецензент:


Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от ___________ 20111 года

Протокол №

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconРабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 7«Психология и педагогика»
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconПрограмма подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»
«Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconРабочая программа дисциплины «БЗ. Р»
Семинарское занятие Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания (1 час)

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconПрограмма разработана на основе исследований, проведен­ных в лаборатории...
Института дошкольного вос­питания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconРабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconРабочая программа дисциплины «Детская психология»
Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов...

Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» iconРабочая программа дисциплины Общая и экспериментальная психология...
Учебная дисциплина 1 «Общая и экспериментальная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (базовая часть 1)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции