Программа элективного курса «Экология Северного района»




Скачать 203.16 Kb.
Название Программа элективного курса «Экология Северного района»
Дата публикации 09.06.2014
Размер 203.16 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа
Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экология Северного района» предназначена

для учащихся 9 классов общеобразовательных школ Северного района и включает материал по экологической оценке состояния окружающей среды. Курс рассчитан на 34 часа, внеучебная деятельность спланирована в объеме 18 часов внеклассного экологического мониторинга.

Содержание включает изучение природных сред и объектов на основе наблюдений, исследований, проектирования. Главным в изучении экологической обстановки своей местности является формирование экологически ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью на основе развития экологического сознания, экологического мышления, экологически целесообразной деятельности.

Предполагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экологии родного края, об антропогенном загрязнении окружающей среды, ее причинах и последствиях,

способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Содержание курса позволяет использовать проблемный подход, исследовательский характер обучения, развивать интеллектуальные умения (анализа, сравнения, обобщения).

Программа предусматривает ведение различных наблюдений в окружающей среде и практические работы.

В процессе изучения курса используются традиционные формы и методы обучения, разнообразные методические приемы, способствующие не только овладению знаниями, но и воспитанию и развитию учащихся.

Усвоение содержания курса обеспечивает формирование умений, необходимых для решения конкретных задач данного курса.

Практическая направленность программы обеспечивается конкретизацией требований к формированию умений работать с разнообразными источниками экологической информации и непосредственно на местности.

Задачи курса:

  • формирование системы знаний о месте человека в природе;

  • воспитывать экологическую культуру на основе экологических умений

  • по ведению наблюдений, соблюдению правил поведения в природе;

  • учить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов, оценивать экологическую ситуацию своей местности и намечать пути решения экологических проблем;

  • формировать систему экологических знаний, организацию и проведение экологических мероприятий по охране природы, развивать экологическое мышления;

  • развивать общекультурную компетентность учащихся, опыт самореализации, коллективное взаимодействие;

  • воспитывать эстетический вкус, бережное, ответственное отношение к природе и памятникам природы;

  • создавать основу для развития патриотизма и любви к родному краю.

Содержание программы

Введение.(3ч.)

Понятия «экология», «охрана природы», «экологические проблемы». Взаимосвязь глобальных и экологических проблем. Цель курса, задачи и методы исследования природных сред и объектов. Методы исследования экологического состояния (воздуха, воды, почвы).

Экологическая оценка окружающей среды Северного района. Экологические проблемы района.

Тема 1. Экологическое состояние и проблемы воздушного бассейна.(6ч.)

Состояние атмосферы и методы исследования.

Источники загрязнения: выхлопные газы транспорта, сжигание топлива для

электро- и теплоснабжения, ЛПУ МГ ООО «Самаратрансгаз», сельскохозяйственное производство, бытовые отходы.

Вещества – загрязнители. Выброс загрязняющих веществ.

Влияние природных факторов на воздушный бассейн ( озоновые дыры, клима-

тический и радиационный режим ).

Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Закон РФ об охране окружающей среды и его действие на территории Оренбургской области.

Практическая работа: оценка загрязнения воздуха по автотранспортной нагрузке.

Тема 2. Экологическое состояние и проблемы внутренних вод

Северного района. (6ч.)

Основные виды загрязнения внутренних вод района: сельскохозяйственные предприятия, жилищно – коммунальное хозяйство, АО молокозавод «Северный», нефтепродукты.

Причины и степень загрязнения малых рек ( Сок, Кандызка, Дымка, Сула, Иркуль, Большая Бугурусланка, Кармалка).

Законы РФ и Оренбургской области об охране малых рек от загрязнения.

Подземные воды, их значение для водоснабжения и питания. Причины загрязнения подземных вод и опасность этого процесса.

Роль родников в гидрологическом режиме реки Кармалки, необходимость их охраны.

Экскурсия на очистные сооружения молокозавода «Северный».

Ознакомление с методами химической оценки воды.

необходимость их охраны.

Практическая работа: исследование экологического состояния водных источников на территории района, в том числе по данным информации ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области».

Тема 3. Экологическое состояние и проблемы использования земельных

ресурсов района. (8ч.)

Земельный фонд Северного района, его динамика использования. Причины

изменения площадей сельскохозяйственных угодий.

Источники загрязнения почв: неправильная обработка земель, кислотные дожди, металлолом, нефтепродукты и т. д.

Проблемы свалок, их влияние на почву: отходы бытовые.

Причины истощения и разрушения почв. Соблюдение законов о Земле.

Экскурсия в овраг «Лей латка» (с мордовского «овраг с речкой, ручьем»).

Практическая работа: описание почвенного разреза по генетическим горизонтам.

Тема 4. Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов.(8ч.)

Оценка лесопокрытой площади района, продуктивность лесных ресурсов и их использование на основе материалов местной статистики.

Основные типы растительности Северного района.

Недревесная дикорастущая продукция леса (пищевые, лекарственные растения, грибы).

Редкие и исчезающие растения Оренбургской области. Растения местной флоры, занесенные в Красную книгу Оренбургской области.

Памятники природы: Усмановский сосновый бор, «Екатерининская береза», «Чиляевский липняк».

Правила поведения в лесу.

Экскурсия: изучение лесного фитоценоза с целью освоения методов исследования.

Практическая работа: паспортизация памятников природы Северного района: ручей «Медведка», холодный родник «Мочилка», «Острая гора», «Рычковский парк», урочище и родник «Бутырки», форелевый ручей «Сула», Усмановский сосновый бор.

Творческая работа: гербаризация растений лесной флоры.

Тема №5. Рациональное использование и охрана животного мира.(9ч).

Состояние (состав) фауны Северного района.

Воздействие человека на животных (массовое истребление и охота, браконьерство, разрушение местообитаний, применение пестицидов, загрязнение токсикантами).

Охотничья фауна, ее роль и значение. Понятие о лицензиях.

Восстановление популяций редких видов рыб в ручьях района (ручьевая форель, европейский хариус).

Виды животных области, занесенные в Красную книгу Оренбургской области. Закон о животном мире Оренбургской области. Экологические принципы охраны редких животных.

Творческая работа: фенологические наблюдения за жизнью животных в связи с приспособлениями к среде обитания.

Тема №6. Охрана ландшафтов Северного района. (9ч.)

Типы особо охраняемых территорий.

Памятники природы Северного района.

Категории охраняемых территорий (заказники, памятники природы, лесопарки и т. п.).

Закон РФ и Оренбургской области «Об особо охраняемых территориях».

Охрана уникальных памятников природы Северного района.

Практическая работа: экскурсия в типичный фитоценоз.

Практическая работа: сбор материалов о ландшафтах своей местности для школьного музея, экологического уголка.

Тема №7. Мониторинг окружающей среды и здоровья населения.(5ч.)

Понятие «мониторинг», виды мониторинга. Методы исследования природных сред и объектов. Значение мониторинга. Система оздоровления населения района.

Практическая работа: оценка состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы).

Практическая работа: разработка и защита проекта «Мы и наш район в будущем».

Учебно – тематический план





занятия

Наименование разделов,

тем

Количество часов

Формы

контроля

Лекция

Практика




Введение.

3



Реферат №1

1

Экологическое состояние и проблемы воздушного бассейна.

4

2






2

Экологическое состояние и

проблемы внутренних вод

Северного района.

4

2



Отчет об

экскурсии

3

Экологическое состояние и

проблемы использования

земельных ресурсов района.

4


4



Реферат №2

Отчет об

экскурсии

4

Экологическое состояние и

проблемы рационального

использования раститель-

ных ресурсов.

4

4

Реферат №3

Отчет об

экскурсии

Гербарий

5

Рациональное использова-

ние и охрана животного мира.

5

4


Реферат №4

6

Охрана ландшафтов Северного района.

5

4

Реферат №5

Отчет об

экскурсии

7

Мониторинг окружающей

среды и здоровья населения.

2

3

Проект

Реферат №6

Требования к уровню подготовки выпускников:

Учащиеся должны знать:

-понятия: экологический мониторинг, особо охраняемые территории;

-экологическое состояние окружающей среды своей местности;

-связь видов сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

-проблемы и пути решения улучшения окружающей среды и здоровья населения;

-охраняемые редкие и исчезающие виды растений и животных родного края;

-заказники, памятники природы района;

-методы исследования природных сред и объектов;

-правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять по картам и другим источникам знаний основные черты компонентов природы своей местности;

- описывать участки при экологических исследованиях;

- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека на примере конкретных территорий;

-наблюдать, исследовать источники загрязнений, формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье населения;

- оценивать экологическое состояние природных сред и объектов своей местности;

- выявлять и описывать памятники природы своей местности (родного края);

- прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края;

- участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности;

- соблюдать правила поведения в природе.

Список литературы

  1. Атлас Оренбургской области (К 70-летию Оренбургской области и 260-летию Оренбургского края). Москва: кн. изд-во «Просвещение», 2003.

  2. Географический атлас Оренбургской области / Под ред. А.А.Чибилева. Оренбургское кн. изд-во ДИК. М.,2004.

  3. Красная книга. Оренбург: кн. изд-во, 1998.

  4. Агеес Пьер. Ключи к экологии. СПб, 2004.

  5. Зверев А.Т. «Экология, 10-11», М: «Оникс 21 век», 2004.

  6. Сергейчева Н. А. География Северного района. Бугурусланское кн. изд-во,

2004.

7. Чернова Н. М. и др. Основы экологии, 10(11). М:»Просвещение»,2002.

8. Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск: ЮУКИ, 1999.

9. Чибилев А. А. Природное наследие Оренбургской области. Оренбург:

Оренбургское кн. изд-во. 1996.

10. Чибилев А. А., Мусихин Г. Д., Петрищев В. П. и др. Геологические

памятники природы Оренбургской области. Оренбург: Оренбургское кн.

изд-во, 2000.

11. Экология и право // Зеленый мир. 2003. № 21-22.

12. Экологическое право России (сборник нормативных актов) / Под редакцией

А.К. Голиченкова. М.: Изд-во БЕК, 2005.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕВЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

село Северное Северного района Оренбургской области

Элективный курс

«Экология Северного района»

программа составлена для учащихся 9 класса

естественнонаучного профиля

Программа составлена

учителем географии высшей

квалификационной категории

МОУ «Северная средняя

общеобразовательная школа»

с. Северное

Атнаевой Л. Н.

Утверждена на заседании РМО

учителей географии

протокол № 5 от 15. 02. 2008 г



с. Северное

2008г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Программа элективного курса рассчитана на 17 часов: 6 занятий
На программу элективного курса для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки «Система выживания в современных условиях»,...
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Итоги деятельности отдела образования Северного района в 2010 году...
Учреждениями образования Северного района общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего...
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Рабочая программа По предмету «Экология. Живая планета»
Программа курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В. А. Самкова, Л. И. Шуршал, С. И. Козленко ориентирована на учащихся...
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Учебного курса по риторике для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская...
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района»
Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является...
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Программа элективного курса
Глазковского филиала имени Героя Советского Союза Н. Н. Шерстова мбоу кочетовской сош
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Программа элективного курса «развитие речи»
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 11 класса
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к егэ» в 11 классе
Егэ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу
Программа элективного курса «Экология Северного района» icon Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид...
Будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции