Скачать 158.62 Kb.
|
Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района Алтайского края Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» Автор-составитель:учитель русского языка и литературыЗахарьина Елена АлексеевнаДиректор школы: Вастьянов А.СМамонтово 2008 Программа включает: - пояснительную записку; - содержание программы; - технологию организации учебного процесса; - формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки; - требования к результатам освоения элективного курса; - список литературы; - электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения, методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы сочинений) Пояснительная записка В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы. Цели элективного курса: - гуманитарное развитие учащихся; - развитие творческих способностей личности; - овладение учащимися свободной письменной речью; - подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку Задачи элективного курса: - помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ: - совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. Технология организации учебного процесса по элективному курсу Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях. Содержание программы Модуль1. Теоретический аппарат курса.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности. 1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля 2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля 3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля 4. Экспертная оценка творческих работ. Методическая часть Прогнозируемый результат Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь: - понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; - определять позицию автора; - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт); - уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно - анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки. Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14. Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»). Список рекомендуемой литературы Литература для учащихся:
Дополнительная литература
Приложения Приложение 1. Тематическое планирование элективного курса:
Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ 2007-2008
|
Программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение: подготовка к егэ» Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа... |
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к егэ» в 11 классе Егэ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу |
||
Справка о проведении пробного огэ по русскому языку в 9 классе Муталибова М. А. Варианты заданий состояли из С1(сжатое изложение по прослушанному тексту), С2(сочинение), задания А(всего 7 пунктов),... |
Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:... Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной... |
||
Элективный курс по русскому языку Текст Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа... |
В декабре этого года выпускники школ впервые будут писать сочинение.... В декабре этого года выпускники школ впервые будут писать сочинение. Поясним сразу это не экзамен по литературе или русскому языку... |
||
Материалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С») Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем егэ по русскому языку…». Журнал «Литература»,... |
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 11 класса |
||
Пояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении... |
Анализ результатов егэ по русскому языку за 2009-2011 год Свой доклад я начну с таблицы, составленной Натальей Анатольевной к предыдущему педагогическому совету, которая дает представление... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |