Учебного курса по риторике для 10 класса




Скачать 129.38 Kb.
НазваниеУчебного курса по риторике для 10 класса
Дата публикации02.10.2014
Размер129.38 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Курсовая работа > Урок
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного курса

по риторике

для 10 класса
Составитель Смирнова М.В.



Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская А.К. М.: Дрофа, 2002г.

Данный спецкурс относится, наряду со спецкурсом «Основы философии», к циклу общеразвивающих гуманитарных дисциплин и призвано богатить и расширить кругозор учащихся, обобщить их знания в области филологических и общественных наук. Большое значение уделяется практической деятельности учащихся – публичные выступления перед своими товарищами по заранее подготовленной теме и участие в дискуссии по предлагаемой проблеме. На данном этапе изучения учащиеся отрабатывают навыки грамотного и аргументированного отстаивания своей позиции в процессе выступления входе дискуссии, что имеет важное развивающее и воспитательное значение.

В процессе изучения спецкурса осуществляются межпредметные связи с такими дисциплинами, как русский язык, литература, обществознание, история.
Количество учебных часов:
34 часа (1 час в неделю)
В том числе:

- контрольных работ: 2ч

Учебно-методический комплект:


-
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2005г.

-Ладыженская Т.А.Риторика 1-11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений-М: Флинта, 2003 г.

-Граудина Л.Н. Русская риторика. Хрестоматия.М: Просвещение. 1996г.
Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольная работа, зачёт.

Календарно-тематическое планирование по риторике 10 класс.


Число

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля




Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи.

2

Урок усвоения нового материала

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения лич-ности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элемен-тами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконт-роль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса и истоки современной риторики.

Знать понятия предмета риторики, цели и задачи курса, методы работы в риторическом классе, роль риторики в современном мире

Краткое выступление (5мин) на тему: «Какую роль играет риторика в современной общественной жизни?»




У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала

1

Урок усвоения нового материала

У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

Знать понятие речевого идеала, пути становления и истоки русского речевого идеала

Связное высказывание




Речевой идеал древней классики.

2

Урок усвоения нового материала

Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога.

Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине »), уравновешенность (« годность », « фругалитас » Цицерона).

Иметь представление об основных общеэстетических категориях, определяющих риторический идеал античной классики

Связное высказывание




Риторический идеал раннего христианства.

1

Урок усвоения нового материала

Риторический идеал раннего христианства. Ре­чевой образец евангель-ских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна. Лествичника как от­ражение принятых норм и идеалов речевого поведе­ния.

Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, сми­рение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; рито­рические категории, отражающие этот образец.

Иметь представление о нормах и идеалах речевого поведения христиан на примере евангельских текстов

Знать основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве

Связное высказывание. Анализ евангельского текста.




Древнерусская риторическая традиция.

1

Урок усвоения нового материала

Древнерусская риторическая традиция. Особен­ности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее,
перспективы реконструкции и развития.


Иметь представление о древнерусской риторической традиция. Знать особен­ности русской культуры и специфику отечественного речевого идеала

Уметь создать по риторическому образцу свое выступление.

Связное высказывание.

Выступление по риторическому образцу.




Понятие эффективности речевого общения.

1

Урок усвоения нового материала

Раз­личие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры:
информационное и дискурсивное определения.

Категории монолога и диалога и формы речевого общения.

Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация.

Знать раз­личие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры:
информационное и дискурсивное определения. Уметь реализовать данную стратегию речевого поведения в дискурсе

Описание речевых ситуаций по схеме (с.131)




Основные элементы речевой ситуации

1

Урок усвоения нового мате-риала с обоб-щением ранее изученого

Основные элементы речевой ситуации: говоря­щий, слушающий (адресат, аудитория), предмет ре­чи, условия речевого общения.

Сообщение прямое и косвенное

Знать основные элементы речевой ситуации. Уметь анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения







Оратория: мастерство публичного выступления:


1

Практикум

Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.


Иметь представление о качествах, которые необходимо развивать. Иметь представление о . механизме стресса, способах его преодоления и использования. Знать речевую этику в риторическом понимании








Принципы подготовки к публичной речи.


2

Урок усвоения нового материала

Принцип гармонии речевого события. Принцип гармонизи­рующего диалога в речевом поведении оратора.

Знать принципы подготовки к публичной речи, уметь их использовать при подготовке собственной речи.







Законы эффектив-ного речевого общения: от Арис-тотеля к современ-ной неориторике.

2

Урок усвоения нового материала

Принцип коммуникативного сотрудничества и правила рече­вого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адреса­том.


Знать законы современной общей риторики, риторические средства и принципы их выполнения.







Построение речи «по законам адресата».

2

Практикум

Фактор аудитории. Социология и психология аудитории. Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.


Уметь строить речь «по законам адресата». Владеть приемами и способами самоубеждения, самоанализа.







Структура публич-ного выступления.

Риторический канон: изобретение содер-жания речи (инвенция)

2

Урок усвоения нового материала

Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму.

Знать общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облечения его в словесную форму







Использование техники «общих мест».

1

Урок усвоения нового материала

«Общее место»(топ) как смысловая модель. Топ «род и вид». Топ «определение», его структура и место в речи.

Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.

Составить смысловую схему текста




Использование техники «общих мест».

1

Практикум

Топ «целое – части». Смысловая модель «свойства».

Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.

Анализ текста




Использование техники «общих мест».

1

Практикум

Смысловая модель «сопоставление». Смысловая модель «причина и следствие». Смысловая модель «обстоятельства».

Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.

Анализ текста с под-тверждением выска-занных наблюдений и мнений цитатами




Использование техники «общих мест».

1

Практикум

Смысловая модель «пример» и «свидетельства». Смысловая модель «имя».

Знать смысловые модели, уметь их применять в собственной речи.

Использование в речи принципа бинарных архетипических оппо-зиций ( на примере литературных произведений)




Смысловая схема речи.

1

Практикум

Смысловая схема речи

Уметь составлять смысловую схему речи, изобретать импровизированную речь на предложенную тему.

Составить смысловую схему речи.

Выступление (5 минут), используя составленную схему.




Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

1

Урок усвоения нового материала

Риторические традиции расположения содержания в описании. Принципы расположения содержания в описании.

Знать риторические традиции расположения содержания в описании. Освоить принципы риторического анализа расположения идей в речи .Уметь располагать изобретенное содержание соответственно требованиям риторики.

Описание предмета, архитектурного сооружения, человека.




Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

1

Урок усвоения нового материала

Основные стратегии повествования.

Научиться выбирать ту модель диспозиции, которая отвечает речевому намерению и другим элементам речевой ситуации.

Повествование о со-бытии с использова-нием той или иной повествовательной стратегии и самых распространенных приемов «начала».




Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

2

Урок усвоения нового материала

Структура хрии и использование ее принципов в строении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика со­ставления аннотированного плана выступления.

Уметь видеть модель в готовом тексте и строить свою речь на основании этой модели.

Анализ текста –рассуждения.

Сочинение-рассуждение




Риторический канон: словесное выражение (элокуция)

3

Урок усвое-ния нового материала с обобщением ранее изученого

Фактор удовольствия: эстетика речи. Средст­ва речевой выразитель-ности: «цветы красноре­чия». Важнейшие риторические тропы и фигуры.
Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм;

Уметь слышать и видеть чужую речь как систему риторических средств воздей-ствия. Уметь распознавать риторичес-кие тропы в текстах разной стилистичес-кой и жанровой принадлежности. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи.

Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности




Риторический канон: словесное выражение (элокуция)

1

Урок усвое-ния нового материала с обобщением ранее изученого

Средст­ва речевой выразительности: риторика остроумия: юмор, ирония, намек, пара­докс, их функции в публичной речи.


Уметь распознавать риторические тропы в текстах разной стилистической и жанровой принадлежности. Уметь применять «цветы красноречия» в собственной речи.

Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности




Риторические функции речевой нормы

1

Практикум

Прин­ципы и способы работы над правильностью речи. Эс­тетические функции старой и устаревшей нормы.


Знать риторические функции речевой нормы и уметь применять в собственной речи.

Анализ текстов разной стилистической и жанровой принадлежности







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебного курса по риторике для 10 класса iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература»
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных...

Учебного курса по риторике для 10 класса iconУчебная программа по риторике для 2-го курса Московской Духовной Семинарии введение
Обучение приемам самостоятельного построения основных видов публичной устной и письменной речи

Учебного курса по риторике для 10 класса iconРабочая программа по географии для 6 класса включает разделы: 1
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов

Учебного курса по риторике для 10 класса iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Учебного курса по риторике для 10 класса iconУчебного предмета «Литература» для 5 класса
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов

Учебного курса по риторике для 10 класса iconКравченко А. И. Программа курса «Обществознание» для 6 класса основной школы
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004...

Учебного курса по риторике для 10 класса iconРабочая учебная программа по истории 6 класс для базового уровня
«История», а также программ курса «История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших...

Учебного курса по риторике для 10 класса iconПриказ №82 от 31. 08 2013 рабочая программа курса «Пензенский край...
Рабочая программа курса «Пензенский край в культуре России» для 10 класса составлена на основе общеобразовательной программы среднего...

Учебного курса по риторике для 10 класса iconУчебному предмету «Русский язык» для 11 класса составлена на основе...
«Русский язык» для 11 класса составлена на основе авторской программы курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных...

Учебного курса по риторике для 10 класса iconРабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции