Скачать 132.31 Kb.
|
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 2 КЛАСС Продубнова О.В. 56sev08@rambler.ru Пояснительная записка к программе элективного курса « Развитие речи » 2 класс Развитие речи – это один из сложнейших разделов программы начальных классов. Программа по русскому языку имеет твёрдый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях, помогают детям в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании. Современные дети приходят в школу с довольно развитой устной речью, но речью преимущественно диалогической. Диалог, представляющий общение двух или нескольких лиц, всегда определяется ситуацией, в ней важную роль играют выразительные средства, такие как, интонация, жесты, мимика, вот почему при диалоге возможны неполные высказывания, сокращения. В школе ребёнок начинает обучаться языку в несколько других условиях, в связи с учебной деятельностью, при которой важное значение приобретает изучение грамматики. Кроме того, обучение в школе приучает детей отделять правильное от неправильного, нормативное от ненормативного, формирует умения целесообразно использовать языковые средства в конкретных условиях общения. Предполагаемый элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы. Программа рассчитана на 34 часа обучения в год, по одному занятию в неделю, продолжительностью 40-45 минут. Курс по развитию речи для учащихся 2 класса ставит следующие ЗАДАЧИ:
Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих ПРИНЦИПАХ:
ЦЕЛЬ программы:
ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ занятий курса «Развитие речи» являются:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИКИ И АКЦЕНТЫ программы тесно связаны и одновременно ограничены фазами возрастного развития детей. В программе учтены особенности когнитивных функций, основные этапы анатомо-физиологического и психосоциального развития учащихся. В ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА лежит принцип позитивного педоцентризма, т.е. отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником. ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Занятия должны убедить учащихся в том, что их знания в области русского языка недостаточны для того, чтобы уметь пользоваться русским словом во всём богатстве и разнообразии его проявлений, что язык неисчерпаем, как сама жизнь. Школьники должны понять, что родной язык надо учить постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»2 класс
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса, пользоваться дыханием в процессе речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения, обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Умение выразительно прочитать текст предварительной коллективной подготовки.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Изобразительные средства языка: сравнения, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Умение разбирать предложение по членам, устанавливать связи словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение составлять сложносочинённые предложения с союзами И, А, НО. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Типы текстов: рассуждение – объяснение, рассуждение – доказательство, сравнительное описание. Стилистическая дифференциация текстов (деловой и художественный текст). Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять широкую и узкую тему, микро тему, основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Стихотворный текст. Рифма и ритм. Сочинение считалок, потешек, загадок. Диалог. Реплика диалога. Умение выделить диалог в художественном тексте. Умение выразительно исполнять диалог. Умение составлять диалог по аналогии с данным.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в гостях, в автобусе, в магазине. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИВключение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей роли внеклассной работы по русскому языку. В отборе материала для занятий учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальными и средними классами. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками начиная с первого года обучения. Для этого могут быть использованы на занятиях различные ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. С целью развития языкового чутья, которое служит основой для совершенствования речи, особое внимание при отборе заданий следует обращать на сопоставления внешне сходных, но различных по форме, но близких или тождественных по значению (синонимов). Многие знания предполагают проведение игр, выполнение упражнений, связанных с использованием словарей. Следует научить детей пользоваться не только «Орфографическим словарём», но и толковыми словарями. На занятиях нужно использовать высказывания писателей. Эти высказывания и материал, отобранный самими учениками, могут быть включены в оформление «Уголка русского языка». На занятиях следует использовать наглядные пособия. ЛИТЕРАТУРА 1. Афонина Г. Уроки развития речи: Пособие для учителей.1-4 классы.- М.:Рольф,2001. 2. Волина В.В. Учимся играя.-М.:Новая школа,1994. 3. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах.-Тула.ООО «Издательство «Родничок»;М.:,2003. 4. Жиренко О.Е. Тренажер по русскому языку для начальной школы: Пословицы и поговорки.-М.:Издательство»Ювента»,2005. 5. Политова Н.И, Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка:Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1984. 6. Синицына Е.И.Умные пальчики.Серия «Через игру-к совершенству».М.: «Лист»,1998. 7. Тамбиева Д.М. Уроки по развитию речи учащихся в период обучения грамоте: Пособие для учителя(Под ред.А.Ф.Бойцовой).- Л.:Просвещение,1983. 8. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах.Пособие для учителя.М.:Просвешение,1976. |
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов: 6 занятий На программу элективного курса для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки «Система выживания в современных условиях»,... |
Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи»... Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы под редакцией Н. Г. Гольцовой |
||
Учебного курса по риторике для 10 класса Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская... |
Программа элективного курса Глазковского филиала имени Героя Советского Союза Н. Н. Шерстова мбоу кочетовской сош |
||
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 11 класса |
Люби русский язык. Говори правильно и красиво Цель: Развитие познавательного интереса к языку и речи; формирование навыков лингвистической и коммуникативной компетенции; развитие... |
||
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к егэ» в 11 классе Егэ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу |
||
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид... Будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы |
Рабочая программа элективного курса «Будь здоров» Е. А. Заикиной «Будь здоров»; Газета «Биология», №17-21,Москва, издательский дом «Первое сентября»,2009год |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |