Скачать 0.67 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Кафедра философии ЭТИКА И НОРМЫ МОРАЛИ: ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Уфа 2007 ВВЕДЕНИЕ Данные методические материалы являются частью Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали», составленного в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования РФ для студентов всех специальностей второго курса, обучающихся в высшей технической школе. Цель и задачи дисциплины: Целью изучения в высшей технической школе элективного курса «Этика и нормы морали» является формирование у студентов нравственной культуры, сущность которой состоит в следующем: - осмыслении студентами специфики этики как философского учения о морали и о моральных механизмах регулирования поведения человека, а также тенденций исторического развития этики; - понимании студентами роли и значения высших моральных ценностей в жизни человека и в развитии духовной культуры общества, реализация которых способствует становлению человека как социально зрелой и нравственно ответственной личности, обеспечивающей устойчивое развитие социума. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
культуры, высшим духовно-нравственным ценностям, следование которым определяет прогресс общества;
морали и этикета;
При освоении курса «Этика и нормы морали» обеспечивается общекультурная подготовка студентов в области этики и морали. Соблюдается связь с изучаемыми в высшей школе другими социально-гуманитарными дисциплинами («История отечества», «Философия», «Политология», «Социология»), а также дисциплинами, обеспечивающими профессиональную подготовку будущих специалистов. Осуществляется непрерывность в использовании ЭВМ. Студенты осваивают основы зарубежной и отечественной нравственных культур, базовые положения этики, у них формируются навыки и умения нравственного поведения, обязательные для прочного усвоения знаний по программе высшей школы и практического использования полученных знаний в решении проблем будущей профессиональной деятельности. Освоение данного курса будет способствовать этическому образованию и воспитанию студенчества, становлению свободной, творчески-ориентированной в своей деятельности личности, самостоятельно формирующей свою социально-нравственную позицию как гражданина и патриота России. В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:
На основе освоенных знаний курса студенты должны уметь:
Отчётность по результатам работы В качестве зачётной работы студенты представляют реферат или тезисы по одной из тем курса для самостоятельного изучения. Критерии оценки результатов обучения В качестве критериев оценки результатов работы студентов рассматривается положение о том, что именно освоенные ими в процессе изучения данной дисциплины этические знания и навыки являются, в первую очередь, предметом оценки. При этом они должны уметь обосновать свою собственную нравственную позицию в контексте гуманистической перспективы развития морали. Формы контроля знаний студентов по курсу «Этика и нормы морали» Освоение студентами данного курса включает лекционные занятия, самостоятельную работу, а также практические занятия по закреплению полученных знаний, которые осуществляются на семинарах. Виды самостоятельных работ:
В соответствии с методикой организации учебного процесса контроль за результатами обучения включает два уровня: текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется в ходе практических занятий, итоговый – по завершению курса. Знание студентом основных проблем курса подтверждается зачетом. Рекомендуемый срок изучения курса: при стандартном темпе обучения материалы курса осваиваются в течение семестра. Методические рекомендации для преподавателей Определяющим условием успешной организации учебно-образовательного процесса по дисциплине «Этика и нормы морали» является понимание педагогами значимости данного курса для формирования у будущих специалистов нравственной культуры, которая в условиях инновационно ориентированной рыночной экономики должна стать фундаментом их профессиональной подготовки. Сложность решения этой задачи требует от педагогов внимательного отношения к выстраиванию учебного процесса как гармонично сбалансированной системы, в которой пропорционально объединены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Причем каждый из элементов этой системы, выполняя свои функции, обеспечивает в то же время достижение общей цели: формирование свободной, творчески ориентированной в своей деятельности личности, способной самостоятельно формировать свою нравственную позицию как специалиста, гражданина и патриота своего Отечества. Исходным элементом учебно-образовательного процесса должны рассматриваться лекции, в которых педагог чётко и аргументированно излагает основные положения курса и выделяет те его аспекты, которые включены в самостоятельную работу студентов. В процессе самостоятельной работы студенты должны исследовать оригинальные этические тексты, а также выполнять творческие задания, целью которых является формирование навыков, позволяющих ставить и решать этические проблемы как в типичных, так и в нестандартных жизненных ситуациях. Формами самостоятельной работы выступают: - работа над рефератом; - письменные опыты самоанализа; - теоретическая разработка социально значимой нравственно - этической проблемы; - изучение произведений художественной литературы или философского текста, посвященного нравственно-этическим проблемам; - изучение персоналий высоконравственных личностей и этическая оценка их деяний. Контроль за усвоением этической информации, выявление уровня знаний студентов о закономерностях развития нравственной жизни общества и каждого человека, оценка умений студентов использовать эти знания для нравственного анализа конкретных жизненных или исторических ситуаций осуществляется педагогом в ходе освоения студентами соответствующих разделов курса. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ЭТИКА И НОРМЫ МОРАЛИ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УГНТУ Не для школы, а для жизни мы учимся С е н е к а СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ. Зачем студенту технического вуза следует изучать этику. Роль этических знаний в жизни человека и общества. РАЗДЕЛ I. ЭТИКА – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ. ЕЕ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. Происхождение терминов «ЭТИКА», «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ» и характеристика их содержания. Место этики в системе философского и гуманитарного знания: её роль как практической философии и теории нравственности. Задачи этики: описание нравов, их объяснение и формирование нормативно - мировоззренческих ориентаций человека и общества. Структура этического знания: 1) история нравов и социология морали; 2) теоретико-методологический раздел этики; 3) нормативный раздел этики: аксиология - этическое учение о ценностях и деонтология - этическое учение о должном и сущем; 4) прикладная этика. Тенденции исторического развития этики. Обоснование этикой гуманистических и авторитарных методов морального регулирования. РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ, ЕЁ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ, ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ Сущность и функции морали. Мораль как специфический способ духовно-практического освоения мира и ценностно-императивное отношение. Мораль как система нравственных норм, принципов, идеалов. Структура морали. Единство и противоречивость объективного и субъективного в морали. Взаимосвязь моральных отношений, морального сознания, нравственной деятельности. Моральное сознание: единство информационно - рационального и чувственно - эмоционального, императивного и ценностного. Моральное отношения как выражение диалектического единства морального сознания и нравственной деятельности. Понятие нравственного поступка. Человеческая жизнь как система поступков. Проблема взаимосвязи целей и средств в поступках человека. Основные тенденции функционирования и развития морали. Обусловленность морали социокультурными факторами развития общественной жизни. "Социальный заказ" на формирование определённых нравственных норм в обществе. Влияние на нравственность других форм духовной жизни: религии, науки, искусства, политики, экономики. Автономность и внутренняя логика развития морали. Традиции и инновации в развитии морали: плюсы и минусы. Преемственность как фактор развития морали. Внутренняя противоречивость в развитии морали: диалектика индивидуального, группового, общечеловеческого; рационального и эмоционального в моральном сознании; сущего, желаемого, должного - могу, хочу, надо. Основные функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, воспитательно-гуманистическая, коммуникативная, познавательная, идеологическая, прогностическая. Регулятивная функция морали. Мораль как инструмент нравственной регуляции поведения индивидов и взаимоотношений между социальными группами на основе представлений людей о добре и зле. Институционные и неинституционные способы социальной регуляции. Автономность и ответственность личности в системе морального регулирования. Роль общественного мнения в функционировании нравственности. Соотношение внешнего и внутреннего в моральной регуляции. Оценочно-императивная функция морали. Императивность и ценностные ориентации морального сознания и поведения. Предписывающая функция морали. Гуманизирующая функция морали. Её роль в формировании личности и межличностных отношений. Возможности морали в воспитании, самовоспитании и самосовершенствовании личности. Коммуникативная функция морали. Роль морали в общении. Необходимость знания, понимания и соблюдения нравственных норм и принципов как основы взаимопонимания. Познавательная функция морали. В моральных ценностях отражаются объективные закономерности развития общества и человека. Идеологическая и прогностическая функции морали. Мораль ориентирует человека и общество на достижение гармонии и стабильности в общественной жизни на основе гармонизации личных и общественных интересов. ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ И ЕЁ ЭВОЛЮЦИЯ Происхождение морали: религиозная, биологическая, социологическая и культурологическая концепции её возникновения. Историзм как принцип исследования морали. Основные исторические этапы развития морали. Нравы родового строя. Обычаи и моральные требования. Роль «табу» в социальном регулировании первобытного общества. Талион - принцип воздающей справедливости как первичная форма моральной регуляции. Формирование этических норм в условиях разложения первобытного строя и формирования рабовладельческого общества. Собственность и рабство как нравственные проблемы. Становление морали рабовладельческого общества в условиях античной цивилизации. Мораль как совокупность «добродетелей». Мораль эпохи Средневековья. Роль христианской идеологии в формировании нравственного идеала эпохи Средневековья. Средневековые нравы и средневековые сословные кодексы морали. Антропологический характер морали эпохи Возрождения. Этические устремления образованных людей в эпоху Возрождения и господствующие в обществе нравы. Мораль Нового и Новейшего времени. Бюргерский нравственный образец и его эволюция в Новое время. Богатство и бедность: их влияние на нравственность в условиях формирующегося капитализма, двойственная роль индивидуализма в морали. Прагматизм индустриального и постиндустриального общества. Мораль социалистического общества. Идеологизация морали, формирование коммунистического нравственного идеала и его «внедрение» в общественную жизнь. Нравственные коллизии постсоциалистического периода российского общества, судьба социалистических нравственных идеалов и ценностей в этом обществе. Глобальные проблемы человечества в свете нравственности: война и мир, жизнь и смерть, роль духовности в общественной жизни, экология и технологический прогресс. РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Этические учения Древнего Востока о нравственных основах жизни. Античная этика. «Предэтика» в эпоху Гомера и в период архаики. Этические учения эпохи классической Греции о «добродетелях» человека и о нравственных нормах человеческих отношений. Религиозный характер средневековой этики. 10 заповедей из текста Священного Писания и их общечеловеческое значение. Этика эпохи Возрождения. Гуманизм как основной принцип этики эпохи Возрождения. Отражение нравственных ценностей этой эпохи в искусстве и литературе. Рационализм этики эпохи Просвещения. Её принципы и нормы. Этические принципы немецкой классической философии. Марксистская этика как выражение приоритета общественных интересов над личными. Коммунизм как высшая нравственная ценность в марксистской этике. Этические поиски в русской религиозной философии XIX – XX вв. Приоритетная роль личности в этических концепциях человека на рубеже XX - XXI вв. РАЗДЕЛ 4. ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Понятие моральной ценности. Средства формирования моральных ценностных ориентации: религия, мораль, искусство. Целостность человека. Гармония его отношений с природой, обществом и самим собой как глубинный смысл гуманистической традиции общественного развития. Духовность как способность выстроить гуманистически ориентированную иерархию жизненных ценностей. Самореализация личности в сфере нравственности. Личный интерес как потребность в реализации человеческого достоинства путём обретения свободы. Общественный интерес как потребность общества в гармонизации социальных связей. Система моральных ценностей как механизм реализации жизненной активности субъекта на уровне социума. Исходные этические категории: - ДОБРО и ЗЛО как критерии различения нравственного и безнравственного в общественной жизни. Проблема борьбы добра со злом: их диалектика. - ДОЛГ и СОВЕСТЬ как контрольные механизмы морального сознания. - ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО как показатели нравственности личности. - СМЫСЛ ЖИЗНИ и СЧАСТЬЕ - нравственные ориентиры морального сознания личности. - СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЪ как регуляторы человеческой жизнедеятельности в стремлении личности к счастью. - СПРАВЕДЛИВОСТЬ как системоорганизующий элемент морального сознания личности и общества. Основные принципы общечеловеческой морали: ГУМАНИЗМ, АЛЬТРУИЗМ (БЕСКОРЫСТИЕ), ЛЮБОВЬ, СОСТРАДАНИЕ и УВАЖЕНИЕ к личности, ДУХОВНОСТЬ и ДУШЕВНОСТЬ. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ И МИЛОСЕРДИЕ как высшие формы духовности, равнодушие и жестокость как их антиподы. Способность к СОЧУВСТВИЮ и СОПЕРЕЖИВАНИЮ как нравственная ценность - проявление душевности в человеке. РАЗДЕЛ 5. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ Понятие нравственной культуры общества: соотношение сущего и должного. Структура нравственной культуры общества: моральные ценности, господствующие в обществе, и способы нравственной регуляции. Нравственное просвещение, образование и воспитание в обществе как условие формирования нравственной культуры личности. Нравственное самовоспитание и нравственное творчество в системе социальной деятельности личности как условие нравственного прогресса. Понятие нравственного конформизма и нонконформизма. Нравственная культура и политика. Моральные критерии политической деятельности. Насилие и ненасилие, справедливость и милосердие в политике. Соотношение целей и средств в морали и политике. Формы морального протеста в демократическом обществе. Этика межпартийной борьбы. Принцип толерантности и отношение к инакомыслию. Нравственно - психологические основы тоталитаризма. Формы нравственного сопротивления тоталитарным режимам. Административно - командная система управления общественной жизнью и мораль. Моральная демагогия и политические репрессии. Этические аспекты смертной казни. Институт заложников и мораль. Нравственные аспекты межнационального общения. Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа. Безнравственность и антигуманность национализма и шовинизма. Роль исторической и национальной памяти в формировании нравственной культуры общества. РАЗДЕЛ 6. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Общение как потребность личности и нравственная ценность. Нравственный смысл отношений между людьми в процессе общения. Культура общения. Человек как цель и средство в процессе общения. ЭГОИЗМ и АЛЬТРУИЗМ (БЕСКОРЫСТИЕ) в общении. Психологические основы общения. Знание себя и другого как психологическая основа нравственной культуры личности. Роль биопсихологической характеристики и социально-эмоциональной направленности личности в процессе общения. Основные нормы культуры общения: ориентация на положительное восприятие другого человека, доброжелательность, терпимость, взаимопонимание. Формы проявления культуры общения: уважительность, внимательность, толерантность. Способность испытывать и проявлять благодарность, сочувствие, сострадание к людям в процессе общения. РАЗДЕЛ 7. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ Дружба как вершина межличностного общения, выражение потребности человека в человеке. Избирательность, индивидуальность, психологическая глубина, интимность отношений в дружбе между людьми. Взаимная помощь, эмоциональная близость, симпатия и взаимопонимание - признаки подлинной дружбы. Условия взаимопонимания в дружбе: жизненный опыт, уровень интеллекта, эмоциональная устойчивость, способность к сопереживанию, потребность в интимности и эмоциональной поддержке. Любовь как отношение и влечение, высший вид близости человека к человеку. Любовь как потребность в бескорыстной самоотдаче и любовь как жажда обладания. "Искусство любви" (Э. Фромм). Виды любви. Любовь мужчины и женщины как единство трёх влечении: души, разума и тела (Ю. Рюриков). Индивидуальность и избирательность в любви. Стремление к верности и вечности в любви. Любовь и ревность. Сплав духовного и телесного начал в любви. Этика семейной жизни. Единство бытовой, нравственной, психологической и сексуальной культур как условие семейного счастья. Бытовая культура в семье: взаимопомощь и разделение обязанностей. Нравственная культура в семье: взаимопонимание, уважение интересов, ценностей, потребностей друг друга в супружеских парах; доброжелательное отношение супругов к родственникам и друзьям друг друга. Психологическая культура в семье: знание особенностей мужской и женской психологии, темперамента друг друга, взаимная терпимость к привычкам; умение владеть собой, уступать и прощать, проявлять нежность и внимание друг к другу. Культура сексуальных отношений: осознание интимных отношений как важнейшей части супружеской жизни, доверие и психологическая раскованность сексуальных отношений. Этика, психология и технология секса. РАЗДЕЛ 8. ЭТИКА И КУЛЬТУРА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ Деловое общение и современный менеджмент. Содержание и структура делового общения: распределение ролей, работа с персоналом, отношения с партнёрами, приём посетителей, проведение совещаний, ведение переговоров, разрешение конфликтов. Общение по "горизонтали" и по "вертикали". Принципы общения по "горизонтали": диалогичность, плюрализм, толерантность. Отношения по "вертикали" и стиль руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Проблема лидерства и авторитета. Культура деловой полемики, умение слушать партнёра, умение аргументировать, убеждать и тактично возражать. Принципы организации деловой дискуссии. Правила поведения в споре. Основные требования к личности делового человека и стилю его общения. Общие принципы современных деловых отношений: демократичность, компетентность, толерантность. Нормы поведения в деловом общении: надёжность, обязательность, гибкость мышления и поведения, смелость, предприимчивость, порядочность, коммуникабельность. Роль "человеческих отношений" в деловом общении. Его основные принципы: 1) формирование у партнёра чувства расположения; 2) стимулирование через эмоционально-психологическое воздействие инициативы сотрудников; 3) воздействие на сотрудника, не обижая его и не задевая его самолюбия; 4) стараться всегда быть "хорошим" шефом. Роль этикета в деловом общении. Служебный этикет, его нормы и правила. Ведение телефонных разговоров. Организация неформального делового общения: приёмы, банкеты, презентации. Манеры поведения и внешний вид делового человека. Его имидж. ЭТИКЕТ КАК ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Материалы данного раздела выносятся на коллоквиум) Понятие и предназначение этикета. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей общества. Этикет и мораль. Социально - условный характер этикета. Общечеловеческие ценности: гуманизм и демократичность как основа современного этикета. Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе. Простейшие правила поведения в общественных местах: - на улице, в транспорте, кино, театре, на дискотеке; - в деловой обстановке: на занятиях, на работе, в учреждении; - в личной жизни: на свидании, в гостях; - в ресторане, за столом. Нормы речевого этикета. РАЗДЕЛ 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ИНЖЕНЕРА Специфика инженерной деятельности. Проектирование, конструирование, управление и организация производства как основные функции инженера. Субъект-объектный характер взаимодействия инженера с техникой и природой и проблема экономической и экологической ответственности инженера. Проблема риска в инженерной деятельности. Субъект-субъектные отношения как форма общения инженера с персоналом (по "горизонтали" и по "вертикали"). Проблема моральной ответственности инженера как организатора и руководителя производства. Модель личности современного инженера: совокупность профессиональных и личных качеств, необходимых инженеру для осуществления технологической и социально- управленческой деятельности. Интегративный стиль мышления инженера как основа эффективности его профессиональной деятельности. Инженер как руководитель производственного коллектива. Высокая профессиональная компетентность, уровень культуры, организаторские способности, нравственные качества как основа успешной деятельности руководителя на производстве. Нравственные основы управления трудовым коллективом. Морально - психологические качества руководителя и их проявление в общении с персоналом. Культура общения и этика руководителя. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ |
Методические указания для проведения практических занятий для студентов... В методических указаниях приведены планы практических занятий, задания, контрольные вопросы для самопроверки |
Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «История античной культуры» (курс по выбору) «…» января 2009г |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения... Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов... |
Учебная программа по стилистике Объем курса 60 академических часов (30 занятий), не считая самостоятельной работы студентов и экзамена |
||
1 Настоящее Положение определяет требования к структуре и содержанию... Настоящее Положение определяет требования к структуре и содержанию учебно-методического комплекса (далее – умк) по учебной дисциплине... |
Рабочая учебная программа по предмету; материалы к урокам; поурочные планы Учебно-методический комплект составляется по всем курсам, в т ч по курсам дисциплин по выбору обучающихся |
||
Программа элективного курса «развитие речи» Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы |
Обобщающий факультативный курс по всемирной истории новейшего времени... Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |