Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»




Скачать 170.07 Kb.
Название Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Дата публикации 12.05.2014
Размер 170.07 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ

И КИНЕМАТОГРАФИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


Кафедра теории культуры, этики и эстетики
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методический комплекс

для студентов специальности «культурология»,

квалификация - культуролог

(программа курса,

планы семинарских занятий,

контрольные вопросы к зачету,

критерии оценки качества знаний).

Москва - 2009


Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «История античной культуры» (курс по выбору) « … » января 2009г.

Протокол № ...

История античной культуры: Учебная программа / Сост. Фесенко А.В.—М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2009.— с.17.

Составитель: Фесенко А.В.

Кандидат пед. наук,

доцент

В предлагаемой программе, разработанной на основе учебного плана подготовки специалистов по специальности 031401– «культурология», квалификация «культуролог» освещены основные проблемы учебного курса по выбору «История античной культуры». Выделены основные исторические этапы и тенденции развития античной культуры.

Цель курса – дать студентам систематическое знание, соответствующее современному уровню исторической науки; сформировать целостное, систематизированное представление об истории античной культуры как самостоятельной области знания, обладающей специфическим проблемным пространством.

Задачи курса. Реализация общей цели предполагает решение трех взаимосвязанных когнитивных задач, которое достигается в процессе освоения основных разделов курса:

1) определить предмет истории античной культуры.

2) исследовать эволюцию античной культуры в контексте историко-культурной динамики.

3) рассмотреть актуальные проблемы истории античной культуры и показать значение античной эпохи для современности.

Программа рассчитана на один семестр: 2 часа в неделю, общий объем аудиторных часов – 38.

Тематический план курса
Раздел 1. Введение

Тема 1. Понятие античной истории, ее географический и хронологический ареал.
Раздел II. Древняя Греция

Тема 2. Крито-микенская эпоха (III-II тыс. до н.э.).

Тема 3. Гомеровская эпоха (ХII-IХ вв. до н.э.).

Тема 4. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).

Тема 5. Классическая эпоха (500-336 гг. до н.э.). Греция в V в. до н.э.
Раздел III. Эллинистическая эпоха (336-30 гг. до н.э.).
Тема 9. Греко-македонская экспансия на Восток. Мир эллинистических государств.
Раздел IV. История Рима.

Тема 11. Природные условия и население древней Италии.

Тема 12. Рим в эпоху царей (VIII-VI вв. до н.э.).

Тема 13. Римская община в архаическую эпоху.

Тема 14. Римская община в архаическую эпоху.

Тема 15. Государственный строй Рима в эпоху Республики (к началу III

в. до н.э.).

Тема 16. Период Великих завоеваний (264-130 гг. до н.э.).Период Гражданских войн (136-30 гг. до н.э.).

Тема 18. Эпоха Империи (30 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Поздняя империя.




Название темы

Лекции (ч)




Тема 1

Понятие античной истории, ее географический и хронологический ареал.

2




Тема 2

Крито-микенская эпоха (III-II тыс. до н.э.).

2




Тема 3

Гомеровская эпоха (ХII-IХ вв. до н.э.).

2




Тема 4

Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).

2




Тема 5

Классическая эпоха (500-336 гг. до н.э.). Греция в V в. до н.э.

2

2

Тема 6

Греко-македонская экспансия на Восток. Мир эллинистических государств.

2




Тема 7

Природные условия и население древней Италии.

2




Тема 8

Рим в эпоху царей (VIII-VI вв. до н.э.).

2




Тема 9

Римская община в архаическую эпоху.

2




Тема 10

Государственный строй Рима в эпоху Республики (к началу III

в. до н.э.).

2

2

Тема 11

Период Великих завоеваний (264-130 гг. до н.э.). Период Гражданских войн (136-30 гг. до н.э.).

2

4

Тема 12

Эпоха Империи (30 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

Поздняя империя.

4

2













ИТОГО:

Общее количество аудиторных часов - 36

26

10



Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Общее введение к курсу истории античной культуры.

Понятие античной истории, ее географический и хронологический ареал. Два этапа античной истории – греческий и римский. Значение исторического опыта и культурного наследия античности. Наука об античности, ее состав и особенности. Античность как тип культуры. Характеристика необходимых пособий.
Раздел II. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 2. Крито-микенская эпоха (III-II тыс. до н.э.).

Античное предание и археология о древнейшем прошлом Эгеиды. История важнейших археологических и лингвистических открытий (Г.Шлиман, А.Эванс, М.Вентрис). Крит – родина первой эгейской цивилизации. Архитектура Крита, особенности ее развития. Большой Кносский дворец. Дворец в Фесте. Критская живопись. Пластика Крита. Развитие центров Эгейской культуры на материке. Расселение греческих племен. Характеристика микенских (ахейских) государств на примере Пилоса. Дворцы-крепости Тиринфа и Микен. Строительные приемы. Шахтовые гробницы XVII-XVI вв. до н.э. Их инвентарь. Живопись Микен. Микенская керамика. Пластика: «Львиные ворота», терракоты. Падение культурных центров Эгейского мира в XII-XI вв. до н.э. Историческое значение микенской цивилизации.
Тема 3. Гомеровская эпоха (ХII-IХ вв. до н.э.).

Проблема источника (Гомеровский вопрос). Общая характеристика греческого общества в гомеровское время: экономическая жизнь, социальные отношения, политический строй. Полемика вокруг темы военной демократии. Сравнение с микенским периодом, степень регресса и перспективы развития. Керамика XI-IX вв. до н.э. Ее декоративная орнаментация. Развитие мелкой глинянной и бронзовой пластики. Аттика, Коринф, Беотия – важнейшие области производства художественной керамики «геометрического стиля». Аттические «дипилонские» вазы, их художественное значение.
Тема 4. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).

Общий исторический обзор. Экономический прогресс и социальная борьба. Понятие «культурного переворота». Явление эсимнетии. Роль древнейшего законодательства и первоначальных реформ. Значение колонизации и тирании. Формирование городской гражданской общины-полиса. Два главных типа полисного государства – олигархический и демократический. Архитектура архаического периода. Храм – ведущий тип общественного здания. Сложение дорического и ионического стилей в архитектуре. Архаическая скульптура. Связь круглой каменной скульптуры с деревянными прототипами. Зарождение монументальной пластики из потребностей культа. Развитие типов обнаженной мужской фигуры («куроса») и женской, задрапированной в одежды («коры»). Пелопонесская, ионийская и аттическая художественная школы.
Тема 5. Классическая эпоха (500-336 гг. до н.э.). Греция в V в. до н.э.

Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.). Формирование Персидской державы Ахеменидов. Утверждение персов на западном побережье Малой Азии и в зоне проливов, восстание малоазийских греков, начало военно-политического и культурного конфликта греческого мира с Персидским царством. Первые походы персов на Грецию. Значение победы греков при Марафоне. Подготовка персов к решающему наступлению на Грецию. Встречные военно-политические инициативы греков, реализация в Афинах морской программы Фемистокла и образование Панэллинского союза. Поход Ксеркса. Важнейшие сражения и победы греков: при Фермопилах и Саламине, при Платеях и Микале. Образование Делосского (Афинского) морского союза и завершение военного противостояния. Историческое значение победы греков в Персидских войнах. Мифологизация событий греко-персидских войн и влияние мифологизации на историю Европы. Архитектура. Храм Афины Афайи на острове Эгине, храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Скульптура. Эгинская школа. Скульптуры храма Зевса в Олимпии. Строгий и переходный стиль греческой пластики. Творчество Пифагора Регийского, Мирона. Сложение классического стиля греческой скульптуры. Становление античного театра. Философия. Зарождение литературных жанров. Архитектурный ансамбль Афинского акрополя. Творчество Фидия, Поликлета. Воплощение эстетических идеалов классического периода в архитектуре и скульптуре. Искусство переходной эпохи (времени Пелопонесской войны). Архитектура. Эрехтейон, особенности архитектуры. Скульптура. Алкамен, Каллимах, Пэоний. Рельефы. Развитие живописных тенденций в скульптуре.


Раздел III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЭПОХА (336-30 гг. до н.э.).

Тема 6. Греко-македонская экспансия на Восток. Мир эллинистических государств.

Правление Александра (336-323 гг. до н.э.). Устроение Александром дел на Балканах и начало Восточного похода. Ход завоеваний на азиатском материке и формирование мировой греко-македонской монархии. Государственное строительство Александра Великого (организация управления, создание царского культа, попытки симбиоза народов – македонян и персов). Историко-культурное значение свершений Александра. Александрийская, пергамская и родосская художественные школы. Судьба империи Александра. Два поколения эллинистических властителей – диадохов, боровшихся за раздел наследства Александра, и эпигонов, строивших новую государственность. Главные державы эллинистического мира: Птолемеевский Египет, держава Селевкидов, царство Антигонидов в Македонии и Греции. Характерные черты новых территориальных монархий (пестрота этнического состава, стабилизирующая роль греческих городов и армии, царский культ). Состояние греческих государств - старинных полисов и новых федераций – в эллинистическое время. Судьба эллинизма. Внутренняя непрочность эллинистических монархий и неблагоприятное изменение внешней обстановки. Эллинистический мир между двумя враждебными им силами – Парфией и Римом. Историческая обусловленность инкорпорации греков в Римскую державу.
Раздел IV. ИСТОРИЯ РИМА

Тема 7. Природные условия и население древней Италии.

Древнейшие археологические культуры палафитов и террамар. Культура Виллановы. Этногенез италиков. Воздействие на культурное развитие италийских племен со стороны греков и этрусков. Древний Лациум.
Тема 8. Рим в эпоху царей (VIII-VI вв. до н.э.).

Общий исторический очерк. Традиция об основании города Рима и первых царях. Культура этрусков. Проблема этрусского господства. Архитектура, живопись, скльптура, прикладное искусство этрусков. Реформы Сервия Туллия. Падение царской власти и начало аристократической республики.
Тема 9. Римская община в архаическую эпоху.

Первоначальный римский народ, его родовая организация. Понятие фамилии. Усложнение социальной структуры, формирование сословий патрициев и плебеев. Категории патронов и клиентов. Политический строй Рима к исходу царского периода.
Тема 10. Эпоха Республики (510-30 гг. до н.э.).

Период ранней республики (510-264 гг. до н.э.). Внутренняя история Рима в период ранней республики. Борьба патрициев и плебеев, ее кульминационные моменты: в V в. – учреждение института народных трибунов, принятие законов Двенадцати таблиц; в IV в. - законы Лициния и Секстия, запрещение долгового рабства. Завершение сословной борьбы и формирование в Риме общества и государства полисного типа. Сложение основных черт римского портрета – веризм.
Тема 11. Государственный строй Рима в эпоху Республики (к началу III в. до н.э.).

Формирование нового правящего слоя – нобилитета. Главные политические институты: сенат, народные собрания, магистратуры. Высшие должности консулов и цензоров. Экстраординарная должность диктатора. Особое положение и роль народных трибунов. Особенности римских политических институтов и традиций: слабость римской демократии, авторитетное положение оплота аристократии – сената, значение властного военно-административного начала – империя. Общая оценка римской конституции.
Тема 12. Период Великих завоеваний (264-130 гг. до н.э.). Период Гражданских войн (136-30 гг. до н.э.).

Борьба Рима за господство в Средиземноморье. Обращение Рима к внешней агрессии. Борьба с Карфагеном. Первая и вторая Пунические войны. Причины победы Рима над Карфагеном. Рим и мир эллинистических государств. Македонские войны и борьба с Селевкидами. Окончательное утверждение римского господства в западном и восточном Средиземноморье: третья Пуническая война и уничтожение Карфагена, подавление движения Лжефилиппа и превращение Македонии в римскую провинцию, разгром Ахейского союза и создание римской провинции Ахайи. Аннексия Пергама. Общая характеристика нового средиземноморского единства – Римской державы. Провинциальная политика римлян. Особенности римско-греческих отношений. Социально-политический кризис во второй трети I в. до н.э. Движение Сертория, Митридатовы войны и восстание Спартака, чрезвычайные полномочия Помпея и его борьба с пиратами и Митридатом, заговор Катилины, I триумвират. Борьба Помпея и Цезаря. Диктатура Цезаря. Завершение Гражданских войн. Обострение социально-политической обстановки после смерти Цезаря. II триумвират и окончательное поражение республиканцев. Борьба Антония и Октавиана. Победа Октавиана и утверждение новой политической системы – империи. Оформление «Золотой латыни».
Тема 13. Эпоха Империи (30 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Поздняя империя.

Период ранней империи (30 г. до н.э. - 192 г. н.э.). Принципат Октавиана Августа. Организация власти, личные полномочия Августа. Культ императора. Реставрационные тенденции во внутренней социальной политике. Во внешней политике – отказ от новых завоеваний. Династические проблемы. Архитектурные ансамбли августовского Рима. Римская декоративная живопись. Портер времени ранней империи. Римская империя в I-II вв. Экономическая жизнь и социальные отношения. Внутренняя и внешняя политика императоров династии Юлиев-Клавдиев. Имперский кризис 68-69 гг. Стабилизация империи при Флавиях. Правление Антонинов – «золотой век» Римской империи. Расцвет городской жизни. Архитектура и изобразительное искусство Рима времени правления Флавиев, Траяна и династии Антонинов (I-II вв. н.э.). Искусство римских провинций (I-III вв. н.э.). Галлия, Германия, Дунайские провинции, Сирия и Египет. Портрет Пальмиры и Фаюма. Кризис Римской империи в III в. Фундаментальное перерождение античной социально-экономической системы: упадок рабства, развитие колоната, рост крупного землевладения. Натурализация экономических отношений, упадок городов и децентрализация империи. Социальные смуты и военные мятежи. Господство солдатских императоров. Преодоление кризиса при Диоклетиане. Усилия императоров по стабилизации положения. Система домината при Диоклетиане и Константине. Военные реформы. Фискальные проблемы и закрепощение сословий. Отношение государства к христианскому движению. Гонения на христиан при Диоклетиане и официальное признание христианства при Константине. Языческая реакция при Юлиане Отступнике. Нарастание внутренних и внешних трудностей. Нашествия варваров и политическая дезинтеграция античного мира. Разделение империи на восточную и западную части при преемниках Феодосия I Аркадии и Гонории. Агония и гибель Западной Римской империи. Разложение традиционных художественных форм античного искусства.
Рекомендуемая литература

Обязательная литература:

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995.

Дополнительная литература:

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.- СПб., 1995.

Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия.- Киев. 1993.

Иршмер Й., Йоне Р.Словарь античности. - М., 1993.

Каллистов Д. П. Античный театр.- Л., 1970.

Кнабе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.

Планы семинарских занятий

Целью семинарских занятий является закрепление теоретического материала, формирования у студентов навыков самостоятельной работы с оригинальными текстами, способностей к их философско-этическому анализу.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать дополнительную литературу, способствующую более глубокому изучению курса. Допускается использование любых доступных изданий рекомендуемых источников.

Тема 1. Древнегреческий театр. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Проблема происхождения театра.

  2. Дионисийские праздники.

  3. Комедия, трагедия, сатирова драма.

  4. Комедии Аристофана.

  5. Великие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид.


Литература:

Головня В. В. История античного театра.- М., 1972.

Каллистов Д. П. Античный театр.- Л., 1970.
Тема 2. Литература конца республики (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Тит Лукреций: философская поэма "О природе вещей".

2. Литературная школа "неотериков". Гай Валерий Катулл.

3. Жизнь и творчество Марка Туллия Цицерона: ораторское дело в Риме; риторические приемы; азианизм и аттикизм; Цицерон как оратор (речи "Против Катилины"; "Против Верреса"; "Филиппики"); трактаты "О государстве", "О природе богов", "О дивинации"; эпистолярное наследие Цицерона;

4. Историография конца республики - начала империи: Гай Юлий Цезарь; Гай Саллюстий Крисп; Тит Ливий.

Литература:

1. Гаспаров М. Л. Избранные труды. В 3 т. Т. 1: 0 поэтах. М., 1997

2. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1983. Т. 1.

3. История римской литературы. В 2 т. М., 1959-1962.

4. Тронский И.М. История античной литературы: 5-е изд. М., 1988.

Тема 3. Период великих завоеваний. Первые римские поэты. (4 часа)

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Ливий Андроник и "Латинская Одиссея".

2. Становление принципов литературного перевода.

3. Гней Невий - автор "Пунической войны", его драматические сочинения.
Литература:

  1. История римской литературы. В 2 т. М., 1959-1962.

  2. Полонская К.П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе. М., 2000.


Тема 4. Поздняя латинская литература. (2 часа)
Вопросы к семинарскому занятию:

1. Историография ("Scriptores Historiae Augustae", Аммиан Марцеллин).

2. Поэзия ("Дистихи Катона", "Изречения семи мудрецов", Авзоний, Клавдиан, Рутилий Намациан, Аполлинарий Сидоний).
Литература:

1. Гаспаров М. Л. Избранные труды. В 3 т. Т. 1: 0 поэтах. М., 1997

2. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1983. Т. 1.

3. История римской литературы. В 2 т. М., 1959-1962.


Вопросы к зачету

I. История древней Греции

1. Минойский Крит. История и культура Крита в Ш-П тыс. до н.э.

2. Культура Микенской Греции.

3. Гомеровская Греция. Социальные и политические отношения в греческом обществе в ХII-IХ вв. до н.э.

4. Культурный переворот VIII-VI вв. до н.э. Феномен полиса. Формирование греческих ордеров в архитектуре архаического периода.

5. Греко-персидские войны (ионийское восстание, походы персов на Грецию, Делосский морской союз и завершение войны).

6. Развитие рабовладения (источники рабства, использование и положение рабов, рабство как социально-экономическая категория).

7. Афинская демократия в середине V в. до н.э. (формирование строя радикальной демократии, политическое устройство и социальная политика афинской демократии).

8. Кризис греческих полисов в IV в. до н.э. Поздняя классика (IV в. до н.э.): сохранение традиции высокой классики и появление новых художественных тенденций в греческом искусстве IV в. до н.э. (Скопас, Пракситель, Лисипп).

9. Возвышение Македонии (особенности исторического развития Македонии, преобразования Фиилиппа II, борьба Филиппа за гегемонию и решения Коринфского конгресса 338/7 г. до н.э.).

10. Восточный поход Александра Македонского и образование мировой греко-македонской державы.

11. Культура Эллинистических государств.

12. Греческая культура классической эпохи (театр и драматургия, публичное красноречие, главные направления философской мысли).

II. История Рима

13. Рим в царский период (традиция об основании города и первых царях, проблема этрусского господства, реформы Сервия Туллия, падение царской власти и начало аристократической республики).

14. Римская община в архаическую эпоху (первоначальный римский народ, происхождение патрициев и плебеев, социальная структура и политический строй к исходу царского периода).

15. Борьба патрициев и плебеев в V-IV вв. до н.э. Формирование в Риме общества и государства полисного типа.

16. Рим и мир эллинистических государств во II в. до н.э. (македонские войны и борьба с Антиохом Ш, утверждение римского господства на Балканах и аннексия Пергама).

17. Экономическая жизнь в Риме в Ш-П вв. до н.э. Развитие рабовладения.

18. Социально-политический кризис в Риме на рубеже II-I вв. до н.э. (движение Гракхов, восстания рабов в Сицилии, политическая борьба в Риме на рубеже столетий, Союзническая война и ее последствия, диктатура Суллы).

19. Социально-политический кризис в Риме в середине I в. до н.э. (восстание Спартака, чрезвычайные полномочия Помпея, заговор Катилины и I триумвират, гражданская война 49-45 гг. до н.э. и диктатура Цезаря).

20. Принципат Августа (гражданская война 44-30 гг. до н.э. и утверждение единоличного правления Октавиана Августа, организация власти, внутренняя и внешняя политика раннего принципата).

21. Римская империя в I-II вв. н.э. (экономическая жизнь и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов).

22. Кризис Римской империи в III в. (фундаментальное перерождение античной социально-экономической системы, крупное землевладение и колонат, упадок городов и децентрализация империи, господство солдатских императоров, преодоление кризиса при Диоклетиане).

23. Поздняя Римская империя (система домината при Диоклетиане и Константине, варварские нашествия и политическая дезинтеграция, гибель Западной Римской империи).

24. Римская культура на рубеже старой и новой эры (оригинальные истоки и греческое влияние, римская драма и театр, поэзия раннего принципата, публичное красноречие, направления философской мысли).

25. Основные типы римской архитектуры (амфитеатры, цирки, триумфальные арки, форумы, акведуки, дороги, мосты).

Критерии оценки качества знаний

В соответствии с целями и задачами курса успешное освоение программы предполагает следующие оценки знания:

Для получения оценки «зачет» студент должен продемонстрировать знание центральных проблем истории античной культуры. Владеть навыками анализа и аргументацией «за» и «против».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности...
Н. Н. Горбачева. Комментирование художественного текста. Учебно-методический комплекс для студентов IV курса озо специальности 031001....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 Филология

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на...
Культурология разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления
Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» icon Учебно-методический комплекс по английскому языку для студентов 2-курса...
Учебно-методический комплекс по английскому языку для студентов 2-курса лечебного, стоматологического и медико-педагогического факультетов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции