«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36




Скачать 387.85 Kb.
Название «Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36
страница 1/3
Дата публикации 23.09.2014
Размер 387.85 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3

МКОУ СОШ № 8 г. Хасавюрт

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель русского языка и литературы

Мирзаевой Н Р

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

  1. Требования к уровню подготовки участников образовательного процесса для использования информационно-коммуникационных технологий…………..10

  2. Педагогический дизайн урока с использованием ИКТ………………………15

  3. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы……………………………………………………………...……….23

3.1 Возможности медиаресурсов на этапе подготовки к уроку ……………..24

3.2 Типология уроков литературы с мультимедийной поддержкой………..27

3.3 Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий……………………………31

3.4 Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся………………34

  1. Урок русского языка по теме «Правописание корней с чередованием О-А»с использованием мультимедийного оборудования 36

  2. Разработка мультимедийных проектов при подготовке и проведении урокрв литературы………………………………………………………………………47

Заключение 63

Список литературы 70

ВВЕДЕНИЕ

В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.

Информационные технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению ИКТ на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Мы чаще, чем другие педагоги-предметники обращаемся к вопросам нравственности, в большей мере несем ответственность за формирование и становление внутреннего мира ребенка, чаще обращаемся к душе. По большому счету наша главная цель – формирование языковой компетенции как главнейшего средства социализации личности, и вместе с тем развитие творческой личности.

Все это , конечно, предполагает в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности ИКТ на своих уроках, всегда возникает вопрос о целесообразности их использования на уроках русского языка и литературы.

Используя на своих уроках ИКТ, я прежде всего руководствуюсь принципом целесообразности и всегда задаю себе вопрос: «Зачем?»

Я применяю ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;

  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

  • для обобщения, систематизации знаний.

Во-вторых, ИКТ целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, для коррекции и учета знаний учащихся.

Учащимся интересно работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала и способность применять его на практике. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий , в частности средств мультимедиа, позволяет усилить наглядность. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дает возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого урока с использованием ИКТ. Как бы хорошо ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Учитель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практика показывает, что, благодаря использованию ИКТ учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

В своей работе я использую Интернет, а именно возможности сайта «Дневник.ru» , для консультации, отправки контрольных работ создания тестов, для выдачи индивидуальных заданий к урокам, а также для осуществления дифференцированного подхода. Целесообразно также его использование для проведения электронных занятий в асинхронном режиме, когда обучающимся предварительно пересылается текст занятия в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и другие учебные материалы.

Я работаю по следующим направлениям:

  • использование готовых программных продуктов («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»),

  • работа с программами MS Office (Word, Power Point),

  • Использование интерактвной системы голосования и тестирования VOTUM,

  • работа с ресурсами Интернет, в том числе использование возможностей сайта «Дневник.ru» , для консультации, отправки контрольных работ создания тестов, для выдачи индивидуальных заданий к урокам, а также для осуществления дифференцированного подхода. Целесообразно также его использование для проведения электронных занятий в асинхронном режиме, когда учащимся предварительно пересылается текст занятия в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и другие учебные материалы.

В своей работе я использую готовые программные продукты, Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:


Создание проектов, презента ций

Использование системы тестирования и голосования VOTUM

Работа на сайте «Дневник.ru



Создание проектов, презентаций, работа с системой VOTUM требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;

  • экономит время учителя при подготовке к уроку.

В процессе работы по теме самообразования я активно внедряла в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать творческое мышление, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности могут служить проекты по творчеству Ф.М.Достоевского, Б.Пастернака, проект «Авторская песня», созданные учащимися.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок наглядностью;

  • психологически облегчает процесс усвоения;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор учащихся;

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Обилие дополнительного материала в сети Интернет позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, тесов, критических статей, рефератов и т.д.

Прослушивание художественной литературы в электронном варианте служит для демонстрации профессионального исполнения различного рода литературных произведений с целью демонстрации красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов.

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

  • создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;

  • повышает качество обучения;

  • повышает учебную мотивацию и мотивацию на успех;

  • дает возможность рационально распределять время урока; 

  • помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.



При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;

  • развивать творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся;

  • формировать элементы информационной культуры и информационной компетентности;

  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

  1. Требования к уровню подготовки участников образовательного процесса для использования информационно-коммуникационных технологий

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения  эффективности  и интенсификации обучения и самообучения,  повышения качества образования.      

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным,аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает, да и вид их оставляет желать лучшего. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

Практика показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами (например, с MS Word, MS Excel, Paint, MS Power Point), ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Большинство учащихся имеет как представление о возможностях тех или иных информационно-коммуникационных технологий, так и конкретные практические умения. Следовательно, применение этих знаний и умений, целесообразно для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школе задач.

Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель – предметник умел

1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

4. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

5. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

6. организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

7. самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель может и должен постепенно вводить в свои уроки следующие формы использования ИКТ:

Уже начиная с 5 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками. Активно в этом возрасте ребята включаются в работу на сайте «Дневник.RU», который открывает не только новые возможности для общения, но позволяет осуществлять дистанционное обучение и тестирование.

Далее можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. В этот период ЭОР по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации. Целесообразно применение различного рода ИКТ при подготовке к контрольным работам и экзаменам.

Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Незаменимым помощником учителя в этом может стать система электронного голосования и тестирования VOTUM. Система «VOTUM» - это интерактивная система обучения, тестирования и голосования. Во время проведения занятий, семинаров, голосований, образовательных игр, ученикам раздаются пульты дистанционного управления, с помощью которых, они участвуют в голосовании, проходят тестирование или анкетирование, или могут взять слово при обсуждении.

Неоспоримым преимуществом данной системы является то, что при проведении данных мероприятий, в аудитории необходимо наличие только одного компьютера. Таким образом, Votum позволяет уменьшить расходы на покупку оборудования для каждого учащегося, и снижает затраты на техническое обслуживание оборудования и программного обеспечения, а также на сетевое администрирование.

Будучи простой, удобной в обращении системой, VOTUM делает учащихся более вовлеченными в образовательный процесс, оценивает уровень знаний класса, автоматически создает отчеты, значительно уменьшая объем работы преподавателя по проверке заданий, анализа результатов работы, проведения систематического мониторинга.

Система Votum способна работать в различных режимах:

  • Режим «Оценка» используется для проверки усвоения материала или контроля работы в ходе занятий.

  • Режим «Соревнование» этот учебный модуль предлагает учащимся отвечать на вопросы в режиме соревнования (тот, кто нажимает первым кнопку на пульте, получает право ответить на вопрос).

  • Режимы «Опрос» и «Голосование» можно использовать для проведения дискуссий, опросов, анкетирования, голосования. Они позволяют узнать количественное и процентное соотношение мнений и голосов по какой-либо теме. «Опрос» является анонимным – без регистрации участников в системе.

  • Режим «Демонстрация» используется для проведения уроков, лекций и семинаров. Тезисы на слайдах помогут ученикам правильно построить свои ответы и охватить всю тему, не упуская важные детали.

  • Режим «Индивидуальный тест» позволяет подготовить и распечатать персональные задания. Учащиеся вводят ответы при помощи пультов. Данный режим выступает как тренажёр ЕГЭ и используется для проведения модульных срезов знаний.

В старших классах уже и экзамен по предмету может проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

- как форма проверки домашнего задания;

- как способ создания проблемной ситуации;

- как способ объяснения нового материала;

- как форма закрепления изученного;

- как способ проверки знаний в процессе урока.

Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.

Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа – одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.

Во всех случаях ИКТ выполняют функцию «посредника», «который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром».[2] В результате учитель и ученик не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.


  1. Педагогический дизайн урока с использованием ИКТ

В научно-педагогической литературе и в специализированных периодических изданиях все чаще и чаще появляются статьи и целые брошюры об использовании мультимедийных технологий в образовательном процессе. Перечни электронных учебников и других пособий для школы исчисляются уже сотнями. Налицо их неоспоримые преимущества. Действительно, мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы исключения»
Цели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Оборудование учебных кабинетов
Соответствие уч оборудования Типовому перечню учебно-наглядных пособий и уч оборудования для общеобразоват школ (2002год) *
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Обзор особенностей работы в условиях указанной технологии Описание...
Выбор оборудования, обзор возможностей и технических характеристик выбранного оборудования
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Тематический план назначение и классификация текстовых процессоров
Рассматриваются текстовые процессоры и работа с использованием текстового процессора Microsoft Word. Описана технология подготовки...
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)
Корней Чуковский. Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Словарь паронимов
«возле, рядом» + onyma «имя»). Паронимы эторазныепозначе -нию слова, близкие по произношению, лексико грамматической принад­лежности...
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Рассмотрим несколько физических явлений, ранее описанных с использованием...
Следовательно, явления, которые ранее описывались с использованием понятия «масса» и ее свойств, теперь должны описываться на основе...
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс)
Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и...
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Справочное пособие по русскому языку 1 -2 классы (1 -4)
Правописание слов с парными согласными Написание слов с парными согласными на конце., 89
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 icon Учебник, часть 1, рабочая тетрадь, часть 1 (в дальнейшем не будут...
России, флаг России (или его изображение), музыкальная запись гимна Российской Федерации и устройство для её проигрывания. У учащихся...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции