Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание




Скачать 1.81 Mb.
Название Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание
страница 1/11
Дата публикации 18.10.2014
Размер 1.81 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ПРОСВЕЩЕНИЕ

Г. П. Сергеева Е. Д. Критская


класс
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений


3-е издание

Москва « Просвещение » 2011

УДК 372.8:78 ББК 74.268.53 С32

Руководитель проекта — заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Сергеева

Сергеева Г. П.

С32 Уроки музыки. 7 класс пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Крит­ская. — 3-е изд. — М> : Просвещение, 2011. — 111с. — ISBN 978-5-09-023174-9.

Пособие адресовано учителям, которые работают с учебно-мето­дическим комплектом «Музыка» для учащихся 7 класса авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. В пособии от урока к уроку раскрыва­ются темы учебника, даются рекомендации, как эффективнее исполь­зовать все элементы учебно-методического комплекта (учебник, хрес­томатию и фонохрестоматию музыкального материала). В пособии учитель найдет и культурологический материал, расширяющий и углуб­ляющий содержание учебника.

Пособие поможет учителям более интересно и содержательно про­водить уроки музыки.

УДК 372.8:78 ББК 74.268.53
ISBN 978-5-09-023174-9 © Издательство «Просвещение», 2007, 2011

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2007, 2011 Все права защищены

Предисловие

Благодаря музыке вы найдете в себе но­вые, неведомые вам прежде силы.

Д. Шостакович

Каждый урок нужно построить так, чтобы учащийся к его концу чувствовал не уста­лость, а рост сил и с нетерпением ждал следующего урока.

3. Кодаи

Пособие для учителей «Уроки музыки. 7 класс» написано в соответствии с авторской программой «Музыка»1, разработан­ной на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования2.

Цель пособия — познакомить учителя с содержанием про­граммы «Музыка» для 7 класса и разработанного на ее осно­ве учебно-методического комплекта, включающего в себя учебник, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального ма­териала.

Пособие состоит из двух частей, каждая из которых соот­ветствует структуре программы и учебника «Музыка» для дан­ного класса: «Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической му­зыки». В пособии последовательно раскрывается содержание учебных тем, методы и приемы обучения, способы творческой деятельности учащихся.

Одна из главных задач пособия — стимулировать учителя не столько выполнять предлагаемые рекомендации авторов, сколько вариативно применять их. При этом необходимо со­относить освоение нового материала с собственным опытом работы, учитывать особенности общего и музыкального раз­вития учащихся каждого конкретного класса и опираться на идеи преемственности программы для семиклассников с про­граммами предыдущих лет обучения.

Учебник призван сделать значимыми для школьников не только произведения классической музыки, но и наиболее яр­кие сочинения музыки современной, которая требует работы мысли, включения «умных эмоций». Логика построения заня­тий должна привести учащихся к осмыслению того, что «ду­ховный багаж, в отличие от обычного багажа, обладает удиви­тельным свойством: чем он больше, тем легче идти по доро­гам жизни». Эти слова Д. Б. Кабалевского, приведенные на
См.: Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 5—9 кл. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2004; Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 1—7 кл.; Искусство: 8—9 кл. / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М., 2007.

Сборник нормативных документов: Искусство. — М., 2006.

последних страницах учебника, для учащихся могут стать сво­его рода выводом из уроков музыки. Однако учителю необхо­димо стремиться к тому, чтобы с самого начала уроки музы­ки помогали донести эту мысль до сознания школьников. Это особенно важно, так как многие ребята ограничивают свое об­щение с музыкой только произведениями легких жанров, по­пулярной музыки. Учителю нужно быть очень осторожным, не навязывать свою точку зрения, а попытаться приучать подро­стков аргументировать свое мнение относительно музыкаль­ных кумиров. Следует выходить на сопоставление различных трактовок классики современными музыкантами-исполнителя­ми, терпеливо воспитывать у семиклассников иммунитет про­тив пошлости.

Как и в предыдущих классах, внимание учителей-музыкан­тов в данном пособии привлекается к особенностям работы над разворотами учебника, которые являются его структурны­ми единицами, организующими материал уроков.

Издание «Творческой тетради» в учебно-методическом ком­плекте для 7 класса не запланировано. Поэтому, прежде чем приступать к освоению содержания учебника, учителю необхо­димо сказать школьникам о возможности самостоятельного создания такой тетради. В этом своеобразном дневнике му­зыкальных (шире — художественных) впечатлений необходимо помочь семиклассникам определить рубрики, в которых они будут выполнять задания, отвечать на вопросы, поставленные на страницах учебника.

Две (примерно одинаковые) части «Творческой тетради» могут соответствовать двум разделам учебника. В них школь­ники будут записывать свои размышления о содержании му­зыкальных сочинений, изучаемых на уроках.

В третьей части тетради желательно поместить такие руб­рики, как «Моя фонотека», «Моя видеотека», «Моя библиоте­ка», «Телевизионные передачи о музыке и музыкантах», «Лю­бимые музыкальные произведения», «Любимые исполнители», «Песенник», «Музыкальный словарь» и др.

Четвертая часть «Творческой тетради» может быть посвя­щена таким темам, как: «Моя коллекция произведений искус­ства» (репродукции произведений изобразительного искусст­ва, фрагменты прозаических и поэтических сочинений, созвуч­ные музыке, и т. п.), «Мой культурный досуг» (информация о посещении концертов, выставок, музеев, участие в концертах, праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и др.), «Участие в исследовательских проектах». Возможны и другие рубрики (по выбору учащихся и учителя), в которых найдут от­ражение специфика школьной жизни семиклассника, его вне­школьные увлечения и художественные пристрастия.

Урок музыки как урок искусства (в основе которого лежит духовно-практическое отношение к миру) ориентирует не столько на репродуктивную деятельность учащихся, сколько на опыт сотворчества. Главное — процесс совместной музыкаль­но-творческой деятельности, постоянное участие в различных способах интонирования музыки, будь то вокализация, хоро­вое пение, пластическое, инструментальное, графическое «интонирование». Когда речь идет о развитии культуры вос­приятия, вокально-хоровой культуры, надо опираться на свое­образие интонационно-слухового опыта каждого ученика и не требовать от всех одного и того же уровня знаний.

В процессе музыкального развития семиклассников необ­ходимо учитывать и особенности подросткового возраста, в первую очередь связанные с формированием голосового ап­парата. У большинства мальчиков в этот период наблюдается процесс мутации. Поэтому при пении нужно следить за тем, чтобы они бережно относились к своему голосу, не использо­вали форсированный, излишне напряженный и громкий звук. Мальчикам, у которых мутация проходит в острой форме, сле­дует на определенный период времени воздержаться от пе­ния, а остальным не стесняться петь «взрослыми» голосами (как правило, на октаву ниже).

У девочек в этот период могут наблюдаться такие симпто­мы, как утомляемость голоса при пении, сиплый тембр, отсут­ствие звонкости, трудности в воспроизведении высоких зву­ков певческого диапазона. В связи с этим для вокально-хоро­вой работы с семиклассниками рекомендуется выбирать пес­ни с более ограниченными тесситурными условиями (напри­мер, авторская песня). Необходимо проводить тщательную подготовку к разучиванию нового вокального репертуара (рас-певание, «разогрев» певческого аппарата на фрагментах изве­стных песен), чаще прибегать к вокализации доступных с во­кальной точки зрения основных тем инструментальных сочи­нений, чередовать пение с другими видами исполнитель­ства — дирижированием, пластическим интонированием, рит­мическими аккомпанементами и др.

Реализация интонационного подхода предполагает приме­нение разнообразных методов обучения, неотъемлемой при­надлежностью которых является музыкально-художественный опыт учащихся.

Метод художественного, нравственно-эстетического позна­ния музыки способствует организации диалога и полилога учащихся с автором, лирическими героями произведения, его исполнителями.

Метод эмоциональной драматургии урока в единстве с ме­тодом «забегания вперед и возвращения к пройденному» (пер­спективы и ретроспективы в обучении) и методом концент­ричности организации музыкального материала способствуют актуализации предшествующего музыкального опыта учащих­ся, расширению интонационного словаря, пополнению жиз­ненно-музыкальных впечатлений школьников и созданию структурной целостности урока. В процессе «поиска знакомо­го в новом», выявления различных связей и отношений меж­ду произведениями разных авторов, стилей, эпох учащиеся постигают духовно-нравственные ценности, заложенные в ис­кусстве. А методы создания «композиций» и художественного контекста позволят в процессе разнообразных видов музы­кальной деятельности и сопоставления художественных произ­ведений (музыки, литературы, пластических искусств) усилить эмоциональное воздействие музыки на школьников.

Применение метода интонационно-стилевого постижения музыки, основанного на доверии к интуиции, накопленному музыкальному опыту учащихся, предполагает в то же время создание проблемных ситуаций. В процессе вдумчивого вслу­шивания, самостоятельной интерпретации (оценки) и исполни­тельской трактовки изучаемых сочинений, выполнения творче­ских заданий происходит осмысление стилистических особен­ностей музыки, закономерностей ее развития, установление интонационных связей музыкального тематизма как в рамках отдельного произведения того или иного композитора, так и его творчества в целом. Внимание учащихся направляется на мелодическое, ритмическое, жанровое преобразование темы и соответственно ее смысловое переинтонирование. Все это в конечном счете открывает возможность учиться музыке у са­мой музыки, постигать ее законы, обращаясь к конкретным музыкальным произведениям.

Постоянное возвращение к пройденному материалу, много­кратное повторение одних и тех же сочинений, углубляет вос­приятие художественного образа произведения, ведет к выяв­лению истоков творчества того или иного композитора, осо­бенностей его стиля в соотношении с национальным стилем, стилем эпохи. Этому способствует и широкое привлечение музыкальных и внемузыкальных (жизненных, художественных, собственно интонационных) ассоциаций, аналогий. Важно, чтобы наиболее эмоциональные, волнующие, говорящие инто­нации музыки Глинки и Баха, Чайковского и Бетховена, Му­соргского и Прокофьева и многих других композиторов стали как бы собственными высказываниями школьников, раскрыва­ющими понимание и знание ими музыки.

Полноценное усвоение тем возможно при условии, что у школьников сложилось устойчивое понимание музыки как ча­сти жизни. Теперь перед ними может быть выдвинуто положе­ние о том, что музыка подвластна законам жизни, по ним су­ществует, развивается, воздействует на людей. Учащиеся при­обретают знания о средствах, формах, благодаря которым му­зыкальное искусство диалектически отражает жизнь, ее зако­ны. Научить ребят думать, размышлять о жизни — это значит научить видеть все противоречия, присущие ей. И му­зыкальное искусство становится в этом неоценимым помощ­ником.

Ведущими в результате освоения тем (см. табл. 1) стано­вятся умения наблюдать за жизнью одного или нескольких об­разов, существующих в рамках одного произведения; выяв­лять связи между музыкальными образами, определять харак­тер их взаимодействия и развития в произведениях крупной формы различных жанров (опера, балет, симфония и др.); вы­являть идейно-эстетическое содержание с опорой на знания об общности законов развития музыки и жизни.


Примерное тематическое планирование


Дискуссионные вопросы взаимопроникновения легкой и серьезной музыки могут стать поводом для организации раз­личных форм внеурочной музыкально-эстетической деятельно­сти, в том числе защиты исследовательских проектов.


Примечание.* Звездочкой в учебнике и в этой таблице отмечены произведения, углубляющие представления учащих­ся о содержании темы.

ТЕМА ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ: «ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»

Музыка как искусство процессуальное — интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой, требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камер­ной, симфонической) они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произ­ведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развертыванием сюжета, слов (поэтических идей).

Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной дра­матургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлага­ются оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б. И. Тищенко; «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж. Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р. К. Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос — супер­звезда» Э.-Л. Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является, можно сказать, новацией в музыкальном искусстве своего времени. Но для того чтобы учащиеся полноценно восприняли каждое из них, они должны понять, что это музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, кото­рая окружает нас сегодня и которая сама идет к нам. Сказан­ное определяет тему вводного урока.

Тема: «Классика и современность»

Задачи урока — актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающи­мися музыкальными произведениями является прикосновени­ем к духовному опыту поколений.

Классика — это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители — художники прошлого. Можно не знать этого опыта, можно пренебречь им, что нередко и случается, но тог­да мы лишаем себя возможности общения с лучшими образ­цами проявления человеческого духа и подвергаемся опасно­сти превратиться в заурядных потребителей материальных ценностей.

Общение с классической музыкой обогащает мировоспри­ятие подростков, расширяет его спектр, привлекает внимание к тем сторонам человеческой деятельности, о которых они мо­гут только догадываться, позволяет прожить иную жизнь, вы­раженную в художественных образах, сделать ее своей и тем самым начать глубже чувствовать и понимать реальную жизнь.

2—Сергеева, 7 кл.

9

Для этого необходимо научиться наслаждаться красотой зву­чания, совершенством формы, постигая смысл художествен­ного произведения, сопереживая, наблюдать за развитием музыки, слышать заложенные в ней противоречия, понимать способы их преодоления. А это значит — понимать язык му­зыки и других видов искусства. Знание языка во многом ос­новывается на интуиции, на имеющейся у каждого человека способности к сопереживанию, соощущению, которые и дела­ют язык искусства универсальным, не требующим перевода.

Произведение искусства всегда передает отношение авто­ра к жизни, определенную систему взглядов, идеалов, миро­воззрение. Наиболее важные и глубокие процессы определен­ного времени, дух и характер народа отражены в классичес­ких произведениях. «Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современни­ком многих эпох будущего», — писал А. В. Луначарский. Оче­видно, поэтому музыкальная классика, независимо от време­ни ее сочинения, остается созвучной нашим мыслям и чувст­вам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Такие про­изведения отвечают самым высоким художественным требо­ваниям, в них глубина содержания сочетается с совершенст­вом формы. Разбираться в них — увлекательная задача, осо­бенно в сопоставлении с многочисленными современными ин­терпретациями, версиями, которые появляются в наши дни. Одни из них отличает высокий художественный вкус, и они вы­зывают желание послушать и оригинальное произведение. Другие становятся своего рода вариациями на тему классиче­ского произведения, имеющими мало общего с оригиналом, искажают смысл, могут изменить его вплоть до противополож­ного. Современные версии классической музыки помогают приобщить к ней активных любителей поп-музыки.

Важно, чтобы учащиеся поняли: по музыкальным пристра­стиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Вспоминается широ­ко известное высказывание: скажи мне, кто твой друг, и я ска­жу — кто ты...

Определяющими для постижения семиклассниками худо­жественных произведений разных стилей, особенностей музы­кальной драматургии произведений крупной формы, будь то опера, балет или симфония, концерт и др., могут стать слова Д. Д. Шостаковича: «Никакие, даже самые вдохновенные сло­ва о музыке не могут дать представление обо всем ее неис­черпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка... Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо ее слушать». Более того, насколько это воз­можно, необходимо постоянно включать учащихся в исполне­ние музыки, и не только предназначенной для пения, но и ин­струментально-симфонической, в том числе мелодий и тем из симфоний, концертов и др.

На с. 6—7 учебника учащиеся смогут прочитать о том, что называют классикой, какие произведения считают классичес­кими, почему к ним постоянно обращаются представители разных эпох, в том числе и наши современники, и как важно понимание стиля произведения. На уроке учитель предлагает послушать фрагменты из нескольких сочинений. Желательно, чтобы эти произведения относились к разным эпохам, были написаны разными авторами прошлого и настоящего — зару­бежными и отечественными, в разных жанрах серьезной и лег­кой музыки.

В учебнике приведены нотные примеры вступления «Рас­свет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. П. Мусоргско­го, фрагмента «Монтекки и Капулетти» из балета С. С. Проко­фьева «Ромео и Джульетта», начала увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена и арии «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л. Уэб-бера. Пусть учащиеся попытаются ответить на вопросы, по­ставленные в учебнике, соотнесут звучание музыки с нотами, напоют мелодию «Рассвета...» Мусоргского, исполнят (или ра­зучат) арию из мюзикла «Кошки».

Исполнение этих произведений позволит привлечь внима­ние семиклассников к дискуссионному вопросу: «Какое из этих произведений можно отнести к классике?» Очевидно, мнения учащихся разделятся. Одни отнесут музыку Мусорг­ского к классической, а музыку Уэббера — к современной по­пулярной музыке, другие оба произведения назовут классиче­скими. В этом случае возникает необходимость ввести поня­тие классика жанра. Обращение к иллюстрациям на с. 6—7 напомнит о группе «Битлз», песни которой также считаются классикой — образцом рок-музыки. Учащиеся могут вспом­нить, какие песни этой группы они знают, и исполнить их в классе. Учитель должен быть готов к предложениям детей и иметь возможность исполнить аккомпанемент названных школьниками песен или включить аудиозапись с музыкой этой группы.

В целом семиклассники могут прийти к выводу о том, что по звучанию музыки всегда можно отличить стиль эпохи (ста­ринная или современная эта музыка), стиль национальный (русская или зарубежная), индивидуальный стиль автора (му­зыка Бетховена, Мусоргского, Прокофьева), который отличает совокупность характерных черт, приемов, способов, особенно­стей творчества.

Целесообразно предложить учащимся записать в «Творче­скую тетрадь» свои самые яркие музыкальные впечатления, что поможет им систематизировать знания о музыке. Так, по­сле вводного урока, актуализирующего жизненно-музыкальный опыт учащихся, построенного на уже знакомом им материале, можно дать задание заполнить странички тетради, посвятив их разным жанрам.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Программы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками...
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ 181
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Пособие для учителей общеобразовательных школ москва

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Пособие для учителей общеобразовательных школ москва

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
На основании решения Методического Совета школы №1 от 16 сентября 2013 г., протоколов шмо учителей русского языка, протоколов шмо...
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка
«Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» М.: Просвещение,2011. При составлении программы...
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Учебному плану для I-II классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан
Примерный учебный план для I-II классов дагестанских общеобразовательных учреждений разработан на основе федерального государственного...
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon «Сложное предложение»
Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец....
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Пояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку...
И класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников...
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание icon Пояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку...
М класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции