Пособие для учителей общеобразовательных школ москва




Скачать 2.9 Mb.
Название Пособие для учителей общеобразовательных школ москва
страница 1/27
Дата публикации 23.09.2014
Размер 2.9 Mb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
1

Современные образовательные технологии

Е. А. Бондаренко, С. В. Корнилаев

Пособие для учителей

общеобразовательных школ

МОСКВА

БизнесМеридиан

2011

Содержание

Введение.............................................................................................................................4

Современная система средств обучения.............................................................................9

Автоматизированные рабочие места педагога и обучающегося......................................16

Интерактивное оборудование современной системы средств обучения.........................26

Интерактивная доска.........................................................................................................28

Интерактивная приставка..................................................................................................29

Интерактивный планшет....................................................................................................30

Интерактивная плазменная панель...................................................................................33

Документ-камера...............................................................................................................34

Цифровой микроскоп........................................................................................................37

Модульная система экспериментов..................................................................................42

Система контроля и мониторинга качества знаний...........................................................46

Электронные образовательные ресурсы в современной системе средств обучения.......48

Электронные образовательные ресурсы...........................................................................48

Оценка уровня качества ЭОР.............................................................................................50

Рекомендательный перечень информационно-образовательных ресурсов

( специализированные сайты )...........................................................................................52

Электронные таблицы........................................................................................................57

Основные требования к разработке ЭОР..........................................................................58

Методика использования ЭОР в процессе обучения........................................................59

Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе

с указанием электронных образовательных ресурсов......................................................65

Проект урока русского языка в 1 классе с использованием

интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................101

Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 2 классе

с указанием электронных образовательных ресурсов................................................... 113

Проект урока русского языка в 2 классе с использованием

интерактивного оборудования и интернет-ресурсов..................................................... 150

Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе

с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................165

Проект урока русского языка в 3 классе с использованием

интерактивного оборудования и интернет-ресурсов..................................................... 196

Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе

с указанием электронных образовательных ресурсов..............................................211

Проект урока русского языка в 4 классе с использованием

интерактивного оборудования и интернет-ресурсов...............................................242

Литература и сайты.............................................................................................257

4

Введение

Современное образование — один из наиболее динамичных процес-

сов, изменения которого определяются происходящими в современном

обществе переменами ( глобализация, информатизация, обновление

технологий и др.). Происходит формирование новой информационно-

образовательной среды. Стремительное развитие цифровых техноло-

гий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эф-

фективное методическое применение часто становится проблемой для

современного педагога.

По мере развития и становления информационного общества воз-

растает потребность в грамотных и компетентных пользователях инфор-

мации, возникает необходимость использовать и тот образовательный

потенциал, который представляет использование средств массовой ин-

формации и каналов массовой коммуникации, что помогает найти ис-

тинное место и наиболее эффективные способы использования новых

информационных технологий в образовательном процессе.

Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и

сформировать ォ готовность и способность к саморазвитию и личностному

самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познава-

тельной деятельности, систему значимых социальных и межличностных

отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные

и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, пра-

восознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, спо-

собность к осознанию российской идентичности в поликультурном соци-

уме サ*.Работа в этом направлении приводит к необходимости формиро-

вания образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфорт-

* Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра-

зования.

5

ные условия образования и ориентацию на формирование коммуника-

тивной компетенции, творческих качеств личности, критического мыш-

ления, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала

учащихся, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информа-

ционном пространстве. Эти факторы призваны обеспечить вхождение в

следующий этап образовательного процесса ( профессиональное обра-

зование ) и возможность полноценной жизни и общения в многоаспект-

ном поликультурном пространстве.

В последние десятилетия кардинальным образом изменилась

информационно-образовательная среда. Объемы информации, полу-

чаемые каждым человеком, значительно расширились. Произошло это

не только за счет снятия запретов со средств массовой информации, по-

влекших за собой расширение получаемых сведений из разных сфер

жизни, а, прежде всего, за счет расширения электронных технологий и

расширения доступа к самым разным средствам информации.

Обозначенные проблемы могут быть решены лишь путем совершен-

ствования информационно-образовательной среды, которое предпо-

лагает :

соответствие новой информационно-образовательной среды требо-

ваниям современности ;

придание ей интерактивного характера ;

содействие достижению целей и задач преподавания конкретных

предметов ;

поиск путей взаимодействия информационно-образовательной сре-

ды и внешнего информационного пространства ;

обеспечение удовлетворения личностных потребностей и интересов

обучающихся ;

выявление методических аспектов использования информации в

соответствии с дидактическими, психологическими и технологиче-

скими функциями компонентов информационно-образовательной

среды.

Целью формирования современной информационно-образовательной

среды является оптимизация образовательного процесса, повышение ка-

чества образования.

Если ранее предметно-информационная среда обучения была ори-

ентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует ду-

6

мать о расширении и изменении образовательной среды, придания ей

интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему инфор-

мационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый

смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информацион-

ного общества — очень важно научить человека общим, универсальным

способам деятельности. Средства обучения должны стать основой фор-

мирования новой информационно-образовательной среды.

Само содержание образования прежде было жестко фиксирован-

ным, и система средств обучения отражала это строго заданное содер-

жание. Однако сегодня становится необходимым поиск новых ориенти-

ров. Реформа образования определила основные направления обнов-

ления отечественной школы : это гуманизация, гуманитаризация, лич-

ностная ориентация образования, его вариативность и открытость. До-

стижение этих целей требует существенной перестройки образователь-

ного процесса, внедрения педагогических технологий, обеспечиваю-

щих формирование универсальных действий познавательной направ-

ленности, в число которых входят, в частности, такие умения, как при-

менение методов информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего

образования ( далее ФГОС ) сформулированы требования к материально-

техническому и информационному оснащению образовательного про-

цесса, которое должно обеспечивать возможность :

поиска, создания и использования информации ( поиск информации

и общение в сети Интернет, запись и обработка изображения и звука,

выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопро-

вождением, работа в библиотеке и др.);

проведения экспериментов, в т. ч. с использованием учебного лабора-

торного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моде-

лей и коллекций основных математических и естественно-научных объ-

ектов и явлений ; цифрового ( электронного ) и традиционного измере-

ния ; наблюдений, наглядного представления и анализа данных ; исполь-

зования цифровых планов и карт, спутниковых изображений и др;

создания материальных объектов ; обработки материалов и инфор-

мации с использованием технологических инструментов ; проектиро-

вания и конструирования ;

7

планирования учебного процесса, фиксирования его результатов в

целом и отдельных этапов ; размещения своих материалов и работ в

информационной среде образовательного учреждения и т.д.*

Требования ФГОС к материально-техническому и информационному

оснащению, возможности использования достижений новых технологий

( свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дис-

танционность, мобильность, интерактивность, возможность формирова-

ния социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,

возможность моделирования и анимирования различных процессов и

явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образователь-

ного процесса средствами обучения. Чтобы добиться образовательных

результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современ-

ные средства обучения.

Использование в образовательном процессе интерактивных средств

обучения дает возможность обеспечить самостоятельность обучающихся

при изучении нового материала, работе с текстом, раскрывающим основ-

ное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по конкрет-

ной теме на данный момент времени. Использование средств мультиме-

диапроекции позволяет проиллюстрировать естественно-научный про-

цесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по

определенной тематике или по курсу в целом, применить особые фор-

мы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся,

выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание

информационно-образовательной среды, содействующей (при поддерж-

ке педагогических работников):

достижению планируемых результатов освоения основной образова-

тельной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с огра-

ниченными возможностями здоровья ;

использованию в образовательном процессе современных образо-

вательных технологий деятельностного типа ;

организацию эффективной самостоятельной работы обучающихся по

поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требова-

ниям информационного общества, инновационной экономики;

* Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра-

зования.

выявлению и развитию способностей обучающихся, в том числе за

счет формирования и реализации индивидуальных образователь-

ных маршрутов, работе с одаренными детьми;

организации научно-технического творчества и проектно-

исследовательской деятельности;

эффективному использованию учебного времени, в том числе за счет

уменьшения трудоемкости выполнения педагогическим работником

действий по передаче знаний, умений и навыков путем автоматиза-

ции* части профессиональных задач.

Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов

на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогам использо-

вать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию

познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается

возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализа-

ции школьников для активного участия в образовательной деятельности.

* Автоматизация — это применение саморегулирующих технических средств, экономико-

математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или

полностью от непосредственного от участия в процессах получения, преобразования, пе-

редачи и использования энергии, материалов или информации, существенно уменьша-

ющих степень этого участия или трудоёмкость выполняемых операций.

9

Современная система средств обучения

Современные средства обучения ( СО ) можно классифициро-

вать по различным критериям. С точки зрения представляемой ин-

формации и инновационных технологий, в современной системе

средств обучения представлены следующие СО :

Печатные СО — различные СО на печатной основе ( учебники

и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие те-

тради, атласы, словари, литература для дополнительной и само-

стоятельной работы, раздаточные материалы и др.).

Аудийные СО — аудиохрестоматии, аудиокниги и т.п.

Аудиовизуальные СО — коллекции слайдов, экранные посо-

бия, учебные фильмы на различных носителях, а также мультиме-

дийные образовательные ресурсы ( в т.ч. цифровые ) — электрон-

ные учебники.

Наглядно-демонстрационные СО — гербарии, муляжи, ма-

кеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и т.п.

Приборы и оборудование — приборы, используемые в учеб-

ных целях : барометры, компасы ; тренажеры и различные виды

учебного оборудования, в т.ч. для технического обеспечения за-

нятий в среде мультимедиа : программно-аппаратные средства на

базе электронных компьютерных технологий и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Пособие для учителей общеобразовательных школ москва

Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками...
Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ 181
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа
«Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Программа по литературе для общеобразовательных учреждений
Сахаров В. И. Русская литература XI-XIX вв. 9-10 классы. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Программы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание
Руководитель проекта — заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Сергеева
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Семёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости...
Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ,...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Методическое пособие для учителей по формированию исследовательских...
Включение школьников в исследовательскую проектную деятельность – важный фактор формирования их готовности к профессиональному самоопределению...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (9-е издание, М. Просвещение 2007). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего...
«Сольфеджио» направлена на развитие музыкальной одарённости и творческих способностей, учащихся с учетом их индивидуальных особенностей...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции