«Сложное предложение»




Скачать 2.63 Mb.
Название «Сложное предложение»
страница 1/24
Дата публикации 07.10.2014
Размер 2.63 Mb.
Тип Сочинение
literature-edu.ru > Литература > Сочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Тростенцова Л. А.

Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.
Содержание

Предисловие ……………………………………………………………………………………….................3

Урок 1. Международное значение русского языка. .. ……………………………………………………..5
Повторение изученного в 5—8 классах

(дополнение к уроку 1)

Урок 2. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог (§ 1, 2) (Р) ………………………………………..7

Урок 3. Стили языка (§ 3) (Р) ……………………………………………………………………………...10

Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4) ……………………………………..12

Урок 5. Предложения с обособленными членами (§ 5) …………………………………………………15

Урок 6. Обращения, вводные слова и вставные конструкции (§ 6) …………………………………….18

Урок 7. Комплексное повторение, подготовка к диктанту ……………………………………………...21

Урок 8. Контрольный диктант …………………………………………………………………………….24
Сложное предложение. Культура речи

Урок 9. Понятие о сложном предложении (§ 7) ………………………………………………………….25

Урок 10. Союзные и бессоюзные сложные предложения (§ 8) …………………………………………26

Урок 11. Сочинение в форме дневниковой записи ... ……………………………………………………28

Урок 12. Разделительные и выделительные знаки

препинания между частями сложного предложения (§ 9).

Интонация сложного предложения (§ 10) ……………………………………………………29

Урок 13. Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» …………………………………………………31
Сложносочинённое предложение

Урок 14. Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения

в сложносочинённых предложениях (§ 11—12) ……………………………………………..33

Урок 15. Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными

и противительными союзами (§ 13—15) ……………………………………………………..35

Урок 16. Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными

и противительными союзами (§ 13—15) (продолжение темы) ……………………………..37

Урок 17. Разделительные знаки препинания

между частями сложносочинённого предложения (§ 16) …………………………………...39

Урок 18. Сочинение-описание по воображению

(на основе картины В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце») (упр. 74) ………………………...41

Урок 19. Синтаксический и пунктуационный

разбор сложносочинённого предложения. Повторение (§ 17) ……………………………...42

Урок 20. Контрольный диктант с грамматическими заданиями ………………………………………..43
Сложноподчинённое предложение

Урок 21. Понятие о сложноподчинённом предложении (§ 18) …………………………………………44

Урок 22. Место придаточного предложения по отношению к главному.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении (§ 19)……………………………..46

Урок 23. Сочинение-отзыв по картине И. Тихого «Листы» (упр. 92) ………………………………….49

Урок 24. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении (§ 20) ……………………….49

Урок 25. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении (§ 21)………………………...51

Урок 26. Изложение по тексту (упр. 106)…………………………………………………………………53

Урок 27. Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые

предложения с придаточными определительными (§ 22) …………………………………..54

Урок 28. Сложноподчинённые предложения

с придаточными определительными (продолжение темы) …………………………………57

Урок 29. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными (§ 23) …………… 59

Урок 30. Сложноподчинённые предложения

с придаточными изъяснительными (продолжение темы) …………………………………...62

Урок 31. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места (§ 24—25).... …….63

Урок 32. Сложноподчинённые предложения

с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения

с придаточными времени и места (продолжение темы) …………………………………… 65

Урок 33. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия,

уступки, цели, следствия (§ 26) …………………………………………………………….....66

Урок 34. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки,

цели, следствия (продолжение темы)…………………………………………………………68

Урок 35. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры,

степени и сравнительными (§ 27)…………………………………………………………… ..70

Урок 36. Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия,

меры, степени и сравнительными, (продолжение темы)…………………………………….72

Урок 37. Сочинение по данному началу

(на основе картины В. П. Фельдмана «Родина») (упр. 166)…………………………………74

Урок 38. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными;

знаки препинания в них (§ 28) ………………………………………………………………...75

Урок 39. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки

препинания в них (продолжение темы) ………………………………………………………77

Урок 40. Сообщение о происхождении псевдонимов

(на основе рассказа Тэффи «Псевдоним») (упр. 175) (Р) ………………………………….. 78

Урок 41. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения (§ 29—30)... …………….....79

Урок 42. Изложение подробное (о деятельности С. И. Ожегова

и его Толковом словаре) (упр. 177) (Р) …………………………………………………….....81

Урок 43. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения» ………………………………... 81

Урок 44. Контрольный диктант с грамматическим заданием ………………………………………… 83
Бессоюзное сложное предложение

Урок 45. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных

сложных предложениях (§ 31—32) …………………………………………………………...85

Урок 46. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 33) …………………...87

Урок 47. Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин»

(с дополнительным заданием — упр. 192) …………………………………………………...89

Урок 48. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 34) …………………………………… 90

Урок 49. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени,

условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении (§ 35) …………………..92

Урок 50. Сочинение — отзыв о картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр. 202) ... ……………94

Урок 51. Синтаксический и пунктуационный разбор

бессоюзного сложного предложения. Повторение (§ 36) …………………………………. 96

Урок 52. Контрольный диктант с грамматическими заданиями ………………………………………..98
Сложное предложение с различными видами связи

Урок 53. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи

в сложном предложении (§ 37) ………………………………………………………………..99

Урок 54. Знаки препинания в сложном предложении

с различными видами связи (§ 38) …………………………………………………………..101

Урок 55. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения

с различными видами связи (§ 39) …………………………………………………………..103

Урок 56. Подробное изложение фрагмента из рассказа

М. Горького «Старуха Изергиль» (Р) (упр. 219) ……………………………………………105

Урок 57. Публичная речь ( 40) (Р) ………………………………………………………………………105

Урок 58. Повторение материала по теме «Сложные

предложения с различными видами связи» ………………………………………………...106

Урок 59. Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями …………………………...108
Повторение и систематизация изученного

в 5—9 классах (7 + 2 р/р)

Урок 60. Фонетика и графика (§ 41) …………………………………………………………………….109

Урок 61. Лексикология (лексика) и фразеология (§ 42) ……………………………………………….111

Урок 62. Морфемика. Словообразование (§ 43—44) .. ………………………………………………...114

Урок 63. Морфология (§ 45) ……………………………………………………………………………..116

Урок 64. Синтаксис (§ 46) ………………………………………………………………………………..118

Урок 65. Выборочное изложение (упр. 259) на тему «За что мы любим киноискусство» ………….121

Урок 66. Орфография. Пунктуация (§ 47) ………………………………………………………………122

Урок 67. Орфография. Пунктуация (§ 47) (продолжение темы) ………………………………………124

Урок 68. Сочинение на свободную тему «Если бы мне предложили написать,

о чём я хочу...» (упр. 279) ……………………………………………………………………127

Рекомендуемая литература ……………………………………………………………………………….128


Предисловие

Пособие содержит подробные описания уроков по всем темам курса синтаксиса сложного предложения применительно к учебнику русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений авторов Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой.

Книга продолжает и углубляет идеи, заложенные авторами учебника: изучение синтаксиса сложного предложения во взаимосвязи с развитием речи, активизация логического мышления и умения девятиклассников самостоятельно пополнять свои знания, учёт межпредметных и внутрипредметных связей, становление языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций. Большое внимание уделяется систематическому повторению материала за курс 5—8 классов.

Уроки сопровождаются указанием целей и применяемых методических приёмов, предлагаются варианты обучения по использованию тех или иных синтаксических средств в различных ситуациях речевого общения.

Объяснение нового материала строится на наблюдениях над фактами и явлениями языка, их сопоставлении, обобщении и выводах, что способствует значительной активизации внимания и умственной работы учащихся.

Виды и тексты тренировочных работ рассчитаны на то, что при их выполнении девятиклассники смогут проявить большую самостоятельность, эффективно используя время на уроке.

В книге представлены разнообразные работы с текстом: слушание и запоминание, выразительное чтение, аналитические и проблемные задания и т. д. Учащимся предлагаются упражнения, в которых языковые факты рассматриваются с различных сторон (семантики, формы, функционирования). Изучение синтаксиса сложного предложения и формирование пунктуационных навыков сочетаются с закреплением орфографических навыков и повторением основных сведений по морфологии. Уроки носят познавательно-практический характер.

В пособии даны упражнения, направленные на выявление специфики сложного предложения в сравнении с простым, союзного сложного предложения — с бессоюзным, сложносочинённого предложения — со сложноподчинённым, видов придаточных в сравнении между собой и с аналогичными членами простого предложения. В ряде случаев даны рекомендации учителям, указывающие на возможные проблемы, предлагается выбор путей их преодоления.

Наиболее трудные темы повторяются при изучении других, что способствует закреплению полученных ранее знаний. Значительное внимание уделяется тем видам работы, которые приучают девятиклассников систематизировать и группировать материал, быстро получать информацию о результатах его усвоения.

При работе со сложносочинёнными предложениями особое внимание уделяется предложениям с союзом и, так как девятиклассники испытывают трудности в распознавании сложных и простых предложений с однородными членами, допускают ошибки в расстановке знаков препинания. Задания распределяются по принципу нарастания трудности.

В пособие включены упражнения, развивающие умения учащихся употреблять союзные слова в нужной форме, правильно строить сложноподчинённые предложения, разграничивать придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

В книге представлены способы и приёмы работы над интонацией сложного предложения, так как коммуникативную функцию сложное предложение выполняет в целом благодаря особой интонации.

В пособии указаны формы и методы работы, формирующие знания об особенностях семантики и структуры любого типа сложного предложения. даны задания, ориентированные на развитие умений анализа смысловых от ношений между частями сложносочинённого, сложноподчинённого, бессоюзного сложного предложений. На уроках по теме «Сложноподчинённые предложения» планируются задания, совершенствующие коммуникативные умения учащихся осознанно употреблять разные виды сложноподчинённого предложения в письменной и устной речи. Особое внимание уделяется видам работ, ориентированным на развитие умений употреблять изучаемые синтаксические конструкции в соответствии с темой, целью, функционально-смысловым типом и стилем речи.

Уроки по теме «Бессоюзные сложные предложения» выстроены с учётом специфики их изучения: функция бессоюзных сложных предложений в тексте, обязательность контекста для правильного понимания смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном, интонация и пунктуация как показатели смысловых отношений в бессоюзном сложном предложении.

При изучении сложных предложений с различными видами связи большое внимание уделяется графической структуре предложений, даны задания, развивающие умения синтаксического анализа, пунктуационного оформления предложений.

На каждом уроке планируются задания, связанные с развитием устной и письменной речи. В пособии представлены разнообразные виды проверки: задания тестового характера, диктанты, программированные работы с выборочным ответом, индивидуальные задания. В конце каждой темы проводится контрольный урок.

В пособии даны методические рекомендации для проведения уроков по развитию связной речи: описание местности, отзыв-рецензия, сжатое изложение, с восстановлением порядка частей, подробное, выборочное, диалог — обмен впечатлениями, устные высказывания публицистического стиля, сочинение по картине, анализ речи героя, сочинение на свободную тему.

Поурочные разработки рассчитаны на творческое использование: учителю предоставляется возможность выбрать материал с учётом особенностей класса, степени подготовленности учеников к предмету.
Урок 1. Международное значение русского языка

Цели урока: 1) познакомить учащихся с содержанием понятия «мировые языки», критериями выдвижения языка на роль мирового, с функциями русского языка как мирового; 2) научить составлять тезисы, формулировать общий для нескольких текстов тезис, ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику, определять общую тему для нескольких текстов; 3) углубить знания о роли русского языка в развитии мировой литературы.
I. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях.

Вводная беседа о мировых языках.

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Каким условиям должен удовлетворять язык, чтобы считаться мировым?

— Какая разница между языком родным, межнациональным (народов одной страны) и мировым?

— Почему русский язык стал мировым языком?

Примеры высказываний:
• «Мировые языки охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран. Они принимаются как рабочие языки ООН и других международных организаций и съездов, а также как иностранные языки, т. е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира. Международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Состав мировых языков изменчив. Выдвижение того или иного языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью всей культуры, созданной на данном языке.
• Русский язык — это национальный язык Русского народа, язык русской нации. На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком. В связи с тем что в Российской Федерации проживают люди различных национальностей, русский язык выполняет функцию межнационального общения. С помощью русского языка как средства общения решаются многие проблемы общегосударственного значения.

Кроме того, русский язык помогает приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры.
• Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и советской художественной литературой и непревзойдёнными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира. Принятие человечеством русского языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности. Он применяется в самых различных сферах международного общения: например, выступает в функции «языка науки» — средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации. Русский язык — один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Выдвижение, становление и функционирование любого языка, в том числе и русского, в межнациональном и международном общении, вхождение его в «клуб мировых языков» зависит от языковых и социальных факторов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сложное предложение» icon В4 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения....
...
«Сложное предложение» icon Урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение»
Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях...
«Сложное предложение» icon Мотив как сложное интегральное психологическое образование
Б. Ф. Ломов, В. А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов). Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное инте­гральное (системное)...
«Сложное предложение» icon Инструкция участникам 4 Общие условия 4 Участники 5 Представление...
Настоящим ОАО «Аэрофлот» (далее-«Заказчик») приглашает Вас представить свое предложение (далее-«Предложение») в отношении комплексного...
«Сложное предложение» icon «Сложноподчиненное предложение»
Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М. Ю. Лермонтова
«Сложное предложение» icon Русский язык
Спрыгиваю с саней, бросаюсь стремглав вниз, опускаюсь па одно колено в снег, жду. Предложение
«Сложное предложение» icon Электрические шумы степанов а. В. Москва 2003 г. Введение
На практике шумом можно считать любое достаточно сложное нерегулярное, хаотическое изменение, пусть даже оно и осуществляется по...
«Сложное предложение» icon «Слово. Предложение. Текст»
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...
«Сложное предложение» icon Тема: «Русские народные промыслы»
Народные художественные промыслы занимают видное место в о декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов...
«Сложное предложение» icon Контрольная работа по информатике за курс 7 класса
Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции