Скачать 73.35 Kb.
|
МКОУ «СОШ № 2 ст. Кардоникской» Урок литературного чтения в 4 классе с использованием ИКТ Тема урока: С.А.Есенин «Лебёдушка» Учитель начальных классов: Кипкеева З.К. 2013г. ТЕМА. С.А. Есенин. «Лебёдушка»" Цели:
Оборудование: ИД Презентация
Ход урока 1. Пятиминутное чтение. 2. Орфографическое чтение. Тут коршун…. Мама-стрижиха не появилась… 3. Повторение литературных терминов. Открывается музыкальная шкатулка. Дети вынимают листочки с литературными терминами и дают им определение. Былина – жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный. Летопись – это запись по годам исторических событий. Эпитет -это непростое определение, а такое,которое помогает ярче представить героя,события, предмет. Народные сказки – жанр устного народного творчества, которые создавались народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора. Пейзажная лирика – вид литературного произведения, в котором поэт воспевает картины природы. 4. Сообщение темы урока. У: Сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина - замечательного поэта,лирика- пейзажиста. 5. Вступительное слово о поэте. (Звучит музыка “Над окошком месяц, под окошком ветер…”) Д: Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Вспоминает сестра Есенина: – “В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг, такая ширь” [2]. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек, он всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, песни. Хотелось и ему самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга стихов. У: Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств. В этом мире живет, своей самостоятельной жизнью, каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все– деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо– живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. В 2006 году, мы отмечали 110 лет со Дня рождения великого русского поэта. К этому юбилею во многих городах России были установлены памятники поэту, памятные доски на тех домах, в которых жил поэт или часто бывал. Школьники участвовали во Всероссийском литературном конкурсе. В нашей школе проходил праздник поэзии. Учащиеся читали стихи, звучали песни на слова Есенина. И это не случайно. Ведь родные Есенину “рязанские раздолья” граничат с нашей Мордовией. Есть мордовские села на Рязанщине. Наверняка с жизнью мордовского народа поэт был знаком. Здесь, в Мордовии, он навещал своих друзей, которых у него было немало и дружбой которых, он дорожил. Есенин был признан известными поэтами и писателями того времени. М. Горький говорил: “С.Есенин – не столько человек, сколько орган созданный природой для поэзии, любви ко всему живому в мире милосердия, которое заслужено человеком” [3]. Сегодня мы будем читать стихотворение “Лебедушка”, которое посвящено милосердию, в котором поэт отразил свою любовь к природе, животному миру. Прежде чем читать это стихотворение, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. (Зажигается свеча рядом с портретом поэта). Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. (Учитель показывает фотографии и комментирует). В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш.Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее.Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки,буквы. Так рождаются стихи. 6. Чтение стихотворения учителем. 7. Беседа по первым впечатлениям. - Какое настроение возникло у вас? Почему? 8. Работа со словариками настроений. - Откройте словарики настроений и найдите меткие слова, которые помогут вам охарактеризовать настроение. 9. Самостоятельное чтение учащимися. 10. Работа над языком стихотворения. - Прочитайте 1, 2, 3 строфы. Какие картины природы рисует поэт? Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование). У: Вывод: Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте.Посмотрите, как прекрасно раннее утро! - Прочитайте 4, 5-11 строфы. Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь? Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение словосочетаний: “гладь зеркальная”, “тихая заводь”, “молчаливый затон”, “трава шелковая”,“тихозвонные ручейки”, “росинки серебристые”,“цветы лазоревые”, “волны пряные”. - Где вы встречались с такими эпитетами? (В сказках). Вывод: Правильно. Есенинская поэзия очень близка к фольклору. - Прочитайте 12, 13, 14 строфы 11. Выборочное чтение. У: Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери –лебеди, которая внимательна к своим детям. Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей. Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что знаете об орлах? Прочитайте отрывок, где поэт описывает внешность орла. - Прочитайте 22-27 строфы. Прочитайте то место, где лебедь заметила врага.Как себя вела? Как защищала детей? Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический? Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей 12. Работа над цветописью и звукописью. У: - Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна.Картины родной природы нарисованы чистыми,яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой. Прочитайте отрывок, где встречается зеленый цвет. (5, 8, 28) У: - Синий цвет – цвет родной Оки, неба,Родины. Алый, красный, багровый – цвет радости,юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье. Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета. (1, 3) У: - С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный. Где встречается белый цвет? (Цвет лебеди белоснежный, чисто белый, близок к цвету снега). Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям. У: В поэзии Есенина несут определенный смысл звуки. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звук [р]. Это звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл. Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук[р]. 13. Работа над выразительностью чтения. У: Как я читала стихи? (Нараспев ). Когда вы еще встречались с таким чтением? В каких жанрах, у кого из поэтов? (В былинах). У: - Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет. Послушайте песню на слова Есенина “Отговорила роща золотая” (Звукозапись). А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция,умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Для этого надо подготовиться, потренировать свой голос. 14. Звуковая разминка. Скажи по-громче слово “гром”, Грохочет слово, словно гром. Скажи по-тише “шесть мышат”, И сразу мыши зашуршат. (1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – тихо) У: Вернемся к стихотворению. 1-11строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку,т ревогу за нее и готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. 28 строфа читается спокойно, ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, общий для всего живого. 15. Игра “Если бы я был волшебником”. У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем,если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей? 16. Вывод по уроку. У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы) У: Стихотворение написано кровью сердца. И эта открытость находит отклик в душе читателя. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…” [2]. Что дал вам этот урок? (Мы научились жалеть, переживать, стали добрее,чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…) Использованный материал:
|
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины... В разработке представлен теоретический и дидактический материал по теме: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» |
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского |
||
Урока Тема урока Опорные понятия А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики |
Урока Тема урока Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы |
||
Урока Тема урока Деятельность учащихся Диагностика Задание для самостоятельной Нрк. Художественный мир литературного произведения. М. С. Фонотов. «Горное озеро» |
Тема урока Тип урока Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий |
||
Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района |
Тема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны |
||
Конспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1) |
Тема урока: «Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |