Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества»




Скачать 0.51 Mb.
Название Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества»
страница 1/3
Дата публикации 18.10.2014
Размер 0.51 Mb.
Тип Учебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Департамент здравоохранения Тульской области

ГОУ СПО «Тульское областное медицинское училище №1»

Учебно-методический комплекс
Раздел: «Литература первой половины XX века».
Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества».
Дисциплина: «Литература».
Специальность: 060501 «Сестринское дело».


Преподаватель русского языка и литературы: Голованова Н. А.

2011г.
Пояснительная записка

В разработке представлен теоретический и дидактический материал по теме: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества».

Разработка может быть использована для:

- работы преподавателя;

- контроля теоретических знаний студентов;

- отработки пропущенных занятий;

- проведения внеклассных мероприятий;

Данная тема даёт представление:

- об основных фактах жизни и творчества С. А. Есенина;

- об особенностях лирики поэта.
Данная тема предусматривает самостоятельную работу студентов с учебником, дополнительной литературой.

Структура учебно-методического материала.

I. Методические цели.

II. Методическая разработка лекционного занятия.

III. Дополнительный материал.

1. Статья «Любимые женщины Есенина».

2. Иллюстративный материал.

V. Литература для преподавателя.

VI. Литература для студентов.

Методические цели.

Обучающая цель:

- Помочь осваивать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания.

- Научить студентов внимательно слушать лекционный материал и при этом проявлять активность в изучении данной темы.

- Рационально вести записи лекционного материала.

- Выявить базовые знания студентов, приобретенные в школе, на других предметах и в жизни.

- Научить студента пользоваться дополнительной литературой, материалами периодической печати.

- Научить работать самостоятельно: составлять тесты, конспекты, анализировать стихотворения, писать и защищать рефераты.

- Научить при работе с литературой, конспектами выбирать главное, уметь анализировать, делать выводы.
Развивающая цель:

- Развивать представление о специфике литературы в ряду других искусств.

-Способствовать развитию культуры читательского восприятия художественного текста.

- Способствовать формированию у студентов логического мышления.

- Способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине.

- Развивать образное и аналитическое мышление, эстетические и творческие способности, художественный вкус, читательские интересы.

- Способствовать развитию устной и письменной речи студентов.

- Развивать у студентов самостоятельность и чувство ответственности при самостоятельной работе.

- Развивать у студентов способности работы с дополнительной литературой.
Воспитательная цель:

- Формировать интерес к изучаемому предмету.

- Воспитывать потребность к учению.

- Формировать у студентов чувство ответственности.

- Формировать честное и добросовестное отношение к труду и выполнению своих обязанностей.

- Формировать у студентов активную жизненную позицию.

- Развивать личность студента в нравственном отношении.

Департамент здравоохранения Тульской области

ГОУ СПО «Тульское областное медицинское училище №1»

Методическая разработка лекционного занятия
Раздел: «Литература первой половины XX века».
Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества».
Дисциплина: «Литература».
Специальность: 060501 «Сестринское дело».

2011 г
Методическая разработка лекционного занятия.
Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества».
1.Цели занятия.
Учебная цель:
После изучения темы студенты знать:

- основные этапы жизненного и творческого пути С. А. Есенина;

- тематику лирики С. А. Есенина;

-идейно-тематическое содержание, художественные особенности стихотворений: «Русь», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу», «Персидские мотивы»;

Студенты должен уметь:

- понимать идейно-тематический замысел произведения;

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;

- аргументировано высказывать свою точку зрения;

- выразительно читать стихотворения.
Развивающая цель:

- Способствовать развитию культуры читательского восприятия художественного текста.

- Развивать навыки анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания.

- Способствовать формированию у студентов логического мышления.

-Развивать образное и аналитическое мышление, эстетические и творческие способности, художественный вкус, читательские интересы.

- Способствовать развитию выразительной речи.

-Развивать у студентов самостоятельность и чувство ответственности при самостоятельной работе.

Воспитательная цель:

- Формировать интерес к изучаемому предмету.

- Воспитывать потребность к учению.

- Формировать у студентов чувство ответственности.

- Формировать честное и добросовестное отношение к труду и выполнению своих обязанностей.

- Формировать у студентов активную жизненную позицию.

- Развивать личность студента в нравственном отношении.
2. Тип занятия: лекционное занятие (знакомство с биографией поэта, анализ стихотворений).

3. Место проведения занятия: учебная аудитория ГОУ СПО «Тульское областное медицинское училище № 1»

4. Материальное оснащение занятия: лекционный, дополнительный материал, фотографии поэта, тексты изучаемых произведений.

5. Межпредметные связи: история, культурология, русский язык и культура речи.

6. Внутрипредметные связи: Тема «Образ России в поэзии А. А. Блока».

7. Средства оптимизации урока: элементы проблемного обучения – поисковый метод.

К занятию студенты должны познакомиться с автобиографическим материалом С. А. Есенина «О себе»

План-хронокарта занятия – 90 минут






Наименование структурного элемента

Ориентировочное время

1.

Организационная часть

2 минуты

2.

Сообщение темы

1 минута

3.

Изложение нового материала

45 минут

4.

Закрепление материала:

а) фронтальный опрос;

б) анализ лирики, выразительное чтение стихотворений

35 минут

5.

Подведение итогов, оценка работы студентов на занятии

4 минуты

6.

Задание на дом

3 минуты


Ход занятия.

1. Организационная часть: - проверка присутствующих

- готовность аудитории к занятию

- заполнение журнала
2. Сообщение темы: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества».

3. Изложение нового материала:

а) вступительное слово преподавателя;

б) доклад-сообщение студента о биографии Есенина;

в) знакомство с фрагментами из книги Ю. Анненкова «Дневник моих встреч. Цикл трагедий»;

г) тема Родины и природы в творчестве С. А. Есенина;

д) стихи о матери;

е) любовная лирика;

ж) значение творчества поэта.
Вступительное слово преподавателя.

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни наесть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную им самим незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»).

Есенин С.А. «О СЕБЕ»1

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда. Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло не помогало. Всегда я

1Есенин С.А. Собрание соч. в 3-х тт. Т. 3. М., 1970. С. 187.

орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй—Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.

В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Коло-коловым и Филипченко.

Из поэтов-современников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле» формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.

От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.

Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.
Есенин настолько «свой» что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее - и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая.

Доклад-сообщение студента о биографии Есенина.

В результате прослушанного материала в тетрадях должна появиться следующая хронологическая таблица:

Этапы жизненного пути

Время


Детство в Константинове


(1895 — 1909)

Спас-Клепиковская учительская школа

(1909 - 1912)

Москва

(1912 - 1915)

Петроград. Царское Село. Военная служба

(1915 — 1917)

Москва

(1918-1922)

Зарубежная поездка. Европа и Америка

(1922 — 1923).

После заграницы

(авг. 1923 — авг.1924)


«Болдинская осень» Есенина. Кавказ


(сент. 1924 — сент.1925)


Последние месяцы жизни

(сент. — дек. 1925)



Знакомство с фрагментами из книги Ю. Анненкова «Дневник моих встреч. Цикл трагедий».

Сергей Есенин

Моя первая встреча с Есениным, Сергеем Есениным, Сережей, Серегой, Сергуяей, восходит к тому году и даже к тем дням, когда он впервые появился в Петербурге. Было это, кажется, в 14-м или 15-м году, точную дату я запамятовал. Состоялась эта встреча у Ильи Репина, в его имении Пенаты, в Куоккале, в одну из многолюдных репинских сред. В изданной Институтом Истории Искусств (Москва, 1949) двухтомной биографии Репина, его ученик, Антон Комашка, творчество которого мне незнакомо, так описывает этот вечер:

«Однажды, в среду, писатель Иероним Ясинский приехал в Пенаты с одним юношей. Нельзя было не обратить внимания на его внешность. Свежее лицо, прямо девической красы, с светлыми глазами, о вьющимися кудрями цвета золотого льна, элегантно одетый в серый костюм. За круглым столом, при свете лампы, проходил обед. Потом обратились к пище духовной. Вот тут-то Ясинский представил всем молодого русского поэта — Сергея Есенина. Есенин поднялся и, устремив светлый взор вдаль, начал декламировать. Голос его был чистый, мягкий и легкий тенор. В стихах была тихая грусть и ласка к далеким деревенским полям с синевой лесов, с белизной нежных березок, бревенчатых изб... Так живо возникали лирические образы у нас, слушавших чтение. Репин аплодировал, благодарил поэта. Все присутствовавшие выражали свое восхищение».

Это описание не соответствует действительности. Есенина привез к Репину не Ясинский, а Корней Чуковский. Появление Есенина не было неожиданностью, так как Чуковский предупредил Репина заранее. И не только Репина: я пришел е ту среду в Пенаты, потому что Чуковский, с которым мы встречались в Куоккале почти ежедневно, предупредил и меня. Лицо Есенина (ему было тогда едва ли двадцать лет) действительно удивляло «девической красотой», но волосы не были ни цвета «золотистого льна», ни цвета «спелой ржи», как любят выражаться другие: они были русые, это приближается к пригашенной бесцветности березовой стружки. Прожив более сорока лет за границей, мы начинаем ценить богатство и точность русских определений. Вместо элегантного серого костюма, на Есенине была несколько театральная, балетная крестьянская косоворотка, с частым пастушьим гребнем на кушаке, бархатные шаровары на тонких шевровых сапожках. Сходство Есенина с кустарной игрушкой произвело на присутствующих неуместно-маскарадное впечатление, и после чтения стихов аплодисментов не последовало.

Напрасно Чуковский пытался растолковывать формальные достоинства есенинской поэзии, напрасно указывал на далекую связь с Кольцовым, на свежесть образов, — гости Репина и большинство остались холодными, и сам хозяин дома не выразил большого удовольствия:

Бог его знает, — сказал Релин суховато, — может быть, и хорошо, но я чего-то не усвоил: сложно, молодой человек!


***

В моей памяти… воспоминания о тех редких встречах без посторонних свидетелей, когда Есенин скромно, умно и без кокетства говорил об искусстве. Говорил, как мастер, как работник. Распространенное мнение о том, будто Есенин был поэтом, произведения которого слагались сами собой, без труда, без кройки, совершенно неверно. Я видел его черновики, зачеркнутые, перечеркнутые, полные помарок и поправок, и если строй его поэзии производит впечатление стихийности, то это лишь секрет его дара и его техники, о которой он очень заботился.

Георгий Иванов писал о Есенине:

«С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность. Он мертв уже четверть века, но все, связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, забвения, продолжает жить. И как-то, само собой, случилось так, что по отношению к Есенину формальная оценка кажется ненужным делом... Это вообще скучное занятие, особенно, когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но... насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью...»

Вдыхая полной грудью поэзию Есенина, нельзя, может быть, не заметить ее недостатков (у кого их нет?), но не простить их тоже нельзя.

Невозможно не поблагодарить Есенина, например, за его «Песню о Собаке», песню, от которой я заплакал, когда он мне ее прочитал.

Утром, в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят...

...А вечером, когда куры

Обсаживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь...
***

19-го января 1926 года Лев Троцкий, тогда еще имевший право голоса, напечатал в «Правде» статью памяти Есенина:

«Мы потеряли Есенина — такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И так трагически потеряли. Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, — может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки. Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста, — не хлопнув дверью, а тихо призакрыв ее рукою, на которой сочилась кровь. В этом жесте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом.

Есенин слагал острые песни хулигана и придавал свою неповторимую, есенинскую напевность озорным звукам кабацкой Москвы. Он нередко кичился дерзким жестом, грубым словом. Но надо всем этим трепетала совсем особая нежность неогражденной, незащищенной души. Полунаносной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился, — прикрывался, но не прикрылся...

Наше время — суровое время, может быть, одно из суровейших в истории так называемого цивилизованного человечества. Революционер, рожденный для этих десятилетий, одержим неистовым патриотизмом своей эпохи, — своего отечества во времени. Есенин не был революционером. Автор "Пугачева" и "Баллады о двадцати шести" был интимнейшим лириком. Эпоха же наша — не лирическая. В этом главная причина того, почему самовольно и так рано ушел от нас и от своей эпохи Сергей Есенин.

Корни у Есенина глубоко народные... Но в этой крепости крестьянской подоплеки причина личной некрепости Есенина: из старого его вырвало с корнем, а в новом корень не принялся... Есенин интимен, нежен, лиричен, — революция публична, — эпична, — катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой.

Кем-то сказано, что каждый носит в себе пружину своей судьбы, а жизнь разворачивает эту пружину до конца... Творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и — сломалась. Его лирическая пружина могла бы развернуться до конца только в условиях гармонического, счастливого, с песней живущего общества, где не борьба царит, а дружба, любовь, нежное участие…

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon 1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное...
Гофман Е. Т. А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой горшок. Кавалер Глюк
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Литература. 11 класс № Тема Часы
И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки»
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления
Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Литература первой половины 19 века Тема №1
Тема № В. А. Жуковский. Лирика Жуковского: художественный метод, романтическое двоемирие, лирический герой. Баллады Жуковского: «поэзия...
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Литература Тема: Русская литература первой половины 19 в.(А. С. Пушкин,...
Тема: Русская литература первой половины 19 в.(А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь)
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Учебно-методический комплекс Санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Базы данных: учебно-методический комплекс /сост.: М. В. Копейкин, В. В. Спиридонов, Е. О. Шумова. Спб.: Изд-во сзту, 2010. – 175...
Учебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины XX века». Тема: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества» icon Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности...
Н. Н. Горбачева. Комментирование художественного текста. Учебно-методический комплекс для студентов IV курса озо специальности 031001....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции