№№
урока
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Элементы содержания урока
|
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Виды контроля,
самостоятельной
деятельности
|
Домашнее
задание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
|
|
|
|
1
|
Лите-ратура в духовной жизни человека
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Литература как искусство слова.
Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы.
Выявление уровня литературного развития учеников.
Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование.
Знакомство с учебником литературы
|
Знать: основную проблему изучения литературы в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произведений, изученных в 5-8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения литературы; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Уметь: строить развернутые высказывания о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки
|
Тест
|
Чтение статьи «Древнерусская литерату-ра»
(с. 4-8), «Слова о полку Игореве»
|
|
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(3 часа)
|
|
|
|
2
1
|
«Слово о полку Игоре-ве»
2
|
Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа
3
|
Повторение изученного по древнерусской литературе. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.
Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность).
Периоды развития древнерусской литературы.
Составление плана статьи «Древнерусская литература».
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
История рукописи.
Чтение статей «О "Слове о полку Игореве"», «Из
4
|
Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; историю открытия «Слова о полку Игореве»; историческую основу, сюжет и содержание «Слова...»; жанровые особенности произведения.
Понимать: отношение неизвестного автора к изображаемому; значение «Слова...» в развитии русской литературы; патриотический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; составлять план произведения; строить
5
|
Составление плана статьи, вопросы и задания
1—5
(с. 8),
1-3
(с. 10),
4
(с. 33)
6
|
Вопросы и задания 2-7
(с. 34), сообще-ния о князьях - героях «Слова...»
7
|
|
|
|
истории рукописи»
(с. 8—11).
Проблема авторства. Историческая основа, сюжет «Слова...».
Тема, идея, жанр произведения.
Чтение фрагментов на древнерусском языке, в переводе Д.С. Лихачева. Комментированное чтение произведения в переводе Н.А. Заболоцкого. Словарная работа
|
развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
|
|
3,
4
|
Худо-жественные осо-бенности «Слова о полку Игореве»
|
Уро-
ки-
прак-
тику-мы
|
Исторические справки о князьях - героях «Слова...» (сообщения учащихся).
Специфика жанра и особенности композиции «Слова...».
Роль «Золотого слова Святослава» в раскрытии идеи произведения.
Герои «Слова...» (Игорь, Ярославна, Святослав и др.).
Символика в произведении. Фольклорные мотивы произведения.
Богатство и разнообразие художественных средств в произведении. Мастерство автора. В. Г. Белинский о «Слове...». Словарная работа. Переводы и переложения произведения. «Слово...» в живописи и в музыке-
|
Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфику жанра, образов, языка «Слова...».
Понимать: позицию автора; патриотический пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литературы и искусства.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки
|
Сообщения, вопросы и задания
2-7
(с 34)
|
Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»
(с. 34), чтение статьи
«Русская литера-тура XVIII века»
(с. 35-39), вопросы и задания 1—4
(с. 40)
|
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
(9 часов)
|
|
|
|
5
1
|
Общая характе-ристика русской литера-туры XVIII века
2
|
Урок изучения нового материала (лекция)
3
|
Понятие о классицизме. Классицизм в русской и мировой литературе. Истоки классицизма, его характерные черты.
Идея гражданского служения.
Иерархия жанров классицизма.
Развитие культуры в России XVIII века.
Пафос государственного строительства и преобразований.
4
|
Знать: причины быстрого развития России в XVIII веке; понятие о классицизме; особенности русского классицизма; сведения о писателях XVIII века и их творчестве.
Понимать: цели и задачи литературы XVIII века; гражданский, дидактический, сатирический пафос литературы XVIII века, ее значение для дальнейшего развития русской.
5
|
Вопросы и задания
1-8
(с. 40-41)
6
|
Чтение вступи-тельной статьи о М.В. Ломоно-сове
(с. 42-49), вопросы и задания 9
(с. 41),
7
|
|
|
|
Задача социального и
нравственного воспитания граждан. Основоположники классицизма в России. Появление новых жанров во второй половине XVIII века.
Обновление принципов классицизма Г. Р. Державиным.
Развитие сентиментализма. Творчество Н.М. Карамзина.
Значение русской литературы XVIII века
|
литературы
Уметь: сопоставлять конкретные произведения и литературные направления
|
|
1-5
(с. 49-50)
|
6
|
М.В.
Ломо-носов. Ода «Вечернее размышление о Божием Вели-честве при случае великого север-ного сия-ния»
|
Урок изучения нового материала (лекция), урок-практикум
|
М.В. Ломоносов - поэт, ученый, гражданин.
М.В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения.
Ода «Вечернее размышление...». Особенности содержания и формы произведения. Восхищение «Божием Величеством»,
творениями природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; теорию «трех штилей»; содержание оды «Вечернее размышление...».
Понимать: идейно-художественный смысл произведения, его философскую глубину; позицию автора.
Уметь: выразительно читать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Пересказ вступительной статьи о М.В. Ломоносове, выразитель-ное чтение, вопросы и задания
1—5
(с. 49-50)
|
Чтение «Оды на день восшест-вия на Всероссийский престол Ее Величест-ва Государы-ни Императ-рицы Елисаве-ты Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова, вопросы и задания 1—5
(с. 58)
|
7
1
|
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величе-ства Госуда-рыни Императрицы Елисаве-ты Петровны 1747 года»
2
|
Урок-беседа
3
|
Особенности жанра оды. Композиция «Оды... 1747 года».
Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении.
Роль риторических вопросов и восклицаний. Картина мира, образы природы в «Оде... 1747 года».
Изобразительно-
выразительные средства, их роль в произведении. Словарная работа
4
|
Знать: содержание «Оды... 1747 года».
Понимать: идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
5
|
Выразитель-ное чтение, вопросы и задания
1-5
(с. 58),
1-2
(с. 58, рубрика
«Развивайте дар слова»)
6
|
Задания 3—4
(с. 58, рубрика «Развивайте дар
слова»), чтение вступи-тельной статьи о Г.Р. Державине
(с. 59-63), вопросы и задания 1—2
(с. 67)
7
|
8
|
Г.Р. Державин. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Слово о поэте-философе Г.Р. Державине.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Особенности поэзии Г.Р. Державина (соединение «высокой» и «низкой» лексики, простота стиля). Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Сатира «Властителям и судиям».
Эмоциональное обличение беззакония, призыв к справедливости, высокий гражданский пафос стихотворения. Стихотворение «Памятник».
Обращение к античной поэзии.
Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
Словарная работа.
Чтение раздела «В творческой лаборатории Г.Р. Державина» (с. 65—67)
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; новаторские идеи поэта, особенности его поэтики; содержание стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»; высказывания классиков литературы и критиков о творчестве Г.Р. Державина.
Понимать: философский смысл стихотворений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в раскрытии идеи произведений.
Уметь: выразительно читать и анализировать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Пересказ вступительной статьи о Г.Р. Державине, выразитель-ное чтение, вопросы и задания
1—6
(с. 67),
1
(с. 67,
рубрика «Развивайте дар слова»)
|
Вопросы и задания
2
(с. 67,
рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4
(с. 65-66), чтение вступи-тельной статьи об А.Н.
Радищеве (с. 68-74), «Путе-шествия из Петербурга в Москву»
|
9
|
А.Н. Радищев «Путе-шествие из Петербурга в Москву» (главы)
|
Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа
|
Слово об А.Н. Радищеве - философе, писателе, гражданине.
Политические убеждения писателя.
Идея возмездия тиранам, прославление свободы в оде «Вольность».
Изображение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произвола и беззакония.
Словарная работа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Радищева; содержание «Путешествия...».
Понимать: гражданский, критический пафос произведения; позицию автора.
Уметь: воспринимать и анализировать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и выражений
|
Вырази-тельное чтение, вопросы
1—5
(с. 74)
|
Зада-ние
6
(с 74)
|