Урока Тема урока




Скачать 1.45 Mb.
Название Урока Тема урока
страница 1/7
Дата публикации 28.09.2014
Размер 1.45 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7




Рабочая программа по литературе.

9 класс(102 часа)






№№

урока



Тема

урока


Тип

урока


Элементы содержания урока


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Виды контроля,

самостоятельной

деятельности



Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7










ВВЕДЕНИЕ

(1 час)











1


Лите-рату­ра в духов­ной жизни человека


Урок-бе­седа, урок-прак­тикум


Литература как искусство слова.

Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы.

Выявление уровня литературного развития учеников.

Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование.

Знакомство с учебни­ком литературы


Знать: основную проблему изучения лите­ратуры в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произве­дений, изученных в 5-8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения лите­ратуры; гуманизм, гражданский и патрио­тический пафос русской литературы. Уметь: строить развернутые высказыва­ния о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки



Тест


Чтение ста­тьи «Древ­нерусская литерату-ра»

(с. 4-8), «Слова о пол­ку Игореве»









ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(3 часа)












2


1


«Слово о полку Игоре-ве»


2


Урок изуче­ния но­вого мате­риала (лек­ция), урок-беседа

3


Повторение изученного по древнерусской литературе. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.

Основные черты древнерус­ской литературы (исторический характер, этикетность).

Периоды развития древнерус­ской литературы.

Составление плана статьи «Древнерусская литература».

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древ­нерусской литературы.

История рукописи.

Чтение статей «О "Слове о полку Игореве"», «Из

4


Знать: основные черты и жанры древне­русской литературы, этапы ее развития; историю открытия «Слова о полку Игоре­ве»; историческую основу, сюжет и содер­жание «Слова...»; жанровые особенности произведения.

Понимать: отношение неизвестного авто­ра к изображаемому; значение «Слова...» в развитии русской литературы; патриоти­ческий пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст, опре­делять его тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; составлять план произ­ведения; строить

5


Составление плана ста­тьи, вопросы и задания

1—5

(с. 8),

1-3

(с. 10),

4

(с. 33)

6


Вопросы и задания 2-7

(с. 34), сообще-ния о князьях - героях «Сло­ва...»

7











истории рукописи»

(с. 8—11).

Пробле­ма авторства. Историческая основа, сюжет «Слова...».

Тема, идея, жанр произведения.

Чтение фрагментов на древнерусском язы­ке, в переводе Д.С. Лихачева. Комменти­рованное чтение произведения в переводе Н.А. Заболоцкого. Словарная работа



развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; аргументи­ровать свою точку зрения








3,

4


Худо-жест­венные осо-бенно­сти «Слова о полку Игореве»


Уро-

ки-

прак-

тику-мы


Исторические справки о князьях - героях «Слова...» (сообщения учащихся).

Специ­фика жанра и особенности композиции «Слова...».

Роль «Золотого слова Святосла­ва» в раскрытии идеи произведения.

Герои «Слова...» (Игорь, Ярославна, Святослав и др.).

Символика в произведении. Фольклорные мотивы произведения.

Богатство и разнообразие художественных средств в произведении. Мастерство автора. В. Г. Бе­линский о «Слове...». Словарная работа. Переводы и переложения произведения. «Слово...» в живописи и в музыке-


Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфи­ку жанра, образов, языка «Слова...».

Понимать: позицию автора; патриотиче­ский пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литера­туры и искусства.

Уметь: выразительно читать и пере­сказывать текст, определять его тему и идею; сопоставлять тексты разных пе­реводов одного произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характе­ризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки



Сообщения, вопросы и за­дания

2-7

(с 34)


Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»

(с. 34), чте­ние статьи

«Русская литера-тура XVIII века»

(с. 35-39), вопросы и за­дания 1—4

(с. 40)









РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

(9 часов)












5

1


Общая характе-ри­стика рус­ской литера-туры XVIII века

2


Урок изуче­ния но­вого мате­риала (лек­ция)

3


Понятие о классицизме. Классицизм в русской и мировой литературе. Истоки классицизма, его характерные черты.

Идея гражданского служения.

Иерархия жанров классицизма.

Развитие культуры в России XVIII века.

Пафос государственного строи­тельства и преобразований.

4


Знать: причины быстрого развития Рос­сии в XVIII веке; понятие о классицизме; особенности русского классицизма; све­дения о писателях XVIII века и их творче­стве.

Понимать: цели и задачи литературы XVIII века; гражданский, дидактиче­ский, сатирический пафос литературы XVIII века, ее значение для дальнейшего развития русской.

5


Вопросы и за­дания

1-8

(с. 40-41)

6


Чтение вступи-тель­ной статьи о М.В. Ломоно-сове

(с. 42-49), вопросы и задания 9

(с. 41),

7









Задача социаль­ного и

нравственного воспитания граждан. Основоположники классицизма в России. Появление новых жанров во второй поло­вине XVIII века.

Обновление принципов классицизма Г. Р. Державиным.

Развитие сентиментализма. Творчество Н.М. Ка­рамзина.

Значение русской литературы XVIII века



литературы

Уметь: сопоставлять конкретные произве­дения и литературные направления





1-5

(с. 49-50)



6


М.В.

Ломо-носов. Ода «Ве­чернее размыш­ление о Божием Вели-честве при случае великого север-ного сия-ния»


Урок изуче­ния но­вого мате­риала (лек­ция), урок-прак­тикум


М.В. Ломоносов - поэт, ученый, гражда­нин.

М.В. Ломоносов - реформатор рус­ского языка и системы стихосложения.

Ода «Вечернее размышление...». Особенности содержания и формы произведения. Восхи­щение «Божием Величеством»,

творениями природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словар­ная работа


Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; теорию «трех штилей»; содержание оды «Вечернее размышле­ние...».

Понимать: идейно-художественный смысл произведения, его философскую глубину; позицию автора.

Уметь: выразительно читать произведе­ние, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений


Пересказ вступитель­ной статьи о М.В. Ломо­носове, выразитель-ное чте­ние, вопросы и задания

1—5

(с. 49-50)


Чтение «Оды на день восшест-вия на Всерос­сийский престол Ее Величест-ва Государы-ни Императ-ри­цы Елисаве-ты Петровны 1747 года» М.В.Ло­моносова, вопросы и за­дания 1—5

(с. 58)



7

1


М.В. Ло­моносов «Ода на день восше­ствия на Всерос­сийский престол Ее Величе-ства Госуда-ры­ни Импе­ратрицы Елисаве-ты Петровны 1747 года»

2


Урок-беседа


3


Особенности жанра оды. Композиция «Оды... 1747 года».

Прославление России, мира, науки и просвещения в произведе­нии.

Роль риторических вопросов и вос­клицаний. Картина мира, образы природы в «Оде... 1747 года».

Изобразительно-

выра­зительные средства, их роль в произведении. Словарная работа

4


Знать: содержание «Оды... 1747 года».

Понимать: идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

5


Выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

1-5

(с. 58),

1-2

(с. 58, рубрика

«Раз­вивайте дар слова»)


6


Задания 3—4

(с. 58, рубри­ка «Развивай­те дар

сло­ва»), чтение вступи-тель­ной статьи о Г.Р. Дер­жавине

(с. 59-63), вопросы и за­дания 1—2

(с. 67)

7


8


Г.Р. Дер­жавин. Стихо­творения «Власти­телям и судиям», «Памят­ник»


Урок-бе­седа, урок-прак­тикум


Слово о поэте-философе Г.Р. Державине.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Особенности поэзии Г.Р. Державина (соединение «высокой» и «низкой» лексики, простота стиля). Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Сатира «Властите­лям и судиям».

Эмоциональное обличение беззакония, призыв к справедливости, вы­сокий гражданский пафос стихотворения. Стихотворение «Памятник».

Обращение к античной поэзии.

Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творче­ства. Мысль о бессмертии поэта.

Словарная работа.

Чтение раздела «В творческой лабо­ратории Г.Р. Державина» (с. 65—67)



Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; новаторские идеи поэта, особенности его поэтики; содержание стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»; высказывания классиков литературы и критиков о творчестве Г.Р. Державина.

Понимать: философский смысл стихотво­рений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в рас­крытии идеи произведений.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений



Пересказ всту­пительной ста­тьи о Г.Р. Дер­жавине, выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

1—6

(с. 67),

1

(с. 67,

рубри­ка «Развивайте дар слова»)


Вопросы и задания

2

(с. 67,

руб­рика «Раз­вивайте дар слова»), 1—4

(с. 65-66), чтение вступи-тель­ной статьи об А.Н.

Ра­дищеве (с. 68-74), «Путе-шест­вия из Петер­бурга в Мо­скву»


9


А.Н. Ради­щев «Путе-шествие из Пе­тербурга в Москву» (главы)


Урок изуче­ния но­вого мате­риала (лек­ция), урок-беседа


Слово об А.Н. Радищеве - философе, писа­теле, гражданине.

Политические убеждения писателя.

Идея возмездия тиранам, про­славление свободы в оде «Вольность».

Изо­бражение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произ­вола и беззакония.

Словарная работа



Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Радищева; содержание «Путешест­вия...».

Понимать: гражданский, критический па­фос произведения; позицию автора.

Уметь: воспринимать и анализировать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и вы­ражений


Вырази-тель­ное чтение, вопросы

1—5

(с. 74)


Зада-ние

6

(с 74)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Тема урока icon Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского
Урока Тема урока icon Урока Тема урока Опорные понятия
А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики
Урока Тема урока icon Урока Тема урока Деятельность учащихся Диагностика Задание для самостоятельной
Нрк. Художественный мир литературного произведения. М. С. Фонотов. «Горное озеро»
Урока Тема урока icon Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района
Урока Тема урока icon Тема урока Тип урока
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Оп­ределять материалы и инстру­менты, необходимые для изго­товления изделий
Урока Тема урока icon Тема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока
Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны
Урока Тема урока icon Конспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог
Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1)
Урока Тема урока icon Тема урока: «Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества
Урока Тема урока icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Урока Тема урока icon Литература» Тема урока : «Жанры вокальной музыки»
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции