Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год




Скачать 162.69 Kb.
Название Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год
Дата публикации 08.10.2014
Размер 162.69 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа

«ПРИНЯТО»

Методическим объединением учителей русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №1384 имени А.А Леманского

Протокол № 1 от30.08.2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор ГБОУ СОШ №1384

имени А.А Леманского Н.П.Пархоменко

01.09.2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

литературе

для 5- А класса

НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:

учитель русского языка и литературы Евсигнеева Т.П.

г. Москва 2012 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

За основу данной рабочей программы взята программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа под ред. А.Г. Кутузова составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи обучения:

  1. учить анализировать литературные произведения как явления искусства с эстетической точки зрения, давать характеристику героям, оценивать их поступки, вырабатывать личное отношение к позиции автора;

  2. вырабатывать и формировать литературно-художественные умения;

  3. развивать память, мышление, речь, воображение учащихся;

  4. воспитывать творчески активную личность.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся V класса. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Годовой объём программы - 68 часов. В соответствии с методическими рекомендациями спланированы уроки внеклассного чтения - 6 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и лично- стно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

К концу V класса учащиеся должны знать, что такое:

  • фольклор, духовная литература, эпос, лирика, драма, их основные жанры;

  • литературные приемы создания сказочной ситуации;

  • автор, образ автора, авторская позиция в произведении;

  • литературный герой, сюжет, конфликт;

  • композиция, время, сюжетные линии разных героев, их взаимосвязь;

  • изобразительно-выразительные средства: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение.

уметь:

  • отличать изученные литературные роды и жанры друг от друга;

У самостоятельно анализировать сказку, рассказ, повесть, драматическое произведение;

  • составлять цитатный план;

  • писать отзыв на литературное произведение;

  • составлять сценарий на основе рассказа.

Комментарий

К началу V класса учащиеся имеют следующие умения и навыки по литературному чтению:

знают:

  • изученные литературные произведения, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); умеют:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем 1,5-2 с);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • оценивать события, героев произведения (составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст);

  • читать выразительно наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики и разных авторов по изученному материалу;

используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;

  • находить в словаре значение неизвестного слова.

Формы контроля

Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль.

  1. полугодие

  1. Творческая работа «Первые секреты волшебства».

  2. Самостоятельная работа по теме «Фольклор».

  3. Сочиняем сказку.

  4. Творческая работа «Письмо японскому императору».

  5. Рассказ от лица героя (по рассказу Л.Толстого «Кавказский пленник»),

  1. полугодие

  1. Сочиняем рассказ «Смешной случай».

  2. Этюд «Мой домашний любимец».

  3. Сочинение рифмованного текста.

  4. Пишем сценарий сказки.

Читательская конференция.


Дата

Раздел

Тема

Кол.

час.

Краткое

содержание

Знания, умения, навыки

Формы

обучения

Методы

обучения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

I триместр 1 неделя




Введение. Литература как искусство слова. Понятие «писатель», «автор».

1

Ввести учащихся в новый учебный предмет. Раскрыть понятие литературы как искусства слова. Выявить условные значения слов «писатель» и «автор».

Знакомство с предметом литературы, со сказочными персонажами уроков.

Фронтальная.

Объяснитель-

но-иллюстри-

рованный.

2 неделя

Фольклор.

Понятие о фольклоре. Общенародный идеал.





Дать общее понятие фольклора как вида словесного искусства. Выявить черты общенародного идеала. Ввести в методику уроков тест как форму обобщения и контроля за уровнем усвоения знаний учащимися.

Знать, чем различаются фольклор и литература; основные черты общенародного идеала.

Фронтальная,

индивидуаль

ная.

Организация и осуществление уч. действий. Тест.

3 неделя




Фольклорные сказки, их жанровые особенности. Виды фольклорных сказок.




Дать понятие фольклорной сказки как жанра, её видов. Вывести художественные особенности жанра. Вводный контроль: уровень навыков чтения пятиклассников.

Знать художественные особенности фольклорных сказок.

Фронтальная.

Организация и осуществление уч. действий.

4 неделя




Фольклорная сказка «Два Ивана солдатских сына». Художественные особенности сказки, выражение общенародного идеала.




Определить вид и закрепить жанровые признаки сказки. Вывести ' черты характера, составляющие общенародный идеал в этой сказке. Учить высказывать читательское мнение о художественном произведении. Закрепить навыки тестирования.

Знать композицию фольклорной сказки. Уметь находить признаки композиции.

Фронтальная,

индивидуаль

ная.

Организация и осуществление уч. действий. Тест.




Вч

«Финист - ясный сокол» - фольклорная сказка. Проблема добра

1


Выявить нравственный смысл сказки «Финист - ясный сокол»: что русский народ считал добром, а что - злом в отношениях людей.

Знать, что такое «проблема художественного произведения».

Фронтальная,

индивидуаль

ная.

Организация и осуществление уч. действий. Тест.






1.

2.

3.

4.

5.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2012-2013 учебный год
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. М.: Ооо...
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе на 2013 2014учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе в 5 а классе на 2013 2014учебный год
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5а класса мобу сош №74 и рассчитана на 2013/2014учебный год
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Программа: Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной М.: Просвещение, 2009
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Аннотация к рабочей программе по литературе за курс среднего общего образования Учебный предмет
Рабочая программа по литературе для 10-12 классов на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе на 2011-2012 учебный год для 11 класса
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год icon Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013- 2014 учебный год
Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции