Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г.




Скачать 406.09 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г.
страница1/2
Дата публикации27.09.2014
Размер406.09 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
МБОУ Волковичская основная школа


РАССМОТРЕНО

Педсовет № 1


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора УВР

_________ Трубач Н.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Трубач А.В.


30.08.2013 г.


30.08.2013 г.


02.09.2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА
КЛАСС 5


Учитель : Филипенкова Ольга Вячеславовна

2013 – 2014 уч.год
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе

- Федерального государственного стандарта основного общего образования;

- Примерной программы основного общего образования по литературе базового уровня;

-«Программы курса Литература 5—9 классы», соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту, авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин,–Москва, «Русское слово», 2012;
Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г.С. Меркин), разработанной с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности для получения нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

2. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых позитивных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде.

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

8. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста , взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

9. Формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

10. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

11. Значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

13. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

14. Использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирование духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

Становление мировоззрения происходит на протяжении всей жизни человека. Однако представления о ценностях гуманизма и содержательных характеристиках гуманистического мировоззрения закладываются именно в детском и юношеском возрасте в условиях воспитания, развития самостоятельности мышления и осознанных действий.

Изучение литературы в школе должно содействовать формированию представлений о гуманизме как системе ценностей.

Аксиология гуманизма, включающая область ценностей, псевдоценностей и антиценностей, является общекультурным и вместе с тем антропологическим основанием для многих других ценностных систем, метасистемой, объединяющей и систематизирующий все области и формы проявления человечности.

К области ценностей относятся экзистенциальные, социальные (общество, народ и государство), политические ценности (патриотизм, нацилнальная и международная безопасность, мир и международное сотрудничество), юридические, нравственные ценности (принципы и основы этики человечности, совершенствование и совершенство), познавательные ценности, эстетические ценности.

Базис всех других ценностей, связанных с фундаментальными смыслами человеческого существования составляют экзистенциальные: жизнь, смысл жизни, свобода, участие, труд, творчество и др.

В разделе рабочей программы «Личностные результаты» даны базовые для каждого урока суждения, позволяющие сформировать у учащихся представления об аксиологии гуманизма как философском фундаменте литературного образования.

Схема процесса формирования представлений о ценностях гуманизма на уроках литературы, реализованная в тематическом планировании, рабочих тетрадях и методических пособиях для 5-6 классов, включает следующие этапы:

1) выявление эмпирических, идущих от упрощенных обыденных представлений суждений о ценностях гуманизма;

2) знакомство с базовым суждением аксиологии гуманизма, выявление его смысла;

3) обогащение представлений в процессе знакомства с этапами формирования мировоззрения писателя, составление интерпретации литературных произведений;

4) Формирование убеждения как мотивированного мнения и внутренней духовной потребности, проявляющейся в глубокой уверенности личности и правильности своих принципиальных взглядов и постоянной готовности вести борьбу за их осуществление.

Планируя виды деятельности учителя и учащихся на уроке литературы, нужно иметь в виду, что формирование представлений о гуманистических ценностях на уроках литературы не должно становится очередным способом духовного копирования или техникой социальной дрессировки, превращаться в пропаганду определенных идей, истин, правил, так или иначе выводимых из литературного материала. Процесс формирования гуманистического мировоззрения – это больше, чем приобщение к какой либо этической доктрине или теории воспитания. Необходимо помнить, что задача гуманизма – интегрировать и культивировать на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, философские, эстетические, научные, экологические и другие человеческие ценности, а предмет гуманизма не человек вообще или человек во всех своих проявлениях и содержаниях сознания, а именно человечность человека, проявления и возможности человечности.

Формирование гуманистических идеалов, гражданской позиции школьников является наиболее важной составляющей цели уроков литературы, сформированность в соответствующем разделе рабочей программы.
Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих умения:

1. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

6. Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

7. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Метапредметные результаты также включают:

8. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

9. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

10. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

11. Осознание значимости чтения и изучение литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизация отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

12. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

13. Обеспечение культурной самоиндентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.

14. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение о оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

15. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

16. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных различий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.д.

17. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих:
1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы XIII – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературный произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, из оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Достижению личностных, предметных и метапредметных результатов содействуют основные виды деятельности учителя и учащихся, нашедшие отражение в рабочей программе.
В 5 классе

Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассицоативных рядов, презентация книг, заполнение рефлексивных таблиц, создание слайдовых презентаций, виртуальные и заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателей, художественный пересказ, выразительное чтение и чтение по ролям, составление цитатных и тезисных планов, конструирование диалогов на основе материалов учебника, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, создание иллюстраций, составление рабочих материалов для сочинения, вопросов к статье учебника, работа с портретами писателей, иллюстрациями, репродукциями произведений живописи, созвучных по теме и настроению изучаемому произведению, прослушивание музыкальных произведений, устное словесное рисование, создание сценариев фильма и подписей под кадрами из мультфильма, конкурсы на лучшего знатока произведений, викторины по творчеству писателя и др.
Место предмета в учебном плане МБОУ Волковичской ОШ

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) и включает в себя уроки различных типов.


Тип урока

Кол-во часов

1. Уроки изучения художественных произведений

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы с текстом, обобщающие изучение произведений

58

2. Уроки изучения истории и теории литературы

Уроки освоения теоретико- литературных понятий. Уроки изучения научных, литературно-критических статей. Уроки по биографии писателя.

Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения, опроса.

29

3. Уроки развития речи

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений.

15


Данные направления работы содействуют формированию духовно-развитой личности школьника, развитию эстетических и творческих способностей учащихся, воспитание интереса к научной деятельности, повышению уровня учебной мотивации, открывают пространство для творческой деятельности учителя, выстраивающего урок с учетом индивидуальных особенностей класса и конкретного ученика.

Содержание программы учебного предмета.

Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература какискусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания,статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочныематериалы, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира.

Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов.Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «РождениеЗевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворенииВселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (иливечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворенийиз античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет вволшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы.Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовыхсказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходстваи различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка,постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж.Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарнойстатьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями,книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок,фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий,Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведенияхдревнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусскойлитературы.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажейв баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность;элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ навопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнениебасни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки,ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня вXX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня«Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок»,«Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное вбасне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория,сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтениенаизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями;мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы ХIХ века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта.Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна.Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки.Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ееотличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина;чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские местав Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурсна лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинскойсказки.

Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть восени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битваи русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовьк родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитиепредставлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменныйответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинскомполе», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных

Отечественной войне 1812 года.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» иливикторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и событияповести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет;художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировкаучащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изданияповести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского«Колядки в Малороссии».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново втворческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе«Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму.Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа.И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений отеме художественного произведения; стихотворение в прозе;эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзывна эпизод, словесное рисование (портрет героя), составлениевопросов и заданий для литературной викторины (конкурс),чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия«Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянскиедети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работасо словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове.(«Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческаяистория. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа вчеловеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение вней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзывна эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунковучащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («ЯснаяПоляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова.Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизниЧехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя кперсонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическогопроизведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияниена формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и

приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональноесостояние персонажей; образы главных героев. Выразительныесредства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образпейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план,письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелоедетство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в созданииобраза героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составлениевопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»:образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге иимении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поетзима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия«Константиново — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметови явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема,система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка;юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Теория литературы: притча, приключенческий роман, романвоспитания, путешествие.

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»:внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написаниесценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детскойфантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональныймир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважениевзрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «ПриключенияЭмиля из Лённеберги» (отрывок).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С. Тургенев. «Русский язык».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).

С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.


Введение

1

Из мифологии

2

Из устного народного творчества

8

Из древнерусской литературы

3

Басни народов мира

6

Из литературы XIX века

37

А.С. Пушкин

7

М.Ю. Лермонтов

5

Н.В. Гоголь

3

И.С. Тургенев

7

Н.А. Некрасов

5

Л.Н. Толстой

5

А.П. Чехов

5

Из литературы ХХ века

28

И.А. Бунин

4

Л.Н. Андреев

3

А.И. Куприн

3

А.А. Блок

2

С.А. Есенин

3

А.П. Платонов

3

П.П. Бажов

2

Н.Н. Носов

3

В.П. Астафьев

2

Е.И. Носов

2

Родная природа в произведениях писателей ХХ века

3

Из зарубежной литературы

13

Д. Дефо

2

Х.К. Андерсен

2

М.Твен

3

Ж. Рони-Старший

2

Дж. Лондон

2

А. Линдгрен

2

Заключительный урок

1

Итого

102

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconРабочая программа по литературе 9 класс (102 часа) пояснительная записка
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconРабочая программа Ивановой Елены Владимировны
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconРабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconРабочая программа Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского...
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе авторской программы по литературе Г. С. Меркина, С. А. Зинина,...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconРабочая программа по литературе для 9 класса. Составитель: Соколова О. А
Хх века, чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconРабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе...
Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе...
Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconРабочая программа по литературе для 10 класса пояснительная записка
Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы 5-9 классов (автор-составитель Г. iconРабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции