Скачать 147.19 Kb.
|
Пояснительная записка. Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Расширяются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества. Программа рассматривает произведения, созданные в период конца 19-20 века, который считают самым сложным, противоречивым, но невероятно насыщенным событиями, противоборствующими тенденциями, творческими открытиями. Это еще раз подтверждает актуальность программы “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Знакомство с мировой художественной литературой и ее изучение осуществляется в несколько этапов: 1 этап 10-й класс: раскрывается реализм как творческий метод и художественная система, уточняется своеобразие концепции мира и человека в реалистической литературе, взаимодействие реализма и романтизма в XIX веке. 2 этап 11-й класс: рассматриваются основные тенденции развития мировой литературы на рубеже XIX и XX веков, новые эстетические тенденции в искусстве (символизм, неоромантизм, натурализм, модернизм и др.) Такой порядок изучения показывает развитие литературы в движении от эпохи к эпохе, и самое главное позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы. Настоящая программа “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” предназначена для старших классов, групп с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа является дополнительной к основной: автор В.Г. Марацман. За основу взята Программа литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5-11-е классы): авторы А.Г. Кутузов, М.Б. Ладышн, А.Б. Есин (журнал “Литература в школе”, № 6, 1991 г., № 1, 19992 г.), а также Программа по зарубежной литературе (5-11 классы), автор Н.П. Михальская (для образовательных учреждений гуманитарного профиля 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2003 г.). Практические работы по развитию речи разработаны на основе методического пособия Т.А. Калгановой “Сочинения разных жанров в старших классах: - М., Просвещение, 5-изд., 2004 г. Представленные в программе произведения рассматриваются в общелитературном контексте с учетом взаимодействия русской и зарубежной литературы, а также межпредметных связей (литература и история, литература и художественная культура). Курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Цель: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению произведений зарубежной литературы путем ознакомления с видами и способами деятельности необходимыми для успешного освоения программы факультативного курса. Задачи:
Поскольку при составлении программы соблюден принцип последовательности и системности, то реализация ее, с одной стороны, углубляет и расширяет базовые знания учащихся по литературе, с другой – помогает осознать особенность и значимость зарубежной литературы как части мирового художественного процесса. Методы и формы реализации содержания курса предполагают два вида занятий: внеурочные и урочные. Среди внеурочных: посещение библиотек, выставок, экскурсии и т.д. Формы: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы и т.д. Школьный курс “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” строится из расчета два часа в неделю, что составляет 70 часов (35 учебных недель * 2 часа = 70 часов). Учитель может по своему усмотрению изменить количество часов на изучение той или иной темы в зависимости от конкретных условий – уровня подготовленности учащихся, степени усвоения материала. Распределение учебного времени по темам курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Реализм. 10-й класс.
Содержание программы курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Реализм. 10-й класс. Тема № 1. Реализм как творческий метод и художественная система. Писатели – реалисты в борьбе за реализм. Своеобразие концепции мира и человека в реалистической литературе. Взаимодействие реализма и романтизма в XIX веке. Понятия: мировой литературный процесс реализма, романтизм как литературные направления. Тема № 2. Ч. Диккенс “Приключения Оливера Твиста”, “Рождественская песнь в прозе”. Чарльз Диккенс – великий романист, крупнейший английский писатель-реалист XIX века. Достоевский, Белинский, Л. Толстой о мастерстве, нравственном содержании и национальном своеобразии творчества Диккенса и его близости русским читателям. Воплощение нравственного идеала Диккенса в образах добрых и отзывчивых людей. Гуманизм Диккенса. Обличение зла и утверждение добра, проявляющиеся в счастливых концовках романов Диккенса. Юмор, ирония, сатира в его произведениях. Дети и их нелегкие судьбы в романах Диккенса. Роман “Приключения Оливера Твиста”. Диккенс о своей главной задаче: “изобразить суровую правду жизни без всяких прикрас”. Реальное и сказочное в “Рождественской песне о прозе”. Образ Скруджа – воплощение эгоизма, скаредности и бездушия дельца. Сопоставление Гобсека и Скруджа. Широкая известность произведений Диккенса в России. Стихи о Диккенсе и его книгах Антокольского (“Диккенс”), Мандельштама “Домби и сын”, Асеева “Тайна Эдвина Друда”, Маршака “Холодный дом”. Практическое занятие: составить краткую энциклопедическую статью, характеристику литературного героя, сопоставить их (план смотрите в заключении). Понятия: юмор, сатира. Тема № 3. П. Мериме “Матео Фальконе”. Психологизм Мериме. Психологические и реалистические элементы в новелле. Особенности художественного конфликта и идейного звучания произведения. Понятие: психологизм писателя, новелла, конфликт, идея. “Хроника времен Карла IX”. Исторические хроники П. Мериме. “Хроника времен Карла IX” - выдающееся достижение в развитии жанра французского исторического романа. Понятие: исторические хроники. “Этрусская ваза”. Система образов в произведении. Противоречивость образа Сен-Клера. “Этрусская ваза” - изображение нравственных законов буржуазного мира. Понятие: тема, идея. “Таманго”. Особенности конфликта произведения: героического и низменного в жизни. Практическое занятие: составить отзыв на прочитанную книгу (план смотрите в заключении). Тема № 4. История молодого человека в реалистическом романе 19 века: “Красное и черное” Ф. Стендаля и “Отец Горио” О. де Бальзака. Ф. Стендаль “Красное и черное”. Стендаль – французский писатель, автор социально-психологических романов. Историческая тематика и проблема бонапартизма в произведениях писателя. Эстетические взгляды Стендаля – реалиста. Смысл названия. Мастерство психологического исследования характеров в романе Стендаля. Высокие оценки романа Стендаля Пушкиным, Вяземским, Л. Толстым. Понятия: роман. Практическое занятие: составить краткую энциклопедическую справку, написать характеристику литературного героя, рецензию на роман (фильм) (план смотрите в заключении). Тема № 5. О. де Бальзак “Отец Горио”. Оноре де Бальзак – создатель “Человеческой комедии”, крупнейший французский писатель – реалист 19 столетия. Предисловие Бальзака к “Человеской комедии” как эстетический манифест его творчества. Бальзак о влиянии среды и условий жизни на формирование его характера и взглядов. Место романа “Отец Горио” в художественном мире “Человеческой комедии” Контрасты Парижа. Мастерство Бальзака – создателя типических характеров. Проблема нравственного выбора в мире эгоизма, корыстолюбия, попрания справедливости. Интерес к творчеству Бальзака в России. Белинский об “Отце Горио”. Признание огромного таланта Бальзака Л. Толстым. О. де Бальзак “Шагреневая кожа”. Тема судьбы молодого человека и тема могущества золота в произведении. Понятие: писатель-реалист. Практическое занятие: написать сочинение-рассуждение по прочитанной книге, отзыв (план смотрите в заключении). Тема № 6. Г. Флобер “Воспитание чувств” (I – II часть). Утрата иллюзий и “огрубление души”. Женские образы в романе. Новаторство Флобера. “Госпожа Бовари”. Провинциальные нравы в романе Флобера. Флобер – романист. Практическое занятие: написать отзыв, составить характеристику литературного героя (план смотрите в заключении). Тема № 7. Г. Гейне “Книга песен” (1827). Лирические стихи раннего периода. Трагическое одиночество героя. Сочетание романтического и реалистического в поэзии. Влияние народных немецких песен на творчество Г. Гейне. Практическое занятие: анализ лирического стихотворения (смотрите план в заключении). Тема № 8. У.М. Теккерей “Ярмарка тщеславия”. Образ Ребекки Шарп и Седли. Путь Ребекки в высшее общество. Ее нравственное падение. Новаторство У.М. Теккерея. “Повесть Ребекки и Ровена”. Дальнейшая судьба героев В. Скотта. Образ Айвенго в повести У.М. Теккерея. Практическое занятие: написать эссе по прочитанному произведению, сочинение в форме путешествия (план смотрите в заключении). Тема № 9. Г. Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”. Новаторство Г. Бичер-Стоу. Образ дяди Тома в романе. Реализм романа. Значение романа в литературе XIX века. Практическое занятие: составить краткую библиографическую справку, написать очерк о проблеме, поднятой в романе (план смотрите в заключении). Тема № 10. Р. Хилдрет “Белый раб, или Воспоминания беглецов”. Значение повести в борьбе с расизмом. Практическое занятие: написать отзыв о прочитанной книге. Тема № 11. Итоговое занятие. Планы работ по развитию речи.
Формы отзыва: письмо другу, автору книги, в издательство, статья в стенгазету.
Эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя. Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений рассказчика. Очерк включает не только описания (портрет, пейзаж, вещный интерьер), но и повествование о поступках и действиях персонажей. Свободная композиция очерка. Бывают документальными (или публицистическими) и художественными. Очеркист дает оценку реальным явлениям жизни и выражает обобщающее их понимание публицистическими средствами. Предметом изображения в художественном очерке является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, яркая личность, особенности ее частной жизни. Разновидности: очерк-портрет, очерк-исповедь, очерк-программа.
Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Стиль: подчеркнутая субъективность, образность, афористичность, разговорная лексика. Эссе на публицистическую тему: форма письма и дневника.
Заключение: Осваивая художественные произведения, указанные в программе факультатива, учащиеся должны овладеть знаниями:
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
Программа факультатива «Мировая художественная литература на рубеже XIX и ХХ веков» помогает старшеклассникам, завершающим среднее образование, приобщиться к сокровищам мировой литературы, расширить кругозор, что существенно помогает им сформировать свое мировоззрение. И поэтому трудно оценить влияние этого факта на общее развитие культуры в нашей стране. Список рекомендуемых книг для учащихся.
Список рекомендуемых книг для учителя.
|
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX... Взаимодействие отечественной и зарубежной литературы дает учащимся возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей,... |
Литература Цикл Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 веков |
||
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009 |
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009 |
||
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009 |
Планирование курса литературы в 9 классе (102 часа по программе) ... |
||
Пояснительная записка Кому адресована программа Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 6 класс для общеобразовательных... |
Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева... Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века) |
||
К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности... Десь отведена исследовательской работе школьников, а также методике ее организации, способствующей расширению геологических знаний... |
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |