Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»




Скачать 267.3 Kb.
Название Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»
страница 1/3
Дата публикации 27.09.2014
Размер 267.3 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА

лекционного спецкурса

«Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»
Для направления подготовки магистров «Филология»
Магистерская программа «Сравнительное литературоведение»

Квалификация (степень) «магистр»
Москва - 2012

Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)

Спецкурс состоит из двух частей: 1). Судьбы античной литературы в литературах Запада; 2). Античная литература в литературном процессе России.
1. Цели освоения дисциплины

сформировать у студентов представление об основных видах рецепции античности в зарубежной и русской литературе и культуре;

сформировать понимание основных тенденций влияния античной литературы на литературы последующих эпох, закономерностей возникновения литературных родов и их жанровых разновидностей;

сформировать у студентов комплекс знаний о жанрах, сюжетах и мотивах античного «репертуара», приоритетных в ходе эволюции литературного процесса.

Задачи освоения дисциплины:

изучить основные пути проникновения античных текстов и античного влияния в различные исторические периоды как в Европу, так и в Россию;

рассмотреть влияние античного наследия на формирование литературных направлений и течений, становление литературной критики;

проанализировать ряд произведений зарубежной и русской литературы в аспекте выявления контактных и типологических связей с античной литературой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть ООП. Общепрофессиональный блок.

«Античное наследие в европейских литературах» – часть магистерской программы «Сравнительное литературоведение», читается во 2 семестре. Курс является фактически продолжением курса «актуальные проблемы формирования и развития национальных литератур» и знакомит слушателей с одним из главных в истории мирового литературного процесса влияний – античным, на материале как западноевропейской, так и русской литературы, от Средневековья до современности.

В процессе освоения курса магистранты опираются на знания, умения и навыки, по­лученные при изучении курсов «История античной литературы», «История русской литературы» и др., а также прочитанных или параллельно читаемых компаративистских дисциплин, входящих в магистерскую программу «Сравнительное литературоведение».При составлении программы учитывалось, что магистранты освоили историко-лите­ратурные курсы, посвященные античной литературе, а также русской и зарубежным литературам от истоков до начала XXI вв., в рамках учебного плана бакалавриата филологических факультетов классических и педагогических университетов.
3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (М-ОНК-3);

владение методологией научных исследований в профессиональной области (М-ОНК-5);

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-1);

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

знание основных понятий и терминов современной филологической науки, представление о структуре и перспективах развития филологии как области знаний, о важнейших филологических (лингвистических и литературоведческих) отечественных и зарубежных научных школах (М-ОПК-1);

знание основных этапов истории и закономерностей развития отечественной и зарубежной литературы; умение исследовать художественные тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного категориального анализа; проводить сопоставительный анализ литератур в контексте мировой литературы и общего развития литературного процесса; владение приемами филологической критики текста (текстологии), филологической герменевтики и филологического источниковедения, историко-литературных и биографических исследований (М-ОПК-3);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать основные проблемно-тематические зоны и стилевые аспекты взаимодействия античной литературы и литературы Нового времени от истоков до начала нынешнего века; иметь представление о современном этапе диалога античной и европейской культуры – как в сфере собственно художественной литературы, так и в смежных искусствах (кино, живопись, театр), а также в виртуальной информационной среде;

уметь анализировать поэтические произведения переводной литературы с греческого и латинского языков, анализировать литературное произведение в аспекте выявления его контактных связей с античной литературой; интерпретировать типологические схождения художественных произведений с античным интертекстуальным субстратом, выявлять античные сюжеты образы и мотивы в художественных произведениях; оценивать степень художественной оригинальности литературных текстов разной жанрово-родовой природы с учетом основных тенденций литературного процесса во взаимодействии с античной культурой;

владеть основными методами сопоставительного изучения литератур: комментарий, техника сопоставления текста и гипертекста различных жанров; анализ мотива или стилевого приема, восходящего к античности, в различных жанрах русской литературы; изменения факторов античного влияния при смене литературных эпох.

4. 1.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

№ п/п

Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

С.р.с

Семинары/практические занятия

С.р.с




1.

Формы литературной и культурной рецепции в рамках античной культуры. Пути проникновения античной культуры в Европу.

2

1

2

2










2

Античность в средневековой литературе. Судьбы греческого и римского наследия. Сюжеты и жанры

2

2

3

4

4







Реферат

3

Античность и Ренессанс. Проблемы «подражания», принцип отбора сюжетов.

2

4

2

2







Реферат

4

Европейская драма в отношении к античным образцам: теория и практика

2

5

2







2

Доклад

5

Влияние античности на формирование концепций классицизма. Спор о «древних и новых»

2

6

2

2










6

Концепция античности в Просвещении и романтизме. Аспекты рецепции античности в XIX в.

2

7

8

2

2

2

2

Коллоквиум

7

Античные сюжеты и формы в литературе XX в. Миф и литература.

2

9

2

2










Итого










16

14

2

4

18 аудиторных+ 18 с.р.с.

зачет
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon Программа лекционного спецкурса «Взаимосвязи литератур южных и западных...
...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon Россия и запад: диалог культур 13-я Международная конференция 26 28 ноября 2009 г
Декан факультета иностранных языков и регионоведения, профессор Тер-Минасова Светлана Григорьевна
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon Программа спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и социальных наук
Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon Запад против России Враждебность и пренебрежение Запада
«Эта великолепная территория (Россия) имеет несчастье быть населенной конгломератом различных рас и национальностей, о которых трудно...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon «Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили »: Алгоритм; Москва; 2005
Москвы, устремились на Запад. И пежде всего под крыло Америки. Не случайно в Грузии, на Украине, в Киргизии прокатились так называемые...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon Мурза Александр Александрович Александров Михаил Алексеевич Мурашкин...
Москвы, устремились на Запад. И пежде всего под крыло Америки. Не случайно в Грузии, на Украине, в Киргизии прокатились так называемые...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon Наследие арконы
Первое издание: Гаврилов Д. А. Наследие арконы: фантаст роман/ Дмитрий Гаврилов, Владимир Егоров. М.: Аст, 2005. (Серия “Звездный...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon Программа спецкурса по математике
Данный спецкурс предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon Программа спецкурса философия математики и история культуры
Кроме того, он должен помочь учащимся развить навыки философского мышления на основе рефлексии над хорошо знакомым им из базовых...
Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)» icon По закону револьвера. Дикий Запад и его герои «Юрий Стукалин. По...
В действительности благородный Уайетт Эрп вдруг оказывается содержателем публичного дома и хвастливым лгуном; защитник простого народа...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции