Дата
|
№ урока
|
Тема урока
|
Цели урока
|
Компетенции
|
Домашнее задание
|
|
1
|
Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
|
Дать общее представление о развитии исторического и литературного процесса конца XVIII – начала XIX века; познакомить учащихся с лучшими представителями русского искусства.
|
Знать, как проходило развитие исторического и литературного процесса на рубеже веков.
Уметь составлять план и тезисы.
|
Ответить на вопросы с.8
|
|
2-3
|
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
|
Познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений.
|
Знать литературные направления, их основные признаки, представителей.
Уметь конспектировать.
|
Ответить на вопросы
|
|
4-5
|
Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
|
Дать краткую характеристику творчества Г.Р. Державина; помочь учащимся почувствовать новаторский характер лирики.
|
Знать биографию Державина Г.Р.
Уметь выразительно читать.
|
Чтение стихотворений Г.Р. Державина; чтение элегий Жуковского
|
|
6-7
|
В.А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
|
Пробудить интерес учащихся к личности В.А. Жуковского, его общественной и педагогической деятельности.
|
Знать биографию Жуковского В.А., темы его творчества.
Уметь анализировать стихотворения.
|
«Певец во стане русских войнов». Чтение, анализ.
«Эолова арфа». Чтение, анализ
|
|
8
|
Произведения В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», «Эолова арфа»
|
Расширить представление учащихся о творчестве В.А. Жуковского путем знакомства с лучшими произведениями поэта.
|
Уметь выделять ведущие идеи произведения.
|
Прочитать стихотворения Жуковского «Море», «Вечер»
|
|
9
|
Творческая работа. Анализ стихотворений В.А. Жуковского «Море», «Вечер»
|
Обобщить изученное по теме; развивать умение анализировать лирические произведения.
|
Уметь анализировать стихотворения, отвечать развернуто на вопросы.
|
Ответить на вопросы к зачету
|
|
10
|
Устный зачет по творчеству Г.Р. Державина и В.А. Жуковского
|
Сообщение по биографии Пушкина
|
|
11-12
|
«Вся жизнь – один прекрасный миг» (Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути)
|
Рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути; выяснить отношение к поэту правящих кругов и причину его трагической гибели.
|
Знать биографию А.С. Пушкина, его произведения.
|
Сообщение о дуэли и смерти А.С. Пушкина; выучить (на выбор) стихи – отклики на смерть Пушкина
|
|
13
|
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина
|
Показать необыкновенную разносторонность пушкинской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.
|
Знать основные темы и жанры лирики А.С. Пушкина.
Уметь выразительно читать.
|
Выучить наизусть «К Чаадаеву»
|
|
14-15
|
Патриотические и вольнолюбивые стихи А.С. Пушкина
|
Показать идейную близость Пушкина к декабристам; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений.
|
Уметь выразительно читать (наизусть), анализировать стихотворения.
|
Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»; письменный анализ лирического произведения
|
|
16
|
«Я гимны прежние пою» (А.С. Пушкин)
|
Прочитать стихи
|
|
17
|
А.С. Пушкин – певец русской природы
|
Расширить представление учащихся о творчестве Пушкина путем знакомства с пейзажной лирикой.
|
Сообщение «Значение дружбы в жизни Пушкина»
|
|
18
|
Стихи А.С. Пушкина о дружбе и любви
|
Помочь почувствовать лиризм стихотворений о дружбе и друзьях; рассказать об адресатах пушкинской лирики.
|
Знать друзей Пушкина, об их роли в жизни Пушкина.
Уметь выразительно читать.
|
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Вновь я посетил…»
|
|
19
|
Мотивы смерти и бессмертия в лирике А.С. Пушкина
|
Охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; углубить представление о философской лирике.
|
Уметь выразительно читать (наизусть), анализировать стихотворения.
|
Выучить наизусть стихотворение «Памятник»
|
|
20
|
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа
|
Рассказать учащимся о творческой истории романа; дать представление об особой форме стихотворной строфы.
|
Знать творческую историю романа, героев романа, «онегинскую строфу».
Уметь анализировать главы романа.
|
Чтение глав 1 и 2
|
|
21
|
«Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (А.С. Пушкин)
|
Знакомство с содержанием глав романа, комментирование отдельных строф.
|
Знать роль каждой главы в развитии сюжета.
Уметь отвечать на вопросы.
|
«Письмо Онегина» наизусть
|
|
22
|
Онегин – «лишний человек»
|
Обобщить знания учащихся об Онегине; показать причины трагедии Евгения Онегина.
|
Знать основные этапы жизненного пути Онегина, понятие «лишний человек».
Уметь показать свое отношение к герою.
|
Выписать цитаты к образу Татьяны Лариной
|
|
23
|
Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина
|
Углубить представления учащихся о главной героине романа.
|
Знать основные этапы жизненного пути Татьяны.
|
Сообщение
|
|
24
|
Широта изображения русской действительности в романе «Евгений Онегин»
|
Обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин».
|
Знать роман.
Уметь анализировать текст.
|
Прочитать статью о романе, подготовиться к сочинению
|
|
25
|
Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина
|
Закрепить и обобщить пройденный материал.
|
Знать пройденную тему.
Уметь применять полученные знания на практике.
|
|
|
26
|
Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
|
Охарактеризовать эпоху 30-х годов XIX века; пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова.
|
Знать биографию М.Ю. Лермонтова, ранее пройденные произведения.
|
«Смерть поэта» наизусть
|
|
27
|
Основные темы и мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема родины
|
Познакомить учащихся с основными темами и мотивами в лирике М.Ю. Лермонтова.
|
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
|
Читать стихи Лермонтова о любви
|
|
28
|
Мотивы свободы и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Любовная лирика
|
Продолжить знакомство со стихотворениями Лермонтова; уточнить представления учащихся о лирическом герое лермонтовской поэзии; познакомить с интимной лирикой поэта.
|
Знать понятие «лирический герой», основные темы и мотивы в лирике поэта.
Уметь выразительно читать.
|
Выучить наизусть стихотворение (на выбор), дать анализ
|
|
30
|
М.Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии в жизни общества
|
Помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии; рассмотреть содержание, идею, композицию стихотворения «Поэт»
|
Уметь анализировать стихотворения.
|
Сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова
|
|
31
|
Идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
|
Рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения.
|
Знать особенности композиции романа.
Уметь выявлять разницу между хронологическим и композиционным порядком.
|
Читать повести «Белла», «Максим Максимыч», составить план
|
|
32
|
«Странный человек» Печорин («Белла», «Максим Максимыч»)
|
Заинтересовать учащихся содержанием повестей «Белла», «Максим Максимыч»; выяснить особенности сюжета, композиции, жанра.
|
Уметь пересказывать текст, анализируя его эпизоды.
|
Чтение, пересказ, сюжет повести «Тамань».
|
|
33
|
Печорин в «кругу честных контрабандистов» («Тамань»)
|
Заинтересовать учащихся романтическим сюжетом повести «Тамань»; обратить внимание на необычность композиции повести и ее роль в раскрытии характера главного героя.
|
Уметь кратко пересказывать текст, выявлять основные черты характера героя.
|
Чтение повести «Княжна Мэри»
|
|
34
|
«История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
|
Рассмотреть конфликт Печорина с окружающей его дворянской средой, показать неизбежность его столкновения.
|
Уметь развернуто отвечать на вопросы.
|
Чтение главы «Фаталист»
|
|
35
|
«…Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» (повесть «Фаталист»)
|
Определить основную мысль повести «Фаталист»; углубить представления учащихся о характере, поведении и поступках главного героя.
|
Уметь выступать с докладами и сообщениями.
|
Образ Печорина
|
|
36
|
«Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (образ Печорина)
|
Помочь учащимся осмыслить характер главного героя, понять драму незаурядной личности; подготовить к домашнему сочинению.
|
Уметь составлять план, делать выводы по прочитанному произведению.
|
Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
|
37
|
Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя
|
Вызвать интерес к личности и творчеству Н.В. Гоголя; расширить представления учащихся о ранее изученных произведениях Гоголя.
|
Знать биографию Гоголя.
Уметь выступать с сообщениями.
|
Прочитать «Петербургские повести»
|
|
38
|
Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»
|
Расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем знакомства с произведениями из сборника «Арабески».
|
Знать, что значит тема «маленький человек», наиболее характерные художественные приемы, своеобразные писательской манере Гоголя.
|
Чтение «Мертвых душ» (1-я глава)
|
|
39
|
«Мне хочется…показать хотя бы с одного боку всю Русь». Творческая история «Мертвых душ».
|
Рассказать о возникновении замысла поэмы «Мертвые души» и его осуществлении; выяснить первоначальные впечатления учащихся о прочитанных главах.
|
Знать историю создания поэмы.
|
Прочитать 2, 3 главы поэмы «Мертвые души»
|