Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.




Скачать 232.73 Kb.
Название Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.
страница 1/3
Дата публикации 25.09.2014
Размер 232.73 Kb.
Тип Программа курса
literature-edu.ru > Литература > Программа курса
  1   2   3
Пояснительная записка.

С ранних лет перед школьниками открывается прекрасный мир родной литературы. В душе каждого молодого читателя на всю жизнь запечатлеваются великие образы, созданные русскими мастерами слова. Мировая художественная литература – создание всего человечества, а не одной нации, и русская литература лишь ветвь на огромном дереве мировой литературы. Незнание творчества зарубежных писателей и поэтов существенно обедняет культуру молодых людей. Взаимодействие отечественной и зарубежной литературы дает учащимся возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей, делать выводы, помогающие глубоко и полно раскрыть идейно-художественный смысл произведения.

Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Расширяются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества. Программа рассматривает произведения, созданные в период конца 19-20 века, который считают самым сложным, противоречивым, но невероятно насыщенным событиями, противоборствующими тенденциями, творческими открытиями. Это еще раз подтверждает актуальность программы курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Знакомство с мировой художественной литературой и ее изучение осуществляется в несколько этапов:

1 этап 10-й класс: раскрывается реализм как творческий метод и художественная система, уточняется своеобразие концепции мира и человека в реалистической литературе, взаимодействие реализма и романтизма в XIX веке.

2 этап 11-й класс: рассматриваются основные тенденции развития мировой литературы на рубеже XIX и XX веков, новые эстетические тенденции в искусстве (символизм, неоромантизм, натурализм, модернизм и др.)

Такой порядок изучения показывает развитие литературы в движении от эпохи к эпохе, и самое главное позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы. Настоящая программа “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” предназначена для старших классов, групп с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа является дополнительной к основной: автор В.Г. Марацман. За основу взята Программа литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (5-11-е классы): авторы А.Г. Кутузов, М.Б. Ладышн, А.Б. Есин, а также Программа по зарубежной литературе (5-11 классы), автор Н.П. Михальская (для образовательных учреждений гуманитарного профиля 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2003 г.). Практические работы по развитию речи разработаны на основе методического пособия Т.А. Калгановой “Сочинения разных жанров в старших классах: - М., Просвещение, 5-изд., 2004 г. Представленные в программе произведения рассматриваются в общелитературном контексте с учетом взаимодействия русской и зарубежной литературы, а также межпредметных связей (литература и история, литература и художественная культура).

Курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.

В связи с этим важно определить –

Цель: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению произведений зарубежной литературы путем ознакомления с видами и способами деятельности необходимыми для успешного освоения программы факультативного курса.

Задачи:

  • Образовательные

  1. научить выявлять индивидуальное своеобразие каждого писателя, поэта и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству;

  2. на основе понимания языка литературы как вида искусства сформировать навык анализа художественного произведения как объективной художественной реальности;

  3. привить навык сопоставительного подхода к явлениям национальных культур.

  • Развивающие

  1. содействовать формированию и развитию умений творческого, то есть эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;

  2. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  3. развивать умение написание сочинений разных жанров (В. Колганова. Сочинения разных жанров. – М. “Просвещение, 1992 г.).

  • воспитательные

  1. раскрыть гуманистический характер творчества писателей, что проявляется в интересе к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, к его судьбе;

  2. воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения и постижения художественной литературы;

  3. воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности.

Поскольку при составлении программы соблюден принцип последовательности и системности, то реализация ее, с одной стороны, углубляет и расширяет базовые знания учащихся по литературе, с другой – помогает осознать особенность и значимость зарубежной литературы как части мирового художественного процесса. Методы и формы реализации содержания курса предполагают два вида занятий: внеурочные и урочные. Среди внеурочных: посещение библиотек, выставок, экскурсии и т.д. Формы: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы и т.д. Школьный курс “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” строится из расчета два часа в неделю, что составляет 70 часов (35 учебные недели * 2 часа = 70 часов). Учитель может по своему усмотрению изменить количество часов на изучение той или иной темы в зависимости от конкретных условий – уровня подготовленности учащихся, степени усвоения материала.

Примерное распределение учебного времени по темам курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”.

Развитие критического реализма на рубеже XIX и XX веков.

11-й класс.



Тема курса

Всего часов по теме

Из них

Развитие речи

теоретические

практические

1.

Развитие критического реализма на рубеже XIX и XX веков

1

 

 

 

2.

Ги де Мопассан “Мой дядя Жюль”

1

1

 

 

3.

М. Твен “Соединенные Линчующие Штаты”

1

1

 

 

4.

Д. Голсуорси “Спасение Форсайта”

2

1

1

Отзыв на прочитанную книгу

5.

Т. Манн “Тонио Крегер”

2

1

1

Характеристика литературного героя

6.

Символизм в зарубежной литературе 19 и 20 века

2

1

1

Доклады

Сообщения

7.

Поэзия европейского символизма: П. Верлен, А. Рембо

3

1

2

Анализ лирического стихотворения

8.

Символическая драма М. Метерлинк “Синяя птица”

2

1

 

 

9.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”

2

1

1

Рецензия

10.

Неоромантизм в зарубежной литературе 19 и 20 веков (обзор)

2

1

1

Доклады

Сообщения

11.

Р.Л. Стивенсон “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”

2

1

1

Дневник как жанр сочинения

12.

Р. Киплинг “Лиспет”

2

1

 

 

13.

Э. Бирс “Случай на мосту через Совиный ручей”

2

1

1

Отзыв на прочитанную книгу

14.

Натурализм в зарубежной литературе 19 и 20 веков (обзор)

2

1

 

 

15.

Э. Золя “Жерминаль”

3

2

1

Характеристика литературного героя

16.

Модернизм в зарубежной литературе ХХ века (обзор)

2

1

1

Доклады

Сообщения

17.

Ф. Кафка “Превращение”

2

1

1

Анализ прозаического произведения

18.

Литература экзистенциализма (обзор)

2

1

1

Доклады

Сообщения

19.

Ж. Ануй “Жаворонок”

2

1

1

Отзыв на прочитанную книгу

20.

О. Хаксли “О дивный новый мир”

2

1

1

Эссе

21.

Романтические тенденции в зарубежной литературе (обзор)

2

1

1

Доклады

Сообщения

22.

Д. Толкиен “Властелин колец”, “Хоббит, или Туда и обратно”

2

1

1

Отзыв на прочитанную книгу

23.

Социалистический реализм в зарубежной литературе (обзор)

2

1

1

Доклад

Сообщения

24.

Д. Олдридж “Последний дюйм”

3

2

1

Очерк

25.

Реализм в зарубежной литературе ХХ века (обзор)

2

1

1

Работа с литературной энциклопедией

26.

Э. Хемингуэй “Старик и море”

2

1

1

Рецензия

27.

Современная научная фантастика Р. Бредбери “Вино из одуванчиков”

2

1

1

Рецензия

28.

Зарубежный детектив 20 века (обзор) Ж. Сименон “Первое дело Мегрэ”

1

1

 

 

 

Зарубежная литература ХХ века (обзор)

17

11

6

 

29.

П. Вежинов “Барьер”

2

1

1

Энциклопедическая справка о писателе

30.

Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”

1

1

 

Характеристика литературного героя

31.

А. Мердок “Черный принц”

2

1

1

 

32.

Дж. Апдайк “Кентавр”

1

1

 

 

33.

С. Кинг “Мертвая зона”

2

1

1

 

34.

Х. Кортасар “Преследователь”, “Другое дело”

2

1

1

 

35.

Умберто Эко “Имя розы”

1

1

 

 

36.

Курт Воннегут “Колыбель для кошки”, “Завтрак для чемпиона”

2

1

1

 

37.

Г. Белль “Глаза клоуна”, “Посторонний”

1

1

 

 

38.

Б. Селинджер “Над пропастью во ржи”

2

1

1

 

39.

Резервный урок

1

1

 

 

 

 

70

40

28

 

 

Содержание программы факультативного курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”.

Развитие критического реализма на рубеже XIX и XX веков.

11-й класс.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX...
Это еще раз подтверждает актуальность программы “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Знакомство с мировой...
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Литература Цикл
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 веков
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Планирование курса литературы в 9 классе (102 часа по программе)
...
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Пояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 6 класс для общеобразовательных...
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева...
Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности...
Десь отведена исследовательской работе школьников, а также методике ее организации, способствующей расширению геологических знаний...
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков” способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. icon Программа лекционного спецкурса «Античное наследие в европейских литературах (Россия и Запад)»
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции