Скачать 0.64 Mb.
|
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шошкинская средняя общеобразовательная школа» «Сёськаса шöр школа» муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение Согласовано Утверждаю Зам. директора по УР – Директор школы – ____________________ _________________ «___»________20___год. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования Срок реализации – 5 лет Классы – 5 – 9 Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5 – 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009. Программу составили: Н.А. Попова, И.В. Варсуляк, О.А. Елькина Шошка 2013 Пояснительная записка Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни; б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи. Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение. Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Структура рабочей программы Данная рабочая программа имеет линейную структуру. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8 и 9 классах. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для каждого класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Цель и задачи рабочей программы. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой компетенций. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
Лингвистическая компетенция включает в себя следующую задачу:
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:
Культуроведческая компетенция реализуется в процессе решения следующих задач:
Данная учебная программа предусматривает использование следующих технологий и приемов обучения:
Формы и способы проверки и оценки результатов обучения Основным способом учёта знаний учащихся является устный опрос. Формами проверки являются различного вида диктанты (словарный, контрольный, итоговый), сочинения, изложения. Место предмета в учебном плане школы. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ от 5 марта 2004 года № 1089), на основе авторской программы общеобразовательных учреждений: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2009. На изучение русского языка на уровне основного общего образования учебный план школы отводит: 5 класс – 210 часов; 6 класс – 210 часов; 7 класс – 140 часов; 8 класс – 108 часов; 9 класс – 68 часов. Для реализации данной рабочей программы используется УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 8 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 9 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский. Данный УМК обеспечивает преемственность между начальной школой и основным звеном, содержит минимум содержания в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования. Содержание образования по учебному предмету «Русский язык». Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА 1 Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей. Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций. Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ. Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Система языка Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Морфемика (состав слова) и словообразование Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексика и фразеология Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ, О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Синтаксис Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Русский речевой этикет. Культура межнационального общения. |
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество... |
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов... Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Допущено Министерством образования РФ (письмо №13-58-1005/17 от 07. 07. 2003)) в соответствии... |
||
Г североморска мурманской области Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» разработана на основе федерального компонента государственного образовательного... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения (Практическая... Долининой Т. А., Архаровой Д. И., Дзюбы Е. В. Данная программа является преемственной к программе «Речь и культура общения (риторика... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования... |
||
Рабочая учебная программа по предмету «Литература» 10 класс ... |
Рабочая учебная программа по предмету «Литература» 9 класс ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |