Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования




Скачать 395.35 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования
страница1/4
Дата публикации07.10.2014
Размер395.35 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Администрация муниципального образования муниципального района«Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шошкинская средняя общеобразовательная школа»

«Сёськасашöр школа» муниципальнöйвелöдансьöмкуд учреждение

Согласовано: Утверждаю

Зам. директора по УР – Директор школы –

____________________ _________________

«___»________20___год.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

на уровне среднего общегообразования

Срок реализации –2 года

Классы – 10 – 11

Составлена на основе примерной программы

общеобразовательных организаций

«Русский язык». 10 – 11 классы.

Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова,

Н.А. Николина– М.: Просвещение, 2013.
Программу составили: Н.А. Попова, И.В. Варсуляк, О.А. Елькина.
Шошка

2013

Пояснительная записка
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Структура рабочей программы

Данная рабочая программа имеет линейную структуру. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В основу данной рабочей учебной программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10 – 11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

В данной программе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний учащихся по русскому языку в 10 – 11 классах, а также определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов произведений художественной литературы, изучаемых в этих классах.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10 – 11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в старших классах. Ранее изученный материал выступает своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов. Теоретический материал в большинстве классов повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора, анализа текстов разных стилей.

Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
Цель и задачи рабочей программы.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • овладеть умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

Данная рабочая программа предусматривает использование следующих технологий и приёмов обучения:

  • формирование учебной деятельности учащихся через внедрение деятельностного принципа обучения;

  • проблемная технология;

  • информационная технология;

  • сквозное повторение при подготовке к ЕГЭ;

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д.);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Формы и способы проверки и оценки результатов обучения

Основным способом учёта знаний учащихся является устный и письменный опрос.Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения обучающегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Место предмета в учебном плане школы.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (Приказ от 5 марта 2004 года № 1089), на основе авторской программы общеобразовательных организаций: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. Русский язык 10 –11 классы. – М.: Просвещение, 2013.

На изучение русского языка на уровне основного общего образования учебный план школы отводит:

10 класс – 72 часа (2 часа в неделю, 36 учебных недель);

11 класс – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Для реализации данной учебной программы используется УМК:

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

Содержание образования по учебному предмету «Русский язык».
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Культура разговорной речи.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Материал для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения
Русский язык в кругу языков народов России.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

Особенности русского речевого этикета.

Перевод с родного языка на русский.
Тематический план учебного предмета «Русский язык»

на уровень средней (полной) общей школы.





Наименование разделов

Всего уроков

из них

контр.и

проверочн.

работ

уроков по разв. речи

10 класс

72 часов – 2 часа в неделю


1.


Введение. Общие сведения о языке.

1







2.


Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

5

1




3.


Лексика и фразеология.

8

1




4.


Морфемика и словообразование.

5







5.


Морфология и орфография.

12

1




6.


Синтаксис и пунктуация.

13

1




7.


Текст. Основные виды переработки текста.

14

1

4

8.


Функциональные стили речи

5




5

9.

Общие сведения о языке.


4










Повторение изученного в 10 классе.


5

1







Итого:

72

6

9

11 класс

68 часов – 2 часа в неделю


1.


Введение. Общие сведения о языке.

1







2.


Синтаксис и пунктуация.

33

6




3.


Текст и его строение.

7




7

4.


Публицистический стиль речи.

9




9

5.


Художественный стиль речи.

8

1

8

6.


Разговорный стиль речи.

2




2

7.

Повторение изученного в 11 классе.


5

1




8.

Общие сведения о языке.


3










Всего:

68

9

25
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования
Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса...
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по предмету «Русский язык» 8 класс умк под редакцией...
Русский язык. 5-9 классы. Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2006. Входит в образовательную область «Филология» и составляет гимназический...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса...
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования iconРабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса на 2013-2014 учебный год
Умк «Чуракова Н. А. «Русский язык». 1 класс: Учебник. – М. Академкнига/Учебник, 2012 г.»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции