Г североморска мурманской области




Скачать 275.66 Kb.
НазваниеГ североморска мурманской области
страница1/3
Дата публикации13.05.2014
Размер275.66 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ МАРКА ЕВТЮХИНА

г. СЕВЕРОМОРСКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ








Утверждаю:

Директор МОУСОШ № 7

__________ /Кудрачинская Н.В./

«_31_» августа 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСКУССТВО» 8-9 классы

Принята

на Педагогическом совете

протокол № __1___

«_31_» августа 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г, примерных программ основного общего образования по музыке и изобразительному искусству для VIII-IX классов.

Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 8-9 классов.

Срок освоения: 2 учебных года.

Реализация учебной программы обеспечена учебником «Искусство», авторы Г.П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Искусство 8-9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений» Москва, «Просвещение», 2013 год.

В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство»

отводится 68 часов (из расчета 1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство.

Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятии мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей обучающихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное )русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения к миру.

Программа состоит из четырнадцати разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современныеконцепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А.

Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М.

Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский,

Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз-

вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования

(Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели

художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,

художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного

мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных

потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-

прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра;

освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его

исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического

освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и

социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-

прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, атакже психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цели и задачи обучения в 8- 9 классах.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству

как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве,

наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом

процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и

творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической

компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Место предмета в учебном плане школы.

В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство»

отводится 68 часов (из расчета 1 час в неделю).

Общеучебныеумения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определения структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношения между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектно-учебной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведениями искусства искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознание сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образного мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление

межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики,

технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки,

пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном

становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут

ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать

наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира,

произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание,

образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять

художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Содержание программы «Искусство 8-9 класс».

Искусство в формировании духовной культуры личности – 34 часа.

Жизнь какглавный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек,природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родствохудожественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств.Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре,

кино и др.Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное

совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта,

выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости;

формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной

музыкально-образной форме.

Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии

эмоциональных стрессов,регулировании психического состояния, гармонизации

эмоционально-интеллектуального развития личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов

различных эпох и стилевых направлений.Жизни и смерти (реквиемы В.-А.

Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в

творчестве И.С. Баха); любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира

«Ромео и Джульетта»); войны и мира (Д.Д. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевскиий);

личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних

противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

Особенности видения картины мира в национальных музыкальных

культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями

своего народа.

Синтез искусств – 4 часа ( 2 часа из резерва). Общность жизненных истоков,

художественных идей,образного строя произведений различных видов

искусств. Роль и значениеизобразительного искусства в синтетических видах

творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем.

Общность и специфика восприятияхудожественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре (10 ч). Виды архитектуры. Эстетическое

содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры.

Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции,

ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн

интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на

плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение

эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов,

объединенных единой стилистикой.

Синтез искусств в театре – 6 часов (2 часа из резерва часов)

Общие законы восприятия композиции картины исцены. Сценография. Художники

театра (В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. Ф.Рындин, Ф. Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены.

Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии (6 ч). Множественность, массовость и

общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции:

книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак.

Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое,

живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г. Доре, И. Я.

Билибин, В. В. Лебедев, В. А. Фаворский, Т. А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы,

открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта.

Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Изображение в фотографии (2 ч). Изображение в фотографии и изобразительном

искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства

(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественный образ в фотоискусстве.

Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской

школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии,фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (4 ч). Специфика киноизображения:

кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм,

свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты

фильмов (по выбору). Мастера кино (С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев,

А. А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма,

раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к

изображаемому.

Изображение на компьютере (2 ч). Компьютерная графика и ее использование в

полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

При изучении возможностей музыки в становлении духовной культуры личности опытмузыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:

- философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ееместа

в жизни общества;

- сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальныхкультурах;

- выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно

возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;

- осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;

- обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте

- жанрово-стилевого подхода к изучению «вечных» тем музыкального искусства;

- становления в представлении учащихся целостной художественной картины мира

на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими

видами искусства и жизнью;

- освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения,

игры на электронных музыкальных инструментах;

- импровизации и сочинения музыки с использованием

информационно-коммуникационных технологий;

- применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального

самообразования.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать:

- специфику музыки как вида искусства;

- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах

творчества;

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- богатство музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных

композиторов;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

Уметь:

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,

образцынародного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и

современных композиторов (по выбору учащихся);

- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе

полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах,

стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных

произведенийинструментальных и вокальных жанров;

- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,

сюжетав творчестве различных композиторов;

- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности

идей, тем, художественных образов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и

сверстников,на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных

праздниках;

- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительнопрослушанной музыки;

- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания

музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных

спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения

своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и

высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий, определения своего отношения к

музыкальным явлениям действительности.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень,

перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные

произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и

подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических)

искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров

изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности

(линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать

изученные произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

- для восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по

памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки,

декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма,

интерьера).

Искусство. 8-9 классы.

Синтез искусств –4 часа

( 2 часа из резерва часов)

Синтез искусств в архитектуре –

10 часов.


Синтез искусств в театре –6 часов

(2 часа из резерва часов)

Изображение в полиграфии –

6 часов.


Изображение в фотографии –

2 часа.

Синтетическая природа экранных искусств – 4 часов.

Изображение на компьютере –

2 часа

Искусство в формировании духовной культуры личности –

34 часа

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

8 класс

9 класс

4

---

7

3

6

---

---

6

---

2

---

4

---

2

17

17

4

10

6

6

2

4

2

34

Итого: 68 часов за период обучения в 8-9 классах.

В 8 классе -34 часа.

В 9 классе – 34 часов.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г североморска мурманской области iconИнформация об организации инновационной деятельности в Муниципальном...
Информация об организации инновационной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной...

Г североморска мурманской области iconГ. Североморска Мурманской области Утверждаю
Рабочая учебная программа по истории обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года

Г североморска мурманской области iconПрограмма развития воспитания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном...

Г североморска мурманской области iconГ североморска мурманской области
Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта...

Г североморска мурманской области iconГ североморска мурманской области
А. А. Плешакова, Н. И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы. М.:...

Г североморска мурманской области iconГ североморска мурманской области
Рабочая программа по музыке для 5-7 и 8-9 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...

Г североморска мурманской области iconГ североморска мурманской области
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике,...

Г североморска мурманской области iconГ североморска мурманской области
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5–7 и 8–9 классов составлена на основе федерального компонента государственного...

Г североморска мурманской области iconКурсовая работа тема: История лексикографии поморских говоров Мурманской...
История лексикографии поморских говоров Мурманской области конца 19 – начала 20 в

Г североморска мурманской области iconГ. Мончегорска Мурманской области «утверждаю»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения, о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции