9-10 класс 1




Скачать 94.41 Kb.
Название 9-10 класс 1
Дата публикации 13.05.2014
Размер 94.41 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

9-10 КЛАСС

1. Тестовые вопросы с одним правильным ответом. 5 баллов

К каждому заданию предлагаются несколько вариантов ответов, из которых только один верный. Выпишите в столбик буквы, соответствующие выбранным Вами ответам.

Например:

1 – Г

2 – Б
1. Согласно "Повести временных лет", Рюрик во второй пол. IХ в. правил в:

А) Москве

Б) Смоленске

В) Киеве

Г) Новгороде
2. В каком веке произошло крещение Руси:

А) VIII в.;

Б) IX в.;

В) X в.;

Г) XII в.
3. Какое из указанных событий было современно княжению Ярослава Мудрого?

А) осада Константинополя в 907 г.

Б) взятие Киева Батыем

В) написание первой редакции «Русской правды»

Г) создание Начальной Русской летописи
4. Событие, вошедшее в историю как «стояние на реке Угре» (1480 г), ознаменовало

А) конец Ордынского ига

Б) начало объединения русских земель вокруг Москвы

В) начало политической раздробленности русских земель

Г) конец Опричнины
5. Ливонская война происходила в период правления:

А) Ивана Калиты

Б) Ивана Грозного

В) Дмитрия Донского

Г)Александра Невского
6. Первым самозванцем в России считается

А) Григорий Отрепьев

Б) Юрий Мнишек

В) Борис Годунов

Г) Иван Болотников
7. Династия Романовых утвердилась на престоле в результате

А) дворцового переворота

Б) избрания на Земском соборе

В) свержения Василия Шуйского

Г) убийства Лжедмитрия II
8. Сенат был создан в … году

А) 1801

Б) 1711

В) 1761

Г) 1696
9. Какому известному государственному деятелю Николай I поручил составление Полного собрания законов Российской империи?

А) А.А.Аракчееву

Б) С.С.Уварову

В) М.М.Сперанскому

Г) П.Д.Киселева
10. Западники, придерживаясь ориентации на европейский путь развития, выступали за

А) сохранение самодержавия

Б) возрождение Земских соборов

В) сохранение крепостного права

Г) парламентаризм и свободу

2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами. 5 баллов

1. Какие из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России в XVII веке?

А) Филарет

Б) Аввакум

В) Никон

Г) Иосиф Волоцкий

2) Какие из названных положений содержало «Соборное Уложение» 1649 г.?

А)введение подушной подати

Б) окончательное юридическое закрепощение крестьян

В) создание Земских соборов

Г) укрепление авторитета, власти и престижа личности царя

3) Какие из перечисленных ниже событий связаны с понятием «аракчеевщина»?

А) ужесточение дисциплины в армии

Б) издание указа о «вольных хлебопашцах»

В) учреждение военных поселений

Г) замена коллегий министерствами

4) Какие из перечисленных событий относятся к периоду революции 1905-1907 гг?

А) отречение Николая II

Б) Всероссийская октябрьская политическая стачка

В) Декабрьское вооруженное восстание в Москве

Г) мятеж генерала Л. Корнилова.

5) Какие из перечисленных событий внешней политики СССР относятся к периоду 1953-1964 гг?

А) нормализация отношений с Югославией

Б) ввод войск ОВД в Чехословакию

В) установление дипломатических отношений с ФРГ

Г) ввод советских войск в Афганистан

6) Что из перечисленного было характерно для развития культуры в период хрущевской «оттепели»?

А) разрешение любых идеологических направлений в творчестве

Б) увеличение числа издаваемых журналов

В) реабилитация осужденных ранее деятелей культуры

Г) ликвидация цензуры

7) Кто из названных российских деятелей науки и культуры стал лауреатом Нобелевской премии по литературе

А) Н.Г.Басов

Б) И.Е.Тамм

В) М.А.Шолохов

Г) А.И.Солженицын
8) Какие черты из перечисленных характеризовали политическую систему СССР в 1970-е – середине 1980-х гг.?

А) отсутствие оппозиционных настроений в обществе

Б) рост и укрепление партийного аппарата

В) ослабление руководящей роли КПСС в обществе

Г) стремление сохранить политическую стабильность

9) Какие права получили промышленные предприятия в ходе проведения экономической реформы А.Н.Косыгина во второй половине 1960-х гг.?

А) планировать темпы роста производительности труда

Б) самостоятельно продавать продукцию за рубеж

В) относительно свободно распоряжаться прибылью

Г) сдавать в аренду производственные помещения

10) Какие из перечисленных мер относятся к реформе политической системы СССР в период перестройки?

А) полная ликвидация цензуры

Б) провозглашение курса на «гласность»

В) учреждение постоянно действующего Съезда народных депутатов СССР

Г) образование новых политических партий и движений
3. Ряды на определение принципа их построения. 5 баллов

А) По какому принципу образован ряд: «боярский царь», «испечен в польской печке, а заквашен в Москве», «Тушинский вор», «не способнейший, а удобнейший» ? _______________________________

Б) полюдье, «большая соха», подушная подать, подворное обложение?____________________________________


4. Исключите лишний элемент из предложенной ниже цепочки: 5 баллов

А) М.Б.Барклай де Толли, А.В.Суворов, В.А.Корнилов, М.Д.Скобелев, П.А.Столыпин - лишний _________________

Б) Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом, Декрет об отмене сословий и гражданских чинов, Первая Конституция РСФСР, Декларация об образовании СССР, Положение о губернских и уездных земских учреждениях - лишний__________________


5. Хронологические последовательности. 10 баллов

Расположите в хронологическом порядке следующие документы.

А) 1.циркуляр о «кухаркиных детях»,2.Жалованные грамоты дворянству и городам, 3.Манифест о незыблемости самодержавия, 4. указ о «вольных хлебопашцах, 5.Табель о рангах
Б) Расположите в хронологической последовательности названия памятников по времени их создания

1. Софийский собор в Киеве, 2. Церковь Вознесения в Коломенском, 3. Грановитая палата Московского Кремля, 4. Церковь Покрова на Нерли, 5. Софийский собор в Новгороде

__________________________________________________
6. Задания на соотнесение двух рядов данных.( 10 баллов)



1. Соотнесите понятие с его определением

А)

1) акмеизм

2) антагонизм

3) автокефальный

4) богадельня

5) выморочный
А) не имеющий наследников ни по закону, ни по завещанию, переходящий государству

Б) непримиримое противоречие.

В) самоуправляющийся, административно независимый.

Г) заграждение, служащее защитой во время уличных боев.

Д) приют для стариков, инвалидов.

Е) декадентское направление в русской литературе

Б) Соотнесите описание исторического деятеля в литературном произведении (воспоминания современников) с его именем
Отрывок из произведения

1.) А прихоти твои нельзя нам исполнять;

Да, между нами ведь признаться,

Коль ты имеешь право управлять,

Так мы имеем право спотыкаться

И можем иногда, споткнувшись – как же быть,-

Твое Величество об камень расшибить.

Д. Давыдов «Голова и Ноги»
2). «Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развития за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное- глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтоб он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину; он «пребывал к ним благосклонен», не больше».

А.И. Герцен «Былое и думы»
3. ..Ты народу смело

Л всем, и въявь и под рукой,

И знать и мыслить позволяешь,

И о себе не запрещаешь

И быль и небыль говорить…

Где ангел кроткий, ангел мирной,

Сокрытый в светлости порфирной, С небес ниспослан скипетр носить!

Там можно пошептать в беседах

И, казни не боясь, в обедах

За здравие царей не пить.

Г.Р.Державин «Фелица»
4.: „(Он) обладал подражательным гением; он не обладал настоящим гением, таким, который творит и создает все из ничего. Некоторые из сделанных им нововведений хороши, большинство было неуместно. Он сознавал, что его народ – варварский народ, но он не сознавал, что он не созрел для гражданского порядка. Он хотел его цивилизовать, когда его надо было только приучать. Он желал сначала создать немцев и англичан, когда прежде всего необходимо было создать русских. Он помешал своим подданным стать когда-либо тем, чем они могли быть, уверяя их, что они – то, чем они на самом деле не являются.

Ж. Ж. Руссо. «Женевский гражданин»

5. "... Сия государыня из женского полу в младости своей была отменной красоты, набожна, милосердна, сострадательна и щедра; от природы одарена довольным разумом; но никакого просвещения не имела... с природы веселого нрава и жадно ищущая веселий, чувствовала свою красоту и страстна умножать ее разными украшениями; ленива и недокучлива ко всякому, требующему некоего прилежания к делу... даже и внешние государственные дела, трактаты, по нескольку месяцев, за леностью ее подписать имя, у нее лежали; роскошна и любострастна, дающая многую поверенность своим любимцам, но, однако, такова, что всегда над ними власть монаршую сохраняла".

Из воспоминаний князя М.М. Щербатова // Н. Эйдельман «Твой восемнадцатый век»

Исторический деятель

А. Елизавета Петровна

Б. АлександрI

В. АлександрIII

Г. Николай I

Д. Екатерина Великая

Е. Петр I
7. Текст с пропусками. 10 баллов

Вставьте утерянные фрагменты документа.

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из ----- в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок по -------, а по ------ можно войти в --------, озеро великое; из того же озера вытекает -------и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю -----, а от -------- можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на -----, и впадает в море --------. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю ------, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама.»

8. Перед вами портреты исторических деятелей и деятелей науки, культуры

Напишите под портретом имена , фамилии этих людей.8 баллов Заполните предлагаемую таблицу. В левый столбец занесите имена императоров, а в правую – деятелей науки и культуры, являющихся их современниками (12 баллов)

Имя императора (императрицы)

Фамилии деятелей науки, культуры
































Задания на анализ документов. 5 баллов

Перед вами фрагмент древнерусского источника. Необходимо разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления.
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого. 2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.
Вопросы

1. Укажите, как называется данный исторический источник.

2. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

3. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

4. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

9-10 класс 1 icon Рабочая программа по Истории России 7 класс предмет, класс и т п
Составлено на основе программы А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 класс» (2009 г.)
9-10 класс 1 icon Тематическое планирование Класс
Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В....
9-10 класс 1 icon Рабочая программа По истории Класс 6 Количество часов 2 часа в неделю...
Программа разработана на основе примерной программы по «Истории средних веков», 6 класс и авторской программы «История России»,6...
9-10 класс 1 icon Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс»
Проигрыватель и пластинки, портреты, рисунки, высказывания, газета «Я вас любил»
9-10 класс 1 icon Литература XVIII века Русская литература XIX века
«Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»...
9-10 класс 1 icon Календарно-тематическое планирование литература 7 класс
Учебники: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 2 Х 34 = 68 часов
9-10 класс 1 icon Школьный ученический совет (шус) на 2012-2013 уч год. Председатель...

9-10 класс 1 icon Рабочая программа по истории Класс 6
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред....
9-10 класс 1 icon Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. Авторы программы: Т....

9-10 класс 1 icon Урок по биологии Тема: Многообразие земноводных Значение земноводных...
Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции