Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс»




Скачать 83.79 Kb.
НазваниеЛитература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс»
Дата публикации09.10.2014
Размер83.79 Kb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Литература > Литература
А.С.ПУШКИН. ЛИРИКА ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ




Литература (9 класс)

Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» В.Я Коровина, В.Я Коровина,

Страницы: 184-188

Наглядно-демонстрационные материалы:

Проигрыватель и пластинки, портреты, рисунки, высказывания, газета «Я вас любил».

Вводная часть:

I.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями А.С.Пушкина разных лет, но объединенных одной темой – темой дружбы и любви. Наша с вами задача – попробовать понять предельную ясность мысли и силу чувства поэта.
Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, светлые ясные глаза. Таким мы с детских лет знаем великого русского поэта.


см. вложение

Основная часть:

II. ЛИРИКА ДРУЖБЫ.
Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы.
Близкие отношения с Рылеевым, Жуковским, Чаадаевым, Вяземским, Нащекиным и другими… это далеко не весь перечень людей, которых Пушкин любил и уважал. Он умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие ответные чувства.
Но, пожалуй, самая искренняя и долгая дружба связывала А.С.Пушкина с лицеистами: И.И.Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером. Он посвятил им стихи или отдельные строки, проникнутые любовью.
Мы уже говорили с вами о том, какая атмосфера дружбы была в Лицее. Сегодня мы с вами подробнее остановимся только на том, как складывались дружеские отношения Пушкина и Пущина.
Сообщение о дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина.

Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг. Один из декабристов позже сказал о нем : «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек». Пущина любили многие за ум, доброту, справедливость, общительный нрав, за честность и мужество. Любили в Лицее, потом в гвардии и на гражданской службе. Он сразу был в центре – умный, жизнерадостный, надежный.
В свою очередь сколько теплоты и преданного дружеского чувства мы находим в списках, посвященных Пушкиным своему первому другу.
Пущин вспоминает, как зарождалась и поспешно росла доужба между ним и Пушкиным в стенах Лицея.
«Чтобы полюбить его настоящим образом. – говорит Пущин о поэте,- нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ним и кончает тем, что полюбит даже и их в друге – товарище. Между нами это как-то скоро и незаметно устроилось.»
Такое же глубокое чувство звучит и в стихах Пушкина, посвященных Пущину. «Товарищ милый, друг прямой»,- называет его поэт в стихотворении «Пирующие студенты» (1814г.). В 1817 году перед самым выпуском из Лицея, Пушкин написал в альбом своему другу следующее:
«Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок…» (ученик читает стихотворение)

После окончания лицея Пущин вступил в тайное общество. Характер Пущина, его взгляды совсем не случайно привели его в эту организацию. Он часто думал о том, чтобы привлечь к нему и Пушкина, но опасался за него.
«Эта высокая цель в жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою. Я как будто вдруг получил особенное значение в собственных глазах… первая мысль была открыться Пушкину: он всегда согласно со мною мыслил о деле общем, по-своему проповедовал в нашем смысле и изустно, и письменно, стихами и прозой.».

Показ портрета Пущина работы Соболевского.
Вглядитесь в открытое, простое, доброе лицо – это именно «товарищ милый, друг прямой», чистые помыслы которого привлекают к нему.
Когда Пушкин попал в опалу, был отправлен в ссылку за революционные стихи, Пущин навестил его в Псковской глуши, не испугавшись того, что друг под надзором властей. Это волнующее событие произошло 11 января 1825 года. Приезд Пущина, посетившего Пушкина первым, требовал огромного мужества. И.Тургенев усиленно отговаривал его от этого опасного мероприятия, а дядя поэта, Василий Львович, сначала пустился в предостережения, а потом кинулся обнимать со слезами как героя. Но Пущин был не из пугливых: член тайного общества, он еще покажет себя 14 декабря на площади как один из самых хладнокровных и деятельных руководителей восстания, за что «высочайшим указом» Николая Первого будет приговорен к 20-ти годам каторги в Сибири.
Рано утром 11 января Пушкина разбудил звон колокольчика за окнами. Выскочив босиком, в одной рубашке, на крыльцо он увидел бегущего к нему из саней Ивана. Радостным, взволнованным было их свидание. О многом они переговорили, вспомнили многих, в первую очередь лицейских товарищей. Пущин привез Александру Сергеевичу комедию Грибоедова «Горе от ума». Поэт, по его словам, «наслаждался», слушая комедию. Художник Н.Н.Ге запечатлел это волнующее зрелище, написав картину «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».

Картина Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».

В этот самый приезд Пущин поведал опальному другу о тайном обществе, «о своем служении Отечеству». Пушкин был очень взволнован и горд за друга. Свидание было кратким, но памятным. Пущин уехал, позже он вспоминал: «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз пьем вместе, и пьем на вечную разлуку».
После деятельного участия в событиях 14 декабря 1825 года Пущин был арестован. В его записках мы читаем: «Сцена переменилась. Я осужден. 1828г. 5 января меня привезли из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец, с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я решительно не знаю, знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным слогом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г.Муравьев и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было: «Мой первый друг, мой друг бесценный!..» - отрадно во мне отозвался голос Пушкина. Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его в изгнании».

Чтение стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный»

Но Пущин уже никогда не смог обнять своего великого друга: в январе 1837 года он узнал о дуэли и смерти Пушкина. «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история,- пишет Пущин,- и если бы я был на месте К.Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить жизнь поэта-товарища, достояние России… в грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин, на мой взгляд, всегда жив для тех, кто, как и я, его любил, и для всех, умеющих отыскивать его живого в бессмертных его творениях…»
Пущин навсегда остался для поэта таким же «первым», «бесценным», и его вспомнил Пушкин, когда умирал.

III. ЛИРИКА ЛЮБВИ.
Наряду с темой дружбы большое место в лирике Пушкина принадлежит и теме любви.
Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сестры.
Шедевром любовной лирики Пушкина является всем известное стихотворение «Я помню чудное мгновение».
Биографы Пушкина считают, что оно посвящено Анне Петровне Керн, которая занимала в жизни поэта не последнее место.

Сообщение об А.П.Керн.
Красавицу Керн (в девичестве Полторацкая) выдали замуж за пожилого генерала в 16 лет. К моменту приезда в Тригорское она уже разошлась с мужем и перенесла несколько сердечных увлечений.
В 1819 году на одном из званных вечеров Пушкин встретил 19-летнюю А.Керн. ее сияющая молодость и красота привели в восхищение поэта.
Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой – Тригорское. Вот здесь, в Трикорском, Пушкин вновь встретился с А.Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Они гуляли в рощах, катались на лодке, читали, пели. Когда Керн уезжала, он подарил ей недавно напечатанную первую главу «Евгения Онегина», а между страницами вложил листок со стихом «К***».
Послание содержит в себе глубокие раздумья о жизни, о радости и творчестве, о чувстве полноты бытия, которое выражено в ликующей строфе.
А.П.Керн в жизни была не только красивая , но и милая, добрая женщина с несчастной судьбой. Ее подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь, чего она, в конце концов, и добилась, выйдя, уже после 40 лет, вторично и весьма счастлмво замуж. Но когда она встретилась с Пушкиным. Эта женщина, оставившая мужа и пользующаяся двусмысленной репутацией. Но Пушкин полюбил ее. Искреннее чувство Пушкина к А.П.Керн, когда его надо было выразить на бумаге, характерно трансформировалось в соответствии с условными формулами любовно-поэтического ритуала. Будучи выраженном в стихах, оно подчинилось законам романтической лирики и превратило Керн а «гений чистой красоты». Если сравнить портрет Керн и рисунок Пушкина, в одном случае мы видим милую, обаятельную в своей мягкости и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными голубыми глазами, полными печали. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства.

Прослушивание пластинки Пушкин «К***»

Стихотворение «К***» - целая поэма о подлинной любви, о ее этапах.

- Давайте вспомним, что такое композиция? На сколько частей можно разделить стихотворение?

Стихотворение по композиции очень стройно и четко делится на 3 части, по две строфы в каждой. Любовь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно вызванное чувство:
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Поэтическое мастерство поэта проявилось в том, что стихотворение необычайно гармонично и музыкально. М.И.Глинка, создавший романс на пушкинский строки, признавался, что ему не пришлось искать мелодию: она таится в самом стихотворении.

Прослушивание романса Глинки на стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновение».

Попробуем проанализировать женский образ, нарисованный в стихотворении.
- Каковы черты, которые характеризуют этот образ? (голос нежный, милые черты, небесные черты)
- Какие художественные средства приемы использует автор, чтобы изобразить женский образ? (дважды повторяет сравнения «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Они не придают женскому образу конкретного характера – наоборот, они усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишенного живых, определяющих признаков. Значит, дамы самые общие черты, контуры пленительного женского образа.
Мы не найдем в стихотворении черт реальной А.П.Керн, кроме разве на «голос нежный» - Керн прекрасно пела.
- Если центральный образ стихотворения _ это не образ женщины, то какой же? ( это образ любви, как необычно чистого, возвышающего человека чувства огромной радости: И сердце бьется в упоенье… Этот образ охарактеризован основной мелодией романса Пушкина – чистой, пленительной, красотой, задумчиво-радостной.)
В этом стихотворении, хотя и обобщенно, прослежена жизнь самого поэта. Стихотворение становится краткой духовной биографией поэта. Прослеживается и тема творческого вдохновения.

- А теперь послушайте другое лирическое стихотворение «Я вас любил» и попробуйте ответить на вопрос: Что роднит лирические миниатюры «К***» и «Я вас любил»?

В этих стихотворениях поражает искренность поэта, сила и глубина его чувства, ну и, разумеется, гуманизм. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она еще живет в нем. Светлая печаль вызваны не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он повторяет: «Я вас любил…». Он раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То радостью, то ревностью томим…
В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству – самоотверженности. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дорог:
Так дай вам бог любимой быть другим…
Отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращает это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, теплом и, как всегда у Пушкина, музыкально.

Прослушивание романса «Я вас любил»

И еще один шедевр любовной лирики «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» ( 1829)

Чтение стихотворения.

Это стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. В нем нет красочных эпитетов. Но есть метафоры (их две).

- Найти метафоры в этом стихотворении. (лежит игла и сердце горит)

Все слова и выражения просты. Но вместе стем они складываются в музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит – виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и любить. То чувство, которое выражено Пушкиным. Принадлежит именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое.

см. вложение

Завершающая часть:

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Завершая разговор о лирике, дружбе и любви хотелось бы вспомнить слова В.Г.Белинского, который посвятил немало строк А.С.Пушкину. он писал о лирических стихотворениях Пушкина:
«Каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но и чувство человека – художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенное, благородное, краткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и также чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».

- Согласны ли Вы со словами Белинского? Если согласны, то почему?
- Какие из стихотворений, разобранных на уроке, вам понравились больше всего и почему?
- Что значила для Пушкина дружба? Любовь?

см. вложение

Домашнее задание:

Первого уровня:

- Выучить стихотворения «К***», «Я вас любил…»
- Лингвистический анализ стихотворения «Сожженное письмо».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconКалендарно-тематическое планирование литература 7 класс
Учебники: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 2 Х 34 = 68 часов

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconПояснительная записка. Литература 9 класс заочная форма обучения
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2001г.) и учебника «Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconАвтор Ю. В. Лебедев
Под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М.: Просвещение 5-е издание, исправленное – М., 2009.// Программно-методические материалы: учебник...

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconУчебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан...
Учебник: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин...

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconПрограмма по литературе для 11 класса составлена на основе федерального...
Под редакцией В. Я. Коровиной. (Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев). Москва: Просвещение, 2008. Учебника Русская литература XX...

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconТематическое планирование Класс
Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В....

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconЛитература XVIII века Русская литература XIX века
«Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»...

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconРабочая программа по литературе ( 10 класс)
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;...

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconПояснительная записка статус документа
А. Г. Кутузова (см сборник нормативных документов. Литература. Москва. «Дрофа», 2004, стр. 92-96, стр. 121-127). Изучение литературы...

Литература (9 класс) Учебник: «Литература. В 2-х частях. 9 класс» iconРабочая программа по русскому языку 10 класс
«Русская литература XIX века. 10 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ю. В. Лебедева, программы по литературе...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции