Скачать 164.95 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 – «Филология» Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр» Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины века» – передать учащимся сумму актуальных знания по литературному процессу половины XX – начала XXI века, познакомить учащихся с произведениями русской художественной литературы разных жанров, показать особенности мировоззрения и стиля писателей разных направлений. Наименование дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) для направления«Филология» подготовки магистров Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире» 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) является введение в изучение литературного процесса первой половины ХХ столетия, специфики литературных направлений, школ и групп, характера взаимодействия литературы и государства, творчества крупнейших отечественных писателей данного периода. 2. Место дисциплины в структуре ООП ММ – магистр МГУ; вариативная часть; профессиональный цикл курс по выбору второй курс; второй семестр . Курс Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) является частью курса истории русской литературы и читается во 2-м семестре магистратуры. Курс призван показать единство литературного процесса ХХ столетия в контексте русской литературной истории, логику его исторического движения, интегрировать в сознании учащихся проблематику близких дисциплин литературоведческого цикла, в первую очередь курса русской литературы рубежа 19 — 20 вв. курса теоретические основы изучения русской культуры. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции: а) общенаучные: (частично) способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3). б) инструментальные: (частично) владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3); в) системные: (частично) способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1); способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2); Профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции: (частично) знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1); владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2); владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3); способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: возможные принципы периодизации истории русской литературы ХХ столетия и основные этапы ее развития; основные закономерности литературного развития ХХ столетия, как имманентные, так и социокультурные, сложившиеся в стране после 1917 года ; доминирующие темы проблемы, систему жанров и эстетических концепций, важнейшие литературные течения, сформировавшиеся в 1920-е – 1950-е годы; творчество наиболее известных представителей русской литературы ХХ века, их лучшие произведения. Уметь: с помощью литературоведческого инструментария анализировать художественные и литературно-критические тексты в историко-культурном и литературном контексте; корректно характеризовать и описывать литературные явления и процессы; использовать приобретенные знания и умения для самостоятельной научной деятельности. Владеть: навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по истории русской литературы ХХ века. 4. Структура и содержание дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед. 72 ч.
Разделы дисциплины
Курс предполагает использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации, работы с базами данных, просмотр кинофильмов. Тем не менее, важнейшей образовательной технологией является чтение художественной и научной литературы в библиотеках или на интернет-сайтах. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. Промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины не предусмотрено, экзамен в конце курса. Контрольные вопросы
Художественная литература Ахматова А. Лирика, поэмы 40-х годов, «Реквием». Булгаков М. «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных», «Собачье сердце». Грин А. «Алые паруса» Есенин С. Лирика, «Анна Снегина». Замятин Е. «Мы». «Пещера», «Рассказ о самом главном» Зощенко М. «Аристократка», «Монтер», «Счастливый случай». Ильф И. Петров Е. «Двенадцать стульев». Маяковский В. Лирика, «Баня». Набоков В. «Защита Лужина». Пильняк Б. «Голый год», «Повесть непогашенной луны». Шолохов М. «Тихий Дон». Учебники История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. Под ред. Авраменко А.П., Бугрова Б.С., Голубкова М.М., Кормилова С.И., Леденева А.В., Скороспеловой Е.Б., Солнцевой Н.М. – М., Изд-во МГУ, 2006; История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. 2-е издание, исправленное и дополненное. Отв. редактор С.И.Кормилов. – М., 2002(9). Учебная и научная литература Андроникашвили – Пильняк Б.Б. «Долг мой – быть русским писателем и быть честным с собой и Россией» // Пильняк Б. Собр.соч. В 3 т. Т.1. М., 1994. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького. // Социалистический реализм и классическое наследие. Проблема характера. – М., 1960. Выгон Н.. «Два взгляда на историю русской лит-ры 20 века».// Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 2004, №6. Голубков М.М. Русская литература ХХ века. После раскола. – М., 2001. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры. // Соцреалистический канон. – Спб., 2000. Стр. 743. Есаулов И. Соцреализм и религиозное сознание.// Соцреалистический канон. – Спб., 2000. Стр. 49. Киселева Л.Ф. Внутренняя организация произведения // Проблемы художественной формы социалистического реализма. – М., Наука, 1971. Кларк К. Положительный герой как вербальная икона. // Соцреалистический канон. – Спб., 2000. Стр.569. Кузнецов Ф. Рукопись «Тихого Дона»: проблема авторства. // Новое о Шолохове. Исследования и материалы. – М., 2003. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. – М., 2003. (Глава «К философии Лексикона) Лотман Ю. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю. Избранные статьи. В 3 тт. – Таллин, 1990. Т.1. Паперный В. Культура Два – М., 1995. Руднев В. Словарь культуры ХХ века – М., 1999. Статьи: Принципы прозы ХХ века; реализм; модернизм; неомифологическое сознание; принцип дополнительности; семантика возможных миров; социалистический реализм. Семенова С. Мир прозы М.Шолохова. От поэтики к миропониманию. – М., 2005. Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века. От Белого («Петербург») до Пастернака («Доктор Живаго») – М., 2003. Томашевский Ю.В. Литература – производство опасное. – М., 2004. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Поиски соответствующих виртуальных ресурсов ведутся студентами самостоятельно.
Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает: доступ к сети Интернет; использование на занятиях компьютеров, проектора и интерактивной электронной доски; доступ к библиотечным фондам с современными и постоянно пополняемыми научными изданиями по филологии. Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология». Разработчик: кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.Л. Крупчанов _________________________ |
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века |
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской... «Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа xix–xx веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока» |
||
Программа курса актуальные проблемы современной португалистики Магистратура... Место курса в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология» |
Программа учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура... Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания... |
||
Программа учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции... Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты) |
||
Программа учебной дисциплины культурно-языковые процессы 18 века... Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования... |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты |
||
Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины... «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного... |
Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика... Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |