Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология»




Скачать 164.95 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология»
Дата публикации17.09.2014
Размер164.95 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)

Магистратура по направлению 520300 – «Филология»

Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»

Квалификация (степень) «магистр»

Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины века» – передать учащимся сумму актуальных знания по литературному процессу половины XX – начала XXI века, познакомить учащихся с произведениями русской художественной литературы разных жанров, показать особенности мировоззрения и стиля писателей разных направлений.


Наименование дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)

для направления«Филология» подготовки магистров Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) является введение в изучение литературного процесса первой половины ХХ столетия, специфики литературных направлений, школ и групп, характера взаимодействия литературы и государства, творчества крупнейших отечественных писателей данного периода.
2. Место дисциплины в структуре ООП

ММ – магистр МГУ;
вариативная часть; профессиональный цикл

курс по выбору

второй курс;

второй семестр

.

Курс Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) является частью курса истории русской литературы и читается во 2-м семестре магистратуры. Курс призван показать единство литературного процесса ХХ столетия в контексте русской литературной истории, логику его исторического движения, интегрировать в сознании учащихся проблематику близких дисциплин литературоведческого цикла, в первую очередь курса русской литературы рубежа 19 — 20 вв. курса теоретические основы изучения русской культуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

а) общенаучные: (частично)

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные: (частично)

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

в) системные: (частично)

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные компетенции: (частично)

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

возможные принципы периодизации истории русской литературы ХХ столетия и основные этапы ее развития;

основные закономерности литературного развития ХХ столетия, как имманентные, так и социокультурные, сложившиеся в стране после 1917 года ;

доминирующие темы проблемы, систему жанров и эстетических концепций, важнейшие литературные течения, сформировавшиеся в 1920-е – 1950-е годы;

творчество наиболее известных представителей русской литературы ХХ века, их лучшие произведения.

Уметь:

с помощью литературоведческого инструментария анализировать художественные и литературно-критические тексты в историко-культурном и литературном контексте;

корректно характеризовать и описывать литературные явления и процессы;

использовать приобретенные знания и умения для самостоятельной научной деятельности.

Владеть:

навыками самостоятельной работы с научным и фактическим материалом по истории русской литературы ХХ века.



4. Структура и содержание дисциплины Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед. 72 ч.





п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция

с.р.с.

семинр

с.р.с.




1

Общая характеристика литературного процесса 1920-х годов.

2

1

1

1

1

1




2

Стилевые тенденции в литературе 1920-х годов

2

2

1

1

1

1




3

Общая проблематика литературы 1920-х годов.

2

3

1

1

1

1




4

Творчество А.Грина

2

4

1

1

1

1




5

Творчество Е.Замятина

2

5

1

1

1

1




6

Творчество Б.Пильняка

2

6

1

1

1

1




7

Творчество С.Есенина

2

7

1

1

1

1




8

Эстетика социалистического реализма

2

8

1

1

1

1




9

Модернистские эстетические системы в литературном процессе 1920-х годов.

2

9

1

1

1

1




10

Творчество А.Ахматовой

2

10

1

1

1

1




11

Творчество В.Маяковского

2

11

1

1

1

1




12

Творчество М.Булгакова

2

12

1

1

1

1




13

Основные характеристики литературного процесса русской диаспоры.


2

13

1

2

1

2




14

Творчество В.Набокова

2

14

1

2

1

2




15

«Новокрестьянская литература». Творчество М.Шолохова

2

15

1

2

1

2




16

Сатира 1920-30-х годов Творчество И.Ильфа и Е.Петрова

2

16

1

2

1

2



























зачет







2




16

20

16

20

72





























Разделы дисциплины


  1. Общая характеристика литературного процесса 1920-х годов. Три подсистемы литературного процесса: метрополия, диаспора, “потаенная” литература. Необходимость культурологического подхода к литературному процессу: литература в контексте общекультурной ситуации. Литературная судьба М.Булгакова, В.Маяковского, А.Грина, М.Горького. Творческая эволюция М.Зощенко как одно из проявлений общекультурной ситуации 1920-1930-х годов.

  1. Стилевые тенденции в литературе 1920-х годов: сказ, орнаментальная проза, классическое слово или “нейтральный стиль”.

  2. Общая проблематика литературы 1920-х годов. Народная жизнь в ситуации революции и гражданской войны (М.Шолохов, С.Есенин,). Судьба творческой личности в культурно-историческом контексте первой трети ХХ века (М.Булгаков, М.Шолохов, Б.Пильняк, Е.Замятин, В.Набоков).

  3. «Повесть непогашенной луны Б.Пильняка: реализм и модернизм.

  4. Историософская тема (Б.Пильняк). Вопрос о миссии творческой личности и назначении творчества (В.Маяковский, М,Булгаков, А.Ахматова, А.Грин, В.Набоков). Утопический и “органический” тип сознания в литературном процессе 20-30-х годов: социалистическая утопия и антиутопические концепции будущего.

  5. Постепенный переход от полифонического к монологическому пути развития. Эволюция государственной политики в области литературы и формы ее воплощения. Письмо ЦК РКП(б) о Пролеткультах (1920); Резолюция ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” (1925); литературная ситуация 1929 года (конец “Русского Берлина”; Постановление “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932); Первый съезд советских писателей (1934); дискуссия о языке (1934); дискуссия о формализме (1936); дискуссия о мировоззрении и творчестве (1933-1940); Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (1946)

  6. Многообразие эстетических систем в литературе 1920-х годов. Сосуществование реалистической и модернистской эстетики. Реалистическая эстетика. Кризис реализма начала ХХ века, обновление и видоизменение художественных реалистических форм в литературе 1920-1930-х годов.

  7. Эстетика социалистического реализма как закономерный результат монологического литературного процесса. Современные исследования соцреализма (К.Кларк, Х.Гюнтер, Б.Гройс) и их критика.

  8. Модернистские эстетические системы в литературном процессе 1920-х годов. Импрессионистические и экспрессионистические стилевые тенденции. Творчество Е.Замятина, В.Набокова. Место модернизма в общем контексте проблематики литературы первой половины ХХ века. Взаимодействие реалистических и модернистских тенденций.

  9. Литературные группировки 20-х гг. и их идейно-эстетические платформы. РАПП, Серапионовы братья, Леф, Имажинизм, ОБЭРИУ.

  10. Эстетика романтизма в 20-е — 50-е гг. Повесть «Алые паруса» А.Грина.

  11. Эволюция сатиры в произведениях М.Булгакова, В.Маяковского, М.Зощенко, В.Набокова

  12. Сатирическое изображение действительности в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».

  13. Творчество М.Булгакова в литературном процессе 1920-30-х годов. Проблема религиозного и безрелигиозного сознания в историко-культурной ситуации эпохи. Роман “Мастер и Маргарита”, его этическая и философская проблематика.

  14. Основные характеристики литературного процесса русской диаспоры. Творчество В.Набокова 1920-50-х годов. Пафос социального и общественного неслужения как вариант литературного поведения. Роман «Защита Лужина»

  15. Проблематика и стилистика цикла «Тайны ремесла» А.Ахматовой. Новаторство поэмы «Реквием»

  16. “Новокрестьянская” литература 1920-1930-х годов как феномен русского национального сознания. Творческая судьба С.Есенина. Поэма «Анна Снегина».

  17. Творчество М.Шолохова. Жанровое своеобразие романа «Тихий Дон». Социально-философская проблематика. Типы характеров. Трагическое и комическое. Проблема авторства романа «Тихий Дон».




  1. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации, работы с базами данных, просмотр кинофильмов. Тем не менее, важнейшей образовательной технологией является чтение художественной и научной литературы в библиотеках или на интернет-сайтах.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. Промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины не предусмотрено, экзамен в конце курса.
Контрольные вопросы

  1. Литературный процесс 1920-50-х годов: характеристика общей культурной ситуации. Новый писатель; новая аудитория; новые отношения между литературой и государством.

  2. Писатель в литературной и культурной ситуации 20-х и 30-50-х годов: варианты творческого поведения. Литературные амплуа В.Маяковского, М.Зощенко. (Ю.М.Лотман “Поэтика бытового поведения”).

  3. Стилевые тенденции в литературе 20-х годов. Сказ и орнаментализм. Сказ и его разновидности в литературе 20-х годов.

  4. Модернизм в литературе 20-х –50-х годов. Основные принципы модернистской эстетики.

  5. Утопия на русской почве: концепция революции в литературе 20-х годов.

  6. Антиутопические концепции в русской литературе 20-30-хгг.

  7. Роман воспитания, производственный роман, роман о коллективизации как основные жанры соцреализма.

  8. Проблема эстетических отношений искусства к действительности в литературе социалистического реализма.

  9. “Культура Один” и “культура Два” (В.Паперный) в литературном процессе 1920-1950-х годов.

  10. Соотношение литературных потоков метрополии и диаспоры: восприятие культурной традиции; проблематика; полемика.

  11. Жанровые, стилевые, композиционные особенности романа о романе (“Мастер и Маргарита” М.Булгакова, “Мы” Е.Замятина).

  12. Миф о Москве в повести М.Булгакова “Собачье сердце”.

  13. Образ человека “массы” в “Собачьем сердце” М.Булгакова и в комедии В.Маяковского “Клоп”. Особенности авторской позиции.

  14. Реалистическая и гротескно-фантастическая стилевые тенденции в прозе М.А.Булгакова.

  15. Философская проблематика романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

  16. Гротеск и его роль в творчестве В.Набокова.

  17. Принципы мотивации характера в романах В.В.Набокова: соотношение реалистического и модернистского элемента.

  18. Роман М.Шолохова «Тихий Дон»: жанровое своеобразие, проблематика и особенности стиля.

  19. С.Есенин: проблематика и стилистика поэзии 20-х годов.

  20. А.Ахматова: проблематика и стилистика поэзии 20-30-х годов

  21. Взаимоотношения творческой личности и власти в произведениях М.Булгакова.

  22. Образ повествователя в романе Е.Замятина “Мы”.

  23. Образ лирического героя в поэзии В.Маяковского и основные мотивы лирики 20-х годов.

  24. “Повесть непогашенной луны” как творческий эксперимент Б.Пильняка: столкновение реалистической и модернистской эстетики.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Художественная литература
Ахматова А. Лирика, поэмы 40-х годов, «Реквием».

Булгаков М. «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных», «Собачье сердце».

Грин А. «Алые паруса»

Есенин С. Лирика, «Анна Снегина».

Замятин Е. «Мы». «Пещера», «Рассказ о самом главном»

Зощенко М. «Аристократка», «Монтер», «Счастливый случай».

Ильф И. Петров Е. «Двенадцать стульев».

Маяковский В. Лирика, «Баня».

Набоков В. «Защита Лужина».

Пильняк Б. «Голый год», «Повесть непогашенной луны».

Шолохов М. «Тихий Дон».

Учебники

История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. Под ред. Авраменко А.П., Бугрова Б.С., Голубкова М.М., Кормилова С.И., Леденева А.В., Скороспеловой Е.Б., Солнцевой Н.М. – М., Изд-во МГУ, 2006;
История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. 2-е издание, исправленное и дополненное. Отв. редактор С.И.Кормилов. – М., 2002(9).
Учебная и научная литература
Андроникашвили – Пильняк Б.Б. «Долг мой – быть русским писателем и быть честным с собой и Россией» // Пильняк Б. Собр.соч. В 3 т. Т.1. М., 1994.

Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького. // Социалистический реализм и классическое наследие. Проблема характера. – М., 1960.

Выгон Н.. «Два взгляда на историю русской лит-ры 20 века».// Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. 2004, №6.

Голубков М.М. Русская литература ХХ века. После раскола. – М., 2001.

Гюнтер Х. Архетипы советской культуры. // Соцреалистический канон. – Спб., 2000. Стр. 743.

Есаулов И. Соцреализм и религиозное сознание.// Соцреалистический канон. – Спб., 2000. Стр. 49.

Киселева Л.Ф. Внутренняя организация произведения // Проблемы художественной формы социалистического реализма. – М., Наука, 1971.

Кларк К. Положительный герой как вербальная икона. // Соцреалистический канон. – Спб., 2000. Стр.569.

Кузнецов Ф. Рукопись «Тихого Дона»: проблема авторства. // Новое о Шолохове. Исследования и материалы. – М., 2003.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. – М., 2003. (Глава «К философии Лексикона)

Лотман Ю. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю. Избранные статьи. В 3 тт. – Таллин, 1990. Т.1.

Паперный В. Культура Два – М., 1995.

Руднев В. Словарь культуры ХХ века – М., 1999. Статьи: Принципы прозы ХХ века; реализм; модернизм; неомифологическое сознание; принцип дополнительности; семантика возможных миров; социалистический реализм.

Семенова С. Мир прозы М.Шолохова. От поэтики к миропониманию. – М., 2005.

Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века. От Белого («Петербург») до Пастернака («Доктор Живаго») – М., 2003.

Томашевский Ю.В. Литература – производство опасное. – М., 2004.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Поиски соответствующих виртуальных ресурсов ведутся студентами самостоятельно.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины_

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

доступ к сети Интернет;

использование на занятиях компьютеров, проектора и интерактивной электронной доски;

доступ к библиотечным фондам с современными и постоянно пополняемыми научными изданиями по филологии.
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология».
Разработчик:
кандидат филологических наук,

доцент кафедры истории русской литературы ХХ века

филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова А.Л. Крупчанов _________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской...
«Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа xix–xx веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока»

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма курса актуальные проблемы современной португалистики Магистратура...
Место курса в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура...
Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания...

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины культурно-языковые процессы 18 века...
Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования...

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е 50-е годы) Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика...
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции