«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века»




Скачать 195.94 Kb.
Название «Письмо ─ «чудо, прошедшее через века»
Дата публикации 30.05.2014
Размер 195.94 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Лекции > Урок
Атырауская область

Курмангазинский район

Аккольская средняя школа

Учитель русского языка и литературы

Молдагалиевой Эльзы Зинеденовны

Тема урока: «Письмо «чудо, прошедшее через века»

Цель урока: возрождение традиций эпистолярного жанра, обращение внимание школьников на ценность родного языка.

Образовательные задачи: расширить представления учащихся о роли и значении письма в жизни человека;

познакомить ребят с особенностями письма как эпистолярного жанра, имеющего свою структуру и стилистические особенности;

научить культуре письма ─ несправедливо забытой форме человеческого общения, соединяющей людей, помогающей их взаимопониманию;

познакомить учащихся с правилами и вежливыми формами переписки;

научить грамотно и правильно оформлять письма;

Развивающие: способствовать формированию информационной культуры школьников; развивать интерес к эпистолярному жанру, творческие способности, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательного и уважительного отношения к окружающим (адресатам), желания пользоваться услугами связи, дарить радость другим и получать удовольствие самому от процесса создания писем и их получения.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент (0,5 мин);

  2. Мотивация учебной деятельности (7 мин);

  3. Определение темы, целей, задач урока (2 мин);

  4. Повторение изученного (5 мин);

  5. Работа по теме урока (25 мин);

  6. Рефлексия (3 мин);

  7. Объяснение домашнего задания (3 мин);

Аудитория: 7 - 9 класс

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

Порой они – события,

Порой они – открытия;

То их совсем не ждёшь,

То ждать перестаёшь.

Они нам задают задачи

И могут огорчить подчас,

Но как узнали б мы иначе,

Что где-то думают про нас.

─ О чем пойдет речь на уроке? (О письмах) (слайд 1)

─ Правильно, мы продолжим разговор о письмах. Что такое письмо? Составьте кластер.

Письмо
Радость новости привет рассказ признание мысли впечатления чувства и т.д.
Посмотрите видеоролик «Письмо – это…»

http://video.yandex.ru/users/sharamygina/view/67/#


  1. Определение темы, целей, задач урока

─ Сегодня мы продолжим разговор о письмах, о роли и значении письма в жизни человека. Будем учиться писать письма на примерах эпистолярного творчества писателей-классиков. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А. П. Чехова (слайд 2). Но сначала давайте повторим, что мы уже знаем о правилах написания писем (мы изучали это в 5 ─ 6 классах)


  1. Повторение изученного

Повторение по слайдам презентации (слайды 3─15)

  • Что такое письмо? (слайд 3)

  • Какой жанр называется эпистолярным? (слайд 3)

  • Чем отличается адресат от адресанта? (слайд 4)

  • Какие вы знаете виды писем? (слайд 5)

  • Вспомните правила написания писем. С чего следует начать письмо? (слайд 6)

  • О чем нужно писать во вступлении? (слайд 7)

  • О чем можно рассказать в основной части? (слайд 8)

  • Как нужно закончить письмо? (слайды 9 ─ 11)

  • Вспомним правила оформления писем (слайд 12)

  • И еще советы по написанию писем (слайд 13)




  1. Работа по теме урока

Актуализация знаний (слайд 14)

─ Зачем люди пишут письма?

─ Согласны ли вы, что с развитием информационных технологий мы меньше времени уделяем простому человеческому общению, в том числе общению через расстояние в форме письма?

─ Что вы знаете о письмах позапрошлого столетия?

─ Нужно ли в век скоростей и новых технологий писать письма?

Слово учителя.

– Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями. Но в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным (слайд 15). С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких?
Чтобы написать письмо, мы специально выбираем время, концентрируем мысль на человеке, кому адресовано послание, излагаем на бумаге свои мысли, фиксируем какие-то события. По прошествии времени, перечитывая письмо, вспоминаем прошедшие события и заново переживаем чувства, связанные с ними. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.)

─ Перед каждым человеком жизнь ставит вопросы. Некоторые из них забываются, а на другие хочется непременно получить ответ. Иногда у кого-то хочется попросить совета, высказать свои обиды, поделиться радостью. Обо всём этом вы можете поделиться в письменном общении. Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют кроме слов и несловесные средства: жесты, мимика и т. д. Это речь звучащая. Письменный текст можно редактировать.)

Вывод: Одним словом можно обидеть человека, принести ему боль и об этом потом долго жалеть. Когда человек пишет письмо, он задумывается над каждым словом.

Плюсы и минусы писем и электронной почты (работа в группах)

─ Подумайте и заполните таблицу «Плюсы и минусы писем и электронной почты» (проверяем по слайду 16)

Вывод (слайд 17)

Слово учителя.

─ Информация в письме ─ это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Что может служить информацией для письма?
(школьные дела, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о …) (слайд 18)

─ Что напишете вы? Послание, которое кто-то долгие годы будет хранить и перечитывать? Или ваш адресат запутается в пустой болтовне и грязных безграмотных каракулях и раздраженно бросит ваше письмо в мусорную корзину?

Все зависит от вас!!! (слайд 19)

─ Как же научиться писать письма? Послушайте совет Д. С. Лихачева (слайд 20)

─ А еще, конечно, нужно учиться у мастеров слова. Письма великих людей ─ настоящая школа мудрости и нравственности.
(слайд 21). Перечитываешь письма давно ушедших людей, и словно совершаешь «путешествие во времени» ─ перед глазами Россия и люди с их радостями и заботами, с их представлениями о ценностях жизни. Даже письма просто бытового содержания становятся важным источником для познания конкретной эпохи, так как они являются своеобразными документами из прошлого (слайд 22). Поэтому письмо называют «Чудом, прошедшим через века» (слайд 23).

Письма великих людей

С Античных времён в стиле эпистолярного жанра писались романы и поэмы. В России Николай Карамзин создал «Письма русского путешественника», где подобраны письма-дневники, которые составляют некую повесть, поток быстро текущей жизни.

Романы в письмах А. Пушкина и Тургенева, Достоевского создают атмосферу задушевности, искренности, редкой в нынешнее время, а потому восполняют сей пробел, прекрасно исцеляют душу, возвращаю ей целостность.

Письмо А. С. Пушкина Н. Гончаровой (текст на партах). Именно Пушкин, сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе, осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Письма его создают впечатление живой устной речи.

Все письма Пушкина, от официальных до личных, стали достоянием истории. Так же как и произведения поэта, письма Пушкина всегда воспринимались и воспринимаются до сих пор с величайшим волнением и интересом.

http://video.yandex.ru/users/sharamygina/view/69

Письмо И. с. Тургенева Полине Виардо (текст на партах). Письма известных русских писателей любимым и близким людям помогают увидеть авторов посланий с неизвестной для нас стороны: заботливыми, любящими и влюбленными, нежными и чувствительными мужчинами. Письма покоряют своей нежностью и любовью. В письме человек может выразить словами свои чувства. Такие письма можно перечитывать много-много раз. Особенно они близки тем, кому адресованы. А разве вам не хотелось бы получать такие письма?
http://video.yandex.ru/users/sharamygina/view/72
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

http://video.yandex.ru/users/sharamygina/view/71
А личная переписка Антона Павловича? Это же настоящая энциклопедия культурной и общественной жизни России конца XIX – начала XX века. Всего сохранилось около 4400 писем, написанных в течение 29 лет, они составляют несколько томов! Это одно из самых значительных собраний эпистолярного жанра в литературном наследии русских классиков. Тематика писем А.П. Чехова разнообразна. Дневники путешествий, календари работы над произведениями, события личной жизни. Переписка с писателями, редакторами, издателями, театральными работниками, актерами, композиторами, художниками. Отклики на общественные, литературные и театральные явления, отзывы на критические статьи и советы начинающим авторам. Как много потеряли бы мы, если бы эти письма не сохранились!
http://video.yandex.ru/users/sharamygina/view/68

Вообще, к нашему культурному наследию следует относиться бережно. Вдумайтесь, насколько мы богаты: у нас всё есть, чтобы стать настоящими людьми, высокообразованными личностями.

У каждого человека есть в жизни очень дорогие для него письма, сугубо личные, а потому бесценные, которые он никому на свете не покажет, и хранятся они всю жизнь. Письма военных лет – уникальный человеческий материал по истории Великой Отечественной войны .  По словам А. Н. Толстого, это – «голос героической души народа». В каждом из этих писем – живая трагическая судьба.

http://video.yandex.ru/users/sharamygina/view/74

Думается, что в этой быстро летящей жизни, мы перестали ценить письма, как исторический документ, важный, пусть не для всего человечества, но для нашей семьи, для внуков. В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер. По прошествии времени с большим удовольствием перечитываешь сохранившиеся письма, написанные много лет назад, и, как в машине времени, переносишься в свою молодость. Как хорошо, что где-то в укромном уголке, в коробке, хранится пачка писем от близких людей, порой уже ушедших в мир иной (слайд 24)


  1. Рефлексия

Составление синквейна «Письмо» (слайд 25)

  1. Домашнее задание.

─ В этом году всероссийский конкурс «Лучший урок письма» будет проводиться по следующим номинациям (слайды 25 – 26). Предлагаю вам принять участие в конкурсе и написать письмо на одну из предложенных тем.


Приложение.

Письмо А. С. Пушкина Н. Гончаровой

«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причинённое вам беспокойство…

Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Моё пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства… У нас в окрестностях – Cholera morbus (очень миленькая особа). Она может задержать меня ещё дней на двадцать! Вот сколько причин торопиться! Почтительный поклон Наталье Ивановне, очень покорно и очень нежно целую ей ручки... ещё раз простите меня и верьте, что я счастлив только будучи с вами вместе».
http://clubs.ya.ru/4611686018427435179/replies.xml?item_no=50
Письмо И. С. Тургенева Полине Виардо

С.-Петербург, четверг 26 окт. (7 нояб.) 1850.
Дорогая моя, хорошая m-me Виардо, theuerste, lieb-ste, beste Frau, как вы поживаете? Дебютировали ли вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше, чем когда-либо, силу уз, скрепляющих меня с вами и с вашей семьей; я счастлив тем, что пользуюсь вашей симпатией, и грустен оттого, что так далек от вас! Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того, тысячу раз благословляемого заранее момента, когда я вас снова увижу!
Работа моя для «Современника» окончена и удалась лучше, чем я ожидал. Это, в добавление к «Запискам охотника», еще рассказ, где я в немного прикрашенном виде изобразил состязание двух народных певцов, на котором я присутствовал два месяца назад. Детство всех народов сходно, и мои певцы напомнили мне Гомера. Потом я перестал ду­мать об этом, так как иначе перо выпало бы у меня из рук. Состязание происходило в кабачке, и там было много оригинальных личностей, который я пытался зарисовать a la Teniers... Черт побери! какие громкие имена я цитирую при каждом удобном случае! Видите ли, нам, маленьким литераторам, ценою в два су, нужны крепкие костыли для того, чтобы двигаться.
Одним словом, мой рассказ понравился ─ и слава Богу!

http://www.celuu.ru/letters/212.html
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой дорогой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, не радость.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

Наша молодость – это и наша старость.

Д.С. Лихачев

http://festival.1september.ru/articles/532724/

Письмо А. П. Чехова брату Михаилу

Чехову М. М., 7 декабря 1876*
3. М. М. ЧЕХОВУ
7 декабря 1876 г. Таганрог.
Таганрог. 1876 г. 7-го декабря.
Любезнейший брат Михаил Михайлович!
Я имел честь и удовольствие на днях получить Ваше письмо*. В этом письме Вы протягиваете мне руку брата; с чувством достоинства и гордости я пожимаю ее, как руку старшего брата. Вы первые намекнули о братской дружбе, это с моей стороны дерзость. Обязанность младшего просить старшего о таком предмете, но не старшего; поэтому прошу меня извинить. Но во всяком случае одной из первых моих мыслей, из моих планов — была эта дружба.
Я желал найти подходящий случай, чтоб с Вами короче познакомиться, я мечтал о этом и наконец получил Ваше письмо. В письмах моего отца, матери и братьев* Вы занимали первое место*. Мамаша видит в Вас больше чем племянника, она ставит Вас наравне с дядей Митрофаном Егоровичем, которого я очень хорошо знаю и про которого я буду всегда говорить хорошо за его добрую душу и хороший, чистый, веселый характер. О братьях и говорить нечего. Вы их уже изучили, наверно, и поймете сами. Следовательно, Вы дороги нашей семье. Я изучил Вас по письмам. С какой же я стати буду отставать и не ловить благого случая, чтоб познакомиться с таким человеком, как Вы, и вдобавок я считал и считаю своею обязанностью почитать самого старшего из своих братьев и почитать того, кого так горячо почитает наша семья. Можете судить, как приятно подействовало на меня Ваше письмо.
Я о себе ничего не скажу, разве только что я жив и здоров. Наверно, про меня Вы наслушались много от моей мамаши и в особенности от Саши и Коли. Будьте так добры, передайте от меня поклон многоуважаемой сестре Елизавете Михайловне и брату Григорию Михайловичу. Скажите им, что на Юге есть у них брат, который собирает коллекцию разнородных писем. Желалось бы, если только возможно, получить от них письма. Я Вас без церемонии попрошу, чтоб Вы мне писали хоть раз в месяц. Будьте так добры, пишите мне по-братски, без церемонии, дабы не существовала какая-то натянутость. Я же, разумеется, от Вас не отстану и, как говорится, «долг платежом красен», буду Вам писать таким же тоном. Когда уже пошло на пословицы, так еще скажу: «Вперед батьки в петлю не суйся». Следовательно, Вам первому нужно начать. Я такая же птица, как и Коля с Сашей.
Примите от меня пожелание всевозможных благ и нижайший поклон, а затем:
Имею честь быть Вас уважающим младшим братом и покорным слугою
А. Чехов.
18 VII/XII 76 года.
Поклон Саше и Коле.
Скажите Саше, что я прочел «Космос»*. Жаль мне Сашу: он не достиг своей цели, прося, чтоб я прочел его. Я остаюсь тем же и по прочтении «Космоса».
Скажите Коле, что его картины еще на Курском вокзале в Москве, пусть пойдет поцелуется с ними. Как вредна эта война! Картины его в ход не пускает!*
На обороте:
М. М. Чехову.

http://lib.rus.ec/b/286915/read
Можно использовать на уроке письма зарубежных авторов.

Письма Честерфильда сыну

http://video.yandex.ru/users/sharamygina/view/73

Спа, 25 июля н. с. 1741 г.

Милый мой мальчик,

Я не раз напоминал тебе в моих прежних письмах об одной

непререкаемой истине: только будучи человеком честным и

благородным в самом строгом смысле слова, ты сможешь снискать

уважение и признание окружающих тебя людей: только будучи

человеком даровитым и ученым, ты сможешь вызвать в них

восхищение и преклонение. Но для того, чтобы заставить их

полюбить себя, находить удовольствие в твоем обществе и искать

сближения с тобой, в жизни совершенно необходимо обладать

некими особыми второстепенными качествами. Из этих

второстепенных качеств главное и самое необходимое - это

хорошее воспитание, не только потому, что оно весьма важно само

по себе, но также и потому, что придает особый блеск более

высоким проявлениям ума и сердца.

О хорошем воспитании я часто писал тебе и раньше, поэтому

здесь речь будет идти о дальнейшем определении его признаков,

об умении легко и непринужденно держать себя в обществе, о

надлежащей осанке, о том, чтобы ты не позволял себе кривляться,

чтобы у тебя не было никаких нелепых выходок, дурных привычек и

той неуклюжести, от которой несвободны многие очень неглупые и

достойные люди. Хотя, на первый взгляд, вопрос о том, как вести

себя в обществе, и может показаться сущим пустяком, он имеет

весьма важное значение, когда цель твоя - понравиться

кому-нибудь в частной жизни, и в особенности женщинам, которых

тебе рано или поздно захочется расположить к себе. А я знавал

немало людей, которые неуклюжестью своей сразу же внушали людям

такое отвращение, что все достоинства их были потом перед ними

бессильны. Хорошие же манеры располагают людей в твою пользу,

привлекают их к тебе и вселяют в них желание полюбить тебя.

Неуклюжесть проистекает обычно от двух причин: либо от

того, что человеку вовсе не приходилось бывать в светском

обществе, либо от того, что, бывая в нем, он не проявил

должного внимания к окружающему. О том, чтобы ввести тебя в

хорошее общество, я позабочусь сам, ты же позаботься о том,

чтобы внимательно наблюдать за тем, как люди себя там держат, и

выработать, глядя на них, свои манеры. Для этого совершенно

необходимо внимание, как оно необходимо и для всего остального:

человек невнимательный негоден для жизни на этом свете. Стоит

такому олуху войти в комнату, как шпага его легко может

оказаться у него между ног, и он либо падает, либо, в лучшем

случае, спотыкается. Исправив свою неловкость, он проходит

вперед и умудряется занять как раз то место, где ему не

следовало бы садиться; потом он роняет шляпу; поднимая ее,

выпускает из рук трость, а когда нагибается за ней, то шляпа

его падает снова; таким образом проходит добрых четверть часа,

прежде чем он приведет себя в порядок. Начав пить чай или кофе,

он неминуемо обожжет себе рот, уронит и разобьет либо блюдечко,

либо чашку и прольет себе на штаны чай или кофе. За обедом

неуклюжесть его становится особенно заметной, ибо он попадает в

еще более трудное положение: то он держит нож, вилку и ложку

совсем не так, как все остальные, то вдруг начинает есть с ножа

и кажется, что вот-вот порежет себе язык и губы; то принимается

ковырять вилкой в зубах или накладывать себе какое-нибудь блюдо

ложкой, много раз побывавшей у него во рту. Разрезая мясо или

птицу, он никогда не попадает на сустав и, тщетно силясь

одолеть ножом кость, разбрызгивает соус на всех вокруг. Он

непременно вымажется в супе и в жире, хоть салфетка его и

просунута концом сквозь петлю камзола и щекочет ему подбородок.

Начав пить, он обязательно раскашляется в стакан и окропит чаем

соседей. Помимо всего прочего, он поражает всех своими

странными манерами: он сопит, гримасничает, ковыряет в носу или

сморкается, после чего так внимательно разглядывает носовой

платок, что всем становится тошно. Когда руки его ничем не

заняты, они ему явно мешают и он не знает, куда их определить,

меж тем они все время пребывают в движении, непрестанно

перемещаясь то от груди к коленям, то от колен к груди. Одежду

свою он не умеет носить, да и вообще ничего не умеет делать

по-человечески. Преступного, надо сказать, в этом ничего нет,

но в обществе все это в высшей степени неприятно и смешно, и

всякий, кто хочет нравиться, должен решительным образом этого

избегать.

Я перечислил все, чего тебе не следует делать; теперь ты

легко поймешь, как ты должен себя вести, и, если ты отнесешься

с должным вниманием к манерам людей светских и много бывавших в

обществе, все это станет для тебя естественным и привычным.

Существуют также неловкости речи, употребление слов и

выражений, которых самым тщательным образом следовало бы

избегать, коверканье языка, дурное произношение, всем надоевшие

поговорки и избитые пословицы, свидетельства того, что человек

привык бывать в низком и дурном обществе. В самом деле, если

вместо того, чтобы сказать, что у людей бывают разные вкусы и у

каждого человека - свой, ты разрешишься пословицей и скажешь:

"Всяк молодец на свой образец" или "У всякого скота своя

пестрота", люди вообразят, что ты всю жизнь провел в обществе

одних только горничных и лакеев.

Все дело здесь во внимании; без внимания нельзя ничего

достичь: недостаток внимания есть не что иное, как недостаток

мысли, иначе говоря - либо глупость, либо безумие. Тебе

надлежит не только быть внимательным ко всему, что ты видишь,

но и уметь быстро во всем разобраться: сразу же разглядеть всех

находящихся в комнате людей, их движения, взгляды, вслушаться в

их слова и при всем этом не впиваться в них глазами и не

показывать вида, что их наблюдаешь. Эта способность быстро и

незаметно разглядеть людей необычайно важна в жизни, и надо

тщательно ее в себе развивать. Напротив, рассеянность, которая

есть не что иное, как беспечность и недостаток внимания к тому,

что происходит вокруг, делает человека до такой степени похожим

на дурака или сумасшедшего, что я, право же, не вижу особой

разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности

мыслить; сумасшедший потерял ее; а человек рассеянный на время

тоже ее лишился.

Прощай! Следующее письмо ко мне адресуй в Париж на имя

месье Шабера, банкира, и постарайся к моему возвращению

добиться тех успехов, которых я от тебя жду.
А. Моруа «Письма Незнакомке»

http://video.yandex.ru/users/sharamygina/view/70
О выборе книг

Вы спрашиваете меня, незнакомка души моей, что вам надлежит читать. Мои советы вас, наверно, удивят. И все же следуйте им. Мой учитель Ален говорил, что каждому из нас нужно прочесть не так уж много книг, и собственным примером подтверждал бесспорные преимущества этого принципа. Его библиотека состояла главным образом из сочинений нескольких выдающихся авторов: Гомера, Горация, Тацита, Сен-Симо-на, Реца, Руссо, Наполеона (его беседы с

Лас Казом*), Стендаля, Бальзака, Жорж Санд, Виктора Гюго и, разумеется, философов: Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля, Огюста Конта. На протяжении своей жизни он прибавил к ним Ромена Роллана, Валери, мКлоделя, Пруста, а также Киплинга. Выбор предельно строгий, но уж эти великие произведения он знал превосходно. Постоянно перечитывая их, он всякий раз открывал в них новые красоты. Он полагал, что тот, кто не способен сразу же отыскать нужную страницу, не знает автора. В каком романе Бальзака описана первая встреча Вотрена и Рюбампре? В каком романе читатель вновь встречается с Феликсом де Ванденесом, когда тот уже женат? В каком томе Пруста в первый раз упоминается септет Вентейля? Того, кто не может ответить на эти и подобные вопросы, истинным читателем не назовешь. "Важно не найти, а сделать найденное своим достоянием", -- говорил Валери. Та женщина, что прочла и усвоила несколько бессмертных произведений, может считать себя более образованной, чем та, что рассеянно и бегло просматривает в день по три новинки.

Следует ли из этого, что не надо уделять внимания современным авторам? Разумеется, нет; к тому же не забывайте, что некоторые из них завтра станут знаменитыми. Но ни к чему и слишком разбрасываться. Как же поступать? Прежде всего надо дать отстояться литературному урожаю года. Сколько книг, провозглашенных издателем или литературным кружком шедеврами, через шесть месяцев уже забыты! Не станем напрасно перегружать память. Обождем. Внимательно наблюдая за происходящим в мире книг, выберем себе друзей. У любого из нас среди современных авторов есть свои любимцы. Пусть же каждый следит за их творчеством! Я прочитываю все, что публикуют несколько молодых

писателей, в которых я верю. Я не прочь открыть для себя и других, но не хочу, чтобы их было слишком много. Еще захлебнусь. Как только мы убедились в духовной или художественной ценности книги,

следует ее приобрести. Близко и всесторонне можно познакомиться только с теми произведениями, которые у нас всегда под рукой. Для первой же встречи с автором вполне уместно и даже разумно одолжить книгу на время. Коль скоро мы решили "усыновить" ее, нужно даровать ей права гражданства. Жениться следует на той и книги те купить, с которыми тебе всю жизнь хотелось бы прожить.

А как следует читать? Если книга нас захватывает, то в первый раз мы читаем ее быстро и увлеченно. Мы просто глотаем страницы. Но в дальнейшем (а хорошую книгу читают и перечитывают много раз) нужно читать с карандашом или пером в руке. Ничто так не формирует вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль. Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых

по-настоящему ценишь. Тот, кто в книгах Бальзака пропускает длинные описания улиц или домов, не может считаться его истинным ценителем.

Весьма эффективный метод чтения -- "звездообразный": читатель расширяет круг интересов, двигаясь в разных направлениях -- как бы по лучам звезды -- от основной книги или сюжета. Пример: я читаю Пруста и восторгаюсь им. Углубляясь в его книги, я узнаю, что сам Пруст восторгался Рескиным, Жорж Санд. Приступаю к Рескину и Санд: то, что такой читатель, как Пруст, находил хорошим, не может оставить равнодушным и меня. Благодаря Шатобриану я познакомился с Жубером. А Шарль Дю Бо натолкнул меня на "Дважды потерянную Эвридику". Морис Баринг в свое время приобщил меня к Чехову, к Гоголю. Таким образом и возникают узы духовной дружбы. Пора и вам определить свое место. Прощайте.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Литература XVIII века. М. В. Ломоносов. Оды. Г. Р. Державин. «Властителям и судиям»
А. С. Пушкин."К чаадаеву", "Во глубине сибирских руд ", "На холмах Грузии ", "Я вас любил ", "Я помню чудное мгновение ","Мадонна",...
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Цель: расширить представления о значении великого поэта в духовной...
Нас всегда будет занимать чудо или тайна гения. Почему его слово, сказанное более чем два века назад, пройдя через многие поколения,...
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Методическое пособие «Школьный урок»
Автор проекта: Васильев Ю. А. – директор сш №2, международный тренер проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,...
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Урока Деятельность учащихся Тема «Имя числительное как часть речи»
Икт, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления через чтение и письмо, тестовые технологии, информационно-коммуникативные...
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Сценарий литературного турнира Ведущий
Александрии. Но есть еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению...
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Роль чуда в текстах древнерусской литературы
Чем старше мы становимся, тем меньше верим в чудо. Отношение к нему у всех людей разное, оно зависит от мировоззрения и мировосприятия,...
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Опыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon «Письмо неизвестному солдату»
За 2 недели до этого классного часа проводится беседа о ВОВ и даётся задание написать письмо неизвестному солдату
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Обязательная для прочтения литература за курс 9 класса
А. С. Пушкин."К чаадаеву", "Во глубине сибирских руд ", "На холмах Грузии ", "Я вас любил ", "Я помню чудное мгновение ","Мадонна",...
«Письмо ─ «чудо, прошедшее через века» icon Инновационный проект «Школьный Музей ХХI века» Авторы проекта
Формирование ключевых социальных компетенций учащихся через проектирование единого воспитательного пространства школы средствами...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции