Опыта




Скачать 227.38 Kb.
Название Опыта
Дата публикации 14.05.2014
Размер 227.38 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
Педагогический опыт

Ждановой Оксаны Александровны, учителя биологии, географии

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Лабытнанги
«Великая ценность образования -

это не знания, а действия»

Г. Спенсер

Тема опыта: «Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии».

Идея опыта: реализация компетентностного подхода.

Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном процессе современной образовательной технологии - технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

ИМП 1. Сведения об авторе

Ф.И.О.: Жданова Оксана Александровна

Образование: высшее, в 1996 году окончила естественно-географический факультет Вологодского государственного педагогического университета

Специальность: «География», квалификация по диплому учитель географии и биологии базовой школы, учитель химии основной школы

Место работы: МАОУ СОШ №1 города Лабытнанги, ЯНАО

Должность: учитель биологии, географии

Педагогический стаж: 15 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 15 лет

Квалификация: высшая квалификационная категория

Награды: Победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими педагогами муниципальных образовательных учреждений г.Лабытнанги, 2012 год

ИМП 2. Условия формирования опыта

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся.

В течение последних лет основным направлением своей работы в школе, я считаю, развитие у учащихся на уроках биологии способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, умения извлекать пользу из опыта, применять на практике самостоятельно полученные знания, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать компетентности.

Способ развития ключевых компетентностей лежит в основе новой технологии – технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Работа по овладению мною знаниями и умениями по применению данной технологии проходила через участие в работе практико-ориентированных дистанционных мастерских Автономной некоммерческой организации «Центр развития молодежи», г. Екатеринбург по темам: «Современные образовательные технологии: Технология развития критического мышления», «Предметные компетентности в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения».

Становление опыта проходило на основе изучения методик работы коллег, а также регулярного самоанализа собственных уроков.

ИМП 3. Теоретическая база опыта

Опыт базируется на личностно-деятельностном подходе к изучению и развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А.Рубинштейн), технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской, компетентностном подходе в образовании (А.В. Хуторской, В.А. Болотов  В.В.Сериков, И.А. Зимняя и др.), технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Клустер).

ИМП 4. Актуальность и перспективность опыта

Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации.

В последнее время в педагогической литературе говорят о «компетентностном подходе», основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Поэтому в образовании стал правомерен вопрос о формировании ключевых компетентностей, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку. Необходимость обучения подобным качествам и является ответом образования на вызовы современного общества.

Цель применения технологии РКМЧП: обеспечить развитие критического мышления, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. В содержании целей данной технологии заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем.

Таким образом, использование приемов и методов ТРКМЧП в учебной деятельности является способом развития мыслительных навыков учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, умений необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. В этом и заключается перспективность опыта.

ИМП 5. Новизна опыта

Степень новизны опыта в преобразовании образовательного процесса на основе применения приемов и методов современной технологии - технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо.

ИМП 6. Адресность опыта

Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале.

Опыт будет интересен и может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений города.

ИМП 7. Трудоемкость опыта

Разрабатывать и проводить уроки в технологии развития критического мышления может любой заинтересованный учитель. Главным инструментом учителя будет являться его педагогическое мастерство.

Трудности могут возникнуть в связи с тем, что:

- учителю необходимо перестраивать работу на каждом уроке в зависимости от выбранных приемов ТРКМЧП, следовательно, придется тратить значительно больше времени на подготовку;

- технология применима не на каждом уроке.

ИМП 8. Технология опыта

Основой моего педагогического опыта является, то, что исходя из определений «компетентность», «ключевые компетентности», я рассматриваю процесс формирования ключевых компетентностей учащихся через использование в работе приемов и методов технологии развития критического мышления.

Компетенция (в первом значении) как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и (во втором значении) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.

Компетентность умение активно использовать полученные знания, умения, навыки в практической деятельности.

М.А. Чошанов рассматривает компетентность как совокупность трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Использование в учебной деятельности приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся является средством, способствующим развитию ключевых компетентностей.

В отличие от традиционного урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий): 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация) и реализуется через следующие приемы и методы работы:

Стадия вызова

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся:

Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы:

-составление «корзины идей»;

-древо предсказаний;

-предположение по ключевым словам;

-графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; денотатный граф;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

Деятельность учащихся:

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы:

-маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;

-заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц;

формулирование вопросов;

чтение с остановками.

Стадия рефлексии

Деятельность учителя. Задачи данной фазы:

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся:

Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приемы и методы:

-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных столов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (синквейны, эссе, хокку, диаманта);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия «рефлексия» - это в традиционном уроке закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Элемент новизны – это методические приемы учебной работы. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся и используется для формирования каких-то определенных качеств, развития каких-то определенных способностей, освоения определённых способов деятельности.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Поэтому при разработке конспекта урока я соотношу цели, задачи урока и используемые приёмы. Определяю количество (не более 3-х) и уместность использования приёмов на каждом конкретном уроке исходя из темы и целей. Учитываю, что рефлексия значимый этап урока, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Данную технологию использую в своей работе несколько лет. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. С уверенностью могу отметить, что при применении данной технологии открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

ИМП 9. Результативность опыта

В настоящее время рано делать выводы о сформированности ключевых компетентностей у обучающихся. Это процесс длительный. Кроме этого, трудности заключаются в отсутствии  измерителей, тестов, критериев для определения уровня сформированности ключевых компетентностей.

В целом, можно отметить, что уроки, построенные с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения, применение современных образовательных технологий позволяют мне раскрывать индивидуальность школьников, развивают способность к активной практической и творческой деятельности, способствуют повышению интереса к преподаваемому мной предмету и как следствие повышение качественной успеваемости. Результатами нашей совместной учебно-познавательной деятельности можно считать достижения моих учеников, которые ежегодно являются победителями или призёрами муниципального этапа олимпиады по биологии, призёрами регионального этапа олимпиады. Поступают в учебные заведения начального и высшего профессионального образования, где профилирующим предметом является биология, и успешно обучаются там.

ИМП 10. Приложение к опыту работы

Общие рекомендации при разработке урока в ТРКМЧП:

· Определить, какой результат вы ждете от урока.

· Тема урока должна прослеживаться в течение всего урока.

· Урок должен стать звеном целой цепочки уроков, а не "единственным бриллиантом".

· Цели обучения должны быть конкретными и чёткими. Их также как и рефлексию формулируют и озвучивают учащиеся.

· Четко определить цели и задачи не только урока, но и каждой стадии.

· Начатое задание необходимо довести до конца, прокомментировать и подвести итог.

· Схемы и таблицы должны заполнять сами дети.

· Необходимо чётко рассчитать хронометраж урока. Если вы используете какой-либо приём впервые, лучше предусмотреть резерв времени.

· Необходимо опираться на уже имеющиеся знания учащихся.

· Необходимо учить детей работе с различными источниками информации.

· Алгоритмы последовательности действий учащихся должны быть точными и понятными. Expressum facit cessare tacitum – Ясно выраженное устраняет то, что подразумевается без слов»

· Виды деятельности учащихся должны быть познавательными, практическими, исследовательскими. Felix qui potuit rerum cognoscere causas – Счастлив, кто мог познать причины вещей.

· Одно из главных условий проведения хорошего урока - переход учителя из позиции "натаскивателя знаний" в позицию "невидимого дирижёра".

· Составить кластер приемов и стратегий, которые могут быть использованы на разных стадиях урока. Выбрать наиболее подходящие к данному уроку. Для удобства можно разработать конструктор урока в виде кластера или таблицы.

· Разработать "скелет" урока, используя известные приемы ТРКМ. Затем подобрать и разработать задания, направленные на результат.

· Разрабатывать ни один урок, а сразу серию уроков по одной теме.

· Урок должен быть завершён: от чего начинали, к тому же возвращаемся и им же завершаем. Урок заканчиваем тем, что учащиеся ощущают потребность прийти на следующий урок, чтобы постичь все то интересное и полезное, чего они не успели узнать.

Приёмы и методы ТРКМЧП, используемые мной в предложенной методической разработке:

«Верные, неверные утверждения»: учитель предлагает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.

Сводная таблица позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема "Сводная таблица" заключается в том, что "линии сравнения, то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме.

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы). Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. В технологии РКМЧП японские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.

Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления.


Методическая разработка урока

биологии

в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

10 класс
Тема урока: Вирусы.

Цели:

  • Образовательные: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, классификации, особенностях жизнедеятельности и значении.

  • Развивающие: развивать умение работать с текстом, формировать познавательный интерес обучающихся к теме, посредством применения приемов ТРКМ.

  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2007, презентация «Вирусы, их многообразие».

Использованная литература:

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. Москва. «5 за знания». 2006

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера – 3-е изд. – Москва. Мир. 2001.

  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. Москва. «ВАКО». 2006




Этапы

Ход урока

Приемы

Вызов (актуализация знаний)

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Прослушайте интересную информацию. Определите, о каких загадочных существах идет речь?

Конец ХIХ века. В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейеринк. Правда, он сделал вывод, что мозаику табака вызывают не микробы, а «жидкое заразное начало», размножающееся лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не «жидкое заразное начало», как предполагал Бейеринк.

- Что это за существа? Каково ваше предположение? (ответы обучающихся - вирусы)

Это и будет темой урока.

Тема урока: Вирусы. Запишите тему урока в тетрадь.

- Что вы знаете о вирусах? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Задание. Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак «+», если считаете, что утверждение верно, знак «-», если неверно. Обсудите результаты работы в парах. Обоснуйте свой ответ.

Верные и неверные утверждения

До изучения материала

(предположения)

После изучения материала

(ответы)

Вирусы – это мельчайшие живые организмы.







Вирусы представляют со-бой наследственный мате-риал в защитной белковой оболочке.







Наследственный материал вирусов всегда представ-лен ДНК.







Вирусы – это неклеточ-ные формы жизни.







Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.







Роль вирусов в жизни жи-вых организмов всегда от-рицательна.







Возбудителем СПИДа является вирус иммуноде-фицита человека.







Вирус СПИДа, попав в организм, постепенно убивает все его клетки.











- Давайте обсудим результаты вашей работы, выясним, кто согласен с утверждением и почему, кто – нет и почему.

У обучающихся возникают вопросы: а как на самом деле?

В итоге учащиеся формулируют задачи собственной деятельности на уроке.

Учебные задачи:

1.Изучить, как устроены вирусы

2.Выяснить, какие бывают вирусы

3.Изучить, как вирусы размножаются

4.Познакомиться с особенностями вируса иммунодефицита человека.

- Задачи поставлены, переходим к изучению нового материала, а к нашим утверждениям мы вернемся еще раз в конце урока.


Прием «Верные и невер-ные утверждения»


Осмысление (реали-зация)

Изучение нового материала.

I. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

В переводе с латинского «вирус» означает «яд». Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология.

Ученые до сих пор спорят: вирусы – это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются?

На данном этапе урока мы выявим черты сходства и отличия вирусов и живых организмов.

Задание. Работая с текстом учебника (п.2.11 стр.79-81) заполните в тетради таблицу. Сформулируйте самостоятельно линии сравнения (обучающиеся предлагают «линии сравнения», затем определяют наиболее важные и заносят в таблицу).


Линии сравнения

Живые организмы

Вирусы

1.Размеры







2. Особенности строения







3.Генетический материал







4.Способность к размноже-нию







5.Процессы жизнедеятель-ности








Обсуждение результатов работы в группах (группы формируются из 4-х человек).

- На основании изученного, сделайте вывод: Какими специфическими чертами обладают вирусы? (отличия вирусов от живых организмов)

Вывод (формулируют обучающиеся):

1.Вирусы имеют очень маленькие размеры, различимы в электронный микроскоп.

2.Имеют простое неклеточное строение: нуклеиновая кислота + белки.

3.Наследственный материал вирусов представлен либо ДНК, либо РНК.

4.Генетический материал вирусов, попав в клетку организма-хозяина, начинает синтезировать собственные и-РНК и белки.

5.Вирусы – внутриклеточные паразиты, вне клетки не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

Физминутка. Дыхательные упражнения.

Существуют специальные упражнения, которые помогают изменить настроение, поведение и эмоции. Делать их нужно очень тихо, чтобы было слышно только ваше дыхание, и, конечно же с желанием. Сядьте, пожалуйста, удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Первое упражнение: сделайте глубокий вдох, представьте, что перед вами нарисован круг, медленно выдохните в него воздух (сделать 3 раза). Теперь представьте, что перед вами треугольник, подышите теперь в него. А теперь нарисуйте перед собой параллельные линии, подышите так, чтобы воздух проходил между линиями. Молодцы! Как настроение?

II. Значение вирусов.

А теперь именно с этой здоровой нотки мы и перейдём к вопросу здоровья. Когда вирус поселяется в клетке, он заставляет работать её на себя и в результате этого в организме возникает то или иное заболевание. Вирусы вызывают огромное число заболеваний, как у растений, так и у животных и человека. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, СПИД (демонстрация слайдов презентации).

- Что вы знаете о СПИДе? (ответы обучающихся, предположения)

Задание. Прочитайте статью учебника «СПИД» (п.2.11, стр.82-84). Во время чтения сделайте пометки на полях

- Поставьте «V»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

- Поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

- Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами.


«V»

«+»

«?»











Обобщение результатов работы в режиме беседы.

- Что нового вы узнали из этой статьи учебника?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Оправдались ли ваши предположения? (ответы обучающихся)



Прием «Свод-ная таблица»

Прием «Инсерт»


Рефлексия (размышле-ние)


- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы (см. стадию вызов).

Выводы:
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся)

Заключение.

По выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара: Вирусы – это «плохие новости в упаковке из белка». Как вы думаете, почему он так сказал? Напишите дома эссе на эту тему.

Индивидуальное домашнее задание. Спрогнозируйте результаты деятельности вирусов в живых организмах.

1.Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов – последствия …?

2.Вирусы, переходя от клетки к клетке, могут переносить гены между клетками одних и тех же или разных организмов – последствия …?

Это мы обсудим на следующем уроке, приступив к изучению организменного уровня организации живых систем.

Прием «Верные и невер-ные утверждения»


Прием

«Эссе»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...
Опыта icon Исследование и обобщение современного пед опыта
Воспитание – 1) (в широком смысле) передача опыта общечеловеческой культуры след поколению 2) (в узком смысле) целенаправленный процесс...
Опыта icon План мероприятий учреждения образования
Республиканская методическая гостиная: презентация методических материалов и педагогического опыта учреждений дополнительного образования...
Опыта icon Опыта «Совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Буратино» г. Охи просит внести в муниципальный «Банк педагогического...
Опыта icon Описание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...
Опыта icon Рабочая программа по учебному предмету «Технология» предназначена...
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного обучающимися в 5и 6 классах. Рабочая программа...
Опыта icon Исследовательская работа по мировой художественной культуре «Определение...
...
Опыта icon Форма
Обобщение и распространение опыта работы школы по гендерному обучению и воспитанию
Опыта icon Межрегиональная конференция «Юность. Наука. Культура»
Диссертационные исследования и распространение научного и педагогического опыта
Опыта icon Из творческого опыта
Эти фильмы характерны превалирующей ролью звука в основном словесно-речевого порядка
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции