Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина»




Скачать 184.01 Kb.
Название Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 184.01 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Литература > Реферат


ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

УЧЕНИЧЕСКИХ РЕФЕРАТОВ «КРУГОЗОР»

Творческий реферат по литературе по теме

«Адресаты любовной лирики Пушкина»

Содержание

1. Введение. « Души прекрасные порывы»…………………………. 3 стр.

2. Художественное своеобразие любовной лирики Пушкина……... 5 стр.

2.1. Отношение поэта к любви……………………………………5 стр.

2.2. Роль «прелестницы» и возлюбленной в лирике поэта……...6 стр.

2.3. Новые тенденции в поэзии Пушкина 20-ых годов………….7 стр.

3. Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина……………………….7 стр.

3.1. «Мне дорого любви моей мученье». ( Бакуниной Е.П.)……..7 стр.

3.2. «Нет никогда порыв страстей так не терзал души моей»

(Раевской М.)…………………………………………………...8 стр.

3.3 . «Но полно, час настал. Гори, письмо любви».

( Воронцовой Е.)………………………………………………..9 стр.

3.4. Обогащение любовной лирики Пушкина мотивами пробуждения

души к творчеству. «Я помню чудное мгновение»

(Керн А.П.)……………………………………………………….10 стр.

3.5. «Я вас любил…» (Олениной А.А.)……………………………..13 стр.

3.6. «Чистейшей прелести чистейший образец»

(Гончаровой Н.Н.)………………………………………………..16 стр.

4. Заключение.

Любовь – чувство идеальное, возвышенное, прекрасное…………...17 стр.

5. Список литературы…………………………………………………….19 стр.

6. Приложения…………………………………………………………….20 стр.

Введение. « Души прекрасные порывы»

Любовь – высокое, чистое и прекрасное чувство! Сколько слов сказано о любви! Это состояние души воспевали еще с античных времен. Каждому человеку дано любить. Можно говорить много слов о том, что любовь нельзя изобразить на бумаге, что перо не способно начертить формулу любви. Но только попади это перо в руки поэта и писателя, - и о чудо! Перед нами пылкость и нежность, радость и страсть, горечь и сомнение, трепет и восторг, робость и ревность. Тема любви звучит во многих произведениях нашей литературы и представлена многогранно. Это идеальное, возвышенное и прекрасное чувство воспевали Пушкин, Тютчев, Фет, Некрасов, Блок, Цветаева. В поэтических шедеврах запечатлена любовь «как мимолетное» влечение, как состояние беззаветной влюбленности, это свежесть и чистота чувств, пробуждение и волнение души; это глубокое и самоотверженное чувство, облагораживающее и возвышающее человека; это состояние, делающее каждый день счастливым. Этому идеальному образу дано имя «гений чистой красоты».

А первая любовь в жизни каждого человека – пора особая, удивительная и чудесная! Но это и время глубоких страданий, светлых слез, взлетов и разочарований. Вздыхая и скучая, я открываю книжку стихов Пушкина. С самого начала, с лицейских стихов. «А я, повеса, вечно праздный, потомок негров безобразный, взращенный дикой простоте, любви не ведая страданий, я нравлюсь юной красоте бесстыдным бешенством желание…» Такое обжигающее чувство – «бесстыдным бешенством» - это Пушкин? «Звезда печальная, вечерняя звезда…». Нежное, задумчивое – он же?

И словно никогда не читала, всё вновь! От первой строки и до последней, через всю его жизнь. «Простишь ли мне ревнивые мечты, моей души безумное волненье?», «Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный…», «Я вас любил, любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…». Сколько любви – и такой разной! До этого последнего: «Исполнились мои желания. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна…». В моём восприятии Пушкин – это прежде всего любовь.

Тема любви звучит во многих произведениях нашей литературы, и представлена многогранно. Это идеальное, возвышенное и прекрасное чувство есть в жизни каждого человека. «Любви все возрасты покорны». Эта тема актуальна во все времена.

Цель работы: показать глубокую искренность лирических произведений Пушкина, неразрывную связь вдохновенных строк поэта с «мощной властью красоты» прекрасных женщин, муз поэта.

Задачи работы:

  • изучить любовную лирику А.С. Пушкина, воспоминания современников; систематизировать и обобщить материал.



Объект исследования: творчество А.С. Пушкина.

Предмет исследования: литература.


2. Художественное своеобразие любовной лирики Пушкина

2.1. Отношение поэта к любви
Любовь стала одним из основных мотивов лирики А.С. Пушкина. Любовь в жизни и творчестве поэта всегда была страстью, воплощающей в себе ощущение жизненной полноты. Именно стихотворения о любви стали шедеврами русской литературы, именно в них внутренний мир писателя отразился с особенной силой. В стихах поэта мы видим всю палитру чувств человека: печаль, грусть, нежность, страсть, преданность, любовь. Для Пушкина сама влюбленность – это источник вдохновения. Она, и только она способна и воскресить душу к жизни, и вернуть творческое вдохновение.

Любовь для Пушкина – высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной не казалась ему действительность, приходит любовь – мир озаряется новым светом.

Стихи Пушкина по форме легки и стремительны, а любовная лирика богата и своеобразна. Как только первые стихи Пушкина увидели свет, критика сразу заговорила о «чрезвычайной легкости и плавности» его стихов: «кажется, что они не стоили никакой определенной работы», «кажется, что они выливались у него сами собою». Поэт первым создает свои любовные произведения вне жанра. Если раньше существовали определенные каноны и клише, то у Пушкина содержание полностью владеет над формой. Именно поэтому, читая любовную лирику Пушкина, трудно отнести стихотворение к какому-либо жанру – черты элегии, послания, романса могут быть присущи одному произведению. Примером такого стихотворения является «Я помню чудное мгновенье», посвящённое Анне Петровне Керн.

Пушкин не ограничивается только изменением формы своих произведений. Он предлагает читателю совершенно новую систему ценностей. Здесь всё строится на уважении к предмету воздыханий. Поэт со свойственной ему житейской мудростью доказывает, что и возлюбленная имеет право на выбор. Даже если чувства оказываются безответными, это совсем не значит, что нужно вызывать своего удачливого соперника на дуэль.
2.2. Роль «прелестницы» и возлюбленной в лирике поэта
Поэта всегда вдохновляли прекрасные женщины на создание лирических произведений. По мнению литературоведа Синявского, «ни у кого, вероятно, в формировании стиля, в закручивании стиха не выполнял такой работы, как у Пушкина слабый пол». Стихи, посвященные «прелестницам», легко вырывались из – под пера и очаровывали читателя. Постепенно в амплуа ловеласа молодой поэт становится профессионалом. По мнению того же Синявского, Пушкин «на тонких эротических ножках вбежал в русскую поэзию и, подобно кудрявой болонке, навсегда обосновался в будуарах светских дам».

Любовь для поэта – это не повод для страданий, и уж ни в коем случае ни трагедия. Это, главным образом, состояние души. Причём любовь не обязательно должна быть взаимной. Главное, это те прекрасные ощущения, которые она вызывает: чувство легкости, счастья, тихой печали. Для поэта женщина – это, прежде всего, небесное создание, которое способно вызвать в любящем её человеке «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Уже за это благодарен поэт прекрасному полу, судьбе, жизни вообще.

Он понимает, что такого чувства могло не быть вообще. Тогда человеческое существование навеки утратило бы смысл, если бы не то неведомо прекрасное, что делает жизнь прекрасней, чище, лучше.


2.3. Новые тенденции в поэзии Пушкина 20- ых годов
В 20-ых годах в творчестве Пушкина происходят существенные изменения. Поэт нарушает традиции романтизма, по которым чувство любви неизменно сопрягается с трагедией. Именно в этот момент было создано стихотворение «Я вас любил…».Здесь отчетливо прослеживается отход поэта от элегической условности, наблюдается движение в сторону психологической конкретности. Любовное чувство изображается как драматическое. Но прослеживаются оттенки и полутона. Лаконизм, предельная скупость выразительных средств направлены на то, чтобы подчеркнуть интенсивность переживаний. Неизменно то, что любовь у Пушкина – это животворящая сила, которая движет человеком. А в иные моменты жизни способна воскресить душу.
3. Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина

3.1. «Мне дорого любви моей мученье». ( Бакуниной Е.П )
Одно из первых произведений о любви Пушкина А.С. под названием «Желание» было написано в лицейские годы. Посвящено оно Екатерине Бакуниной. А.С. Пушкин встретил ее в Лицее, куда она приходила навещать своего младшего брата. «Прелестное лицо ее, - по словам Камовского, - дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи». Екатерине Павловне посвящены стихи юного Пушкина, навеянные безнадежной, неразделенной любовью: «Итак, я счастлив был…», «К живописцу», лирический цикл 1816 года.


Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слезы лью; мне слезы утешенье;

Моя душа, пленённая тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! Лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье, -

Пускай умру, но пусть умру любя!


Екатерина Павловна была дочерью камергера, дипломата Павла Петровича Бакунина. Была одной из любимых фрейлин императрицы Елизаветы Алексеевны. В 1834 году Бакунина вышла замуж за знакомого Пушкина, двоюродного брата А.П. Керн А.А. Полторацкого, капитана в отставке и тверского помещика. По-видимому, поэт присутствовал на этой свадьбе. Екатерина Павловна была талантливой и популярной художницей, ученицей А.П. Брюллова. Занятие живописью она не оставила и после замужества.
3.2. «Нет никогда порыв страстей так не терзал души моей».

(Раевской М.Н.)
В мае 1820 года Пушкина отправили в южную ссылку. Эти годы стали периодом расцвета его поэзии. Суровые дни неволи скрашивало общение с семьей генерала Раевского. Семья Раевских стала ему родной и близкой. Говоря об этом времени в письме к брату, Пушкин писал уже из Кишинева: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался, - счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять берег и семейство Раевских». Путешествуя с семейством Раевских по Северному Кавказу и Крыму, Пушкин увлекся пятнадцатилетней Марией, они подружились. С Раевской исследователи связывают большой цикл лирических стихотворений, поэму «Бахчисарайский фонтан». Её образ запечатлён в первой главе романа «Евгений Онегин».


Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси, полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!


Мария Николаевна была дочерью прославленного героя Отечественной войны 1812 года Н.Н. Раевского. В январе 1825 года она вышла замуж за С.Г. Волконского, который был участником декабристского восстания и в последующем сослан в Сибирь на каторжные работы и вечные поселения. Мария Николаевна поехала вслед за мужем в далекие края. Без него она жить не могла. Ей пришлось оставить родных и близких людей, лишиться дворянских привилегий. Но несмотря на это, Мария Николаевна разделила участь мужа, жила вместе с ним простой и скромной жизнью, без права переписки с родными, без маленького сына. Она делила с мужем все тяготы жизни.

При создании «Полтавы» поэт думал о печальной судьбе Марии Николаевны и в посвящении обращался к ней.

Когда умер двухлетний сын Волконской, оставленный на попечение ее родных, Пушкин написал трогательную эпитафию. В последующие годы Волконская становится посредницей между Александром Сергеевичем и декабристами. Поэт посылает ей свои сочинения, «Литературную газету»…

Подвиг Марии Николаевны Волконской, добровольно последовавшей в изгнание и прожившей в Сибири с 1826 по 1856 год, увековечен в поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасова.
3.3. «Но полно, час настал. Гори, письмо любви»

( О Воронцовой Елизавете).
В июле 1823 года Пушкин благодаря помощи друзей перебрался на службу в Одессу. Он стал чиновником канцелярии генерал – губернатора М.С. Воронцова. Несмотря на то что Пушкин и в Одессе завел обширные знакомства, много читал и работал над своими произведениями, чувство тоски овладевало им все сильнее. Его тяготило положение ссыльного. Пушкин всё яснее сознавал, что литература – его основная и любимая профессия. Он жил на литературный заработок, мечтал бросить службу и целиком отдать себя литературе, основать свой журнал.

Усугубляли тяжелое настроение поэта и взаимоотношения с Воронцовым. Пушкин был восхищён красотой его жены Елизаветы Ксаверьяновны Воронцовой, которую он встретил в июне 1823 года в Одессе. Все, знавшие графиню, описывали ее как женщину исключительной прелести и очаровывающего благородного изящества. К Елизавете Ксаверьяновне обращены шедевры его лирики «Сожженное письмо», « Храни меня, мой талисман», «Талисман», «Все в жертву памяти твоей» и другие. Перечитаем стихотворение «Сожжённое письмо».

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела.

Как долго медлил я! Как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули! Пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

На протяжении многих лет поэт рисовал портреты Воронцовой на полях своих рукописей.

Но вернёмся к событиям июля 1824 года. Надменный и высокомерный вельможа, Воронцов видел в Пушкине только чиновника, человека неблагонадёжного в политическом отношении. Он не ценил Пушкина как поэта. Отношения ещё более обострились, когда Воронцову стала известна меткая и острая эпиграмма на него Пушкина. По настоянию графа Воронцова поэт был выслан в Михайловское.
3.4. Обогащение любовной лирики Пушкина мотивами пробуждения души к творчеству. «Я помню чудное мгновение». ( О Керн А.П. )
Самым изумительным лирическим произведением о любви является стихотворение «Я помню чудное мгновение», посвящённое Анне Петровне Керн. Стихотворение было написано в Михайловском, где Пушкин встретил Керн. Поэт сообщал о своей встрече с нею прежде своему приятелю А. Плетнёву: «Недавно посетила наш край одна прелесть…». Исследователь жизни Пушкина П.К. Губер писал об Анне Петровне: «Ей свойственна была особенная, томная и чувственная грация, от которой неизменно кружились все мужские головы…» Александр Сергеевич, весьма восприимчивый к женской красоте, не мог устоять перед чарами красавицы. Чувство влюбленности поэта породили бессмертные строки, которые позже стали романсом:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты, -

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты…

Пушкин очень романтично показывает образ своей возлюбленной: «чудное мгновение», «гений чистой красоты». Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. Лирический герой Пушкина автобиографичен. Поэт говорит о том, что в его жизни в тот момент были не самые лучшие дни: «грусть безнадежная» и тревожная «шумная суета» были связаны не с любовными переживаниями. Однако неблагоприятные жизненные обстоятельства чувство влюбленности не погасили – лирический герой вспоминает нежный голос возлюбленной, она снится ему.

Но проходят годы. В судьбе героя всё меняется, уже не просто неблагоприятные обстоятельства, а настоящие жизненные бури «мятежными порывами» вторгаются в его бытие. Эти бури и заставляют забыть о «прежних мечтах», а вместе с ним и поэт говорит о своей ссылке, где «в глуши, во мраке заточенья» он страдал «без божества, без вдохновенья». Для души лирика это особенно страшно потому, что нет искры, поддерживающей творческий огонь. Дни заточения тянулись «тихо», то есть не было никакой эмоциональной заполненности, такая жизнь стала просто существованием «без слёз, без жизни, без любви». Эти строки наполнены чувства и безысходности, безнадёжности. Кажется, что уже ничто не может воскресить былой огонь в душе, огонь и творческий, и любовный. Но это только кажется: всего одна встреча с былым предметом страсти, и душа вновь оживает, воскресает всё, казалось бы, утраченное – чувство, вдохновенье, радость бытия. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробуждение:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

К новой встрече герой приходит с ощущением полноты жизни: «и сердце бьётся в упоенье…». Слезы, любовь, вдохновенье – вот спутники подлинной жизни лирического героя и самого Пушкина. Пробуждение души открыло поэту возможность упоения творчеством, жизнью и любовью, венчающую эту полноту жизнеощущения. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слёз, и для любви.

В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта. Первое – когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Второе состояние – в момент душевного угнетения воспоминание утрачено, казалось бы, навсегда. Третье – красота появилась вновь, и герой получает прилив вдохновенья.

В стихотворении показано, что настоящая любовь не эгоистична. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверное, именно в этой простоте проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты, -

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты…
3.5. «Я вас любил…». ( Олениной А.А.)
Особый проникновенностью отличается стихотворение «Я вас любил». Оно волновало и не перестает волновать людей потому, что в этой лирической миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки стихотворения, мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но говоря словами В.Г. Белинского, «в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть, что и в других интимных стихотворениях поэта ».

Кажущаяся простота позволяет тем не менее в своеобразной манере изложения раскрыть самые различные чувства. Выражение «Я вас любил» повторяется троекратно, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

В этих строках мы чувствуем благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить любимую.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим…

Автор указывает на силу любви, многогранность сопутствующих чувству переживаний: безнадежность, робость, ревность.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь – это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.

Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в произведении «Я вас любил…». Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его ещё не остыла, она живёт в нём. Светлая печаль вызвана безответной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет: «Я вас любил…». Поэт раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь.

В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству – самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже своего неразделённого чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Он желает любимой полного счастья: «Как дай вам Бог любимой быть другим». Поэт возводит свою любовь в такую высокую степень, которой не может достичь никакая другая любовь.

Совершенный отказ от каких – либо личных прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина чарующе музыкально.

Стихотворение «Я вас любил» посвящено Олениной Анне Алексеевне, она была дочерью директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств А. Оленина.

А.С. Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года. После шестилетней ссылки, в мае 1827 года, поэт вновь был принят в семье Олениных и увлекся юной красавицей, сочинявшей музыку, стихи и обладавшей хорошим голосом. Он посвятил Анне Алексеевне большой цикл лирических стихотворений «Ее глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне…», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный» и другие, написанные в 1828 году. Вчитаемся в строки стихотворения «Её глаза».


Она мила- скажу меж нами-

Придворных витязей гроза,

И можно южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Её черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!..

Потупит их с улыбкой Леля-

В них скромных граций торжество;

Поднимет- ангел Рафаэля

Так созерцает божество.




А.С.Пушкин сделал ей предложение, но родители ему решительно отказали. Да и сама Анна, хотя и считала поэта «самым интересным человеком своего времени», была к нему вполне равнодушна. Прощание с уходящей любовью нашло отражение в стихотворении Пушкина «Я вас любил…», о котором мы упомянули выше.

3.6. «Чистейшей прелести чистейший образец» (Гончаровой Н.Н.)
Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна». Его Пушкин посвятил своей жене Наталье Николаевне. Александр Сергеевич трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой. Радость и счастье от долгожданного брака выразилось в строках:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейшей образец.

Вернемся к истории их знакомства. Оно произошло в 1828 году. Александр Сергеевич был мгновенно очарован девушкой и, как он говорил, «полюбил не только красивое лицо ее, но и душу». Он увидел впервые её на балу у танцмейстера Иогеля, в доме на Тверском бульваре. Ей в ту пору минуло 16 лет. Она была в воздушном белом платье, с золотым обручем на голове. Она в первый же вечер их знакомства просто поразила Пушкина царственной, одухотворенной красотой. Действительно, она была прекрасна. Пушкин потерял покой, как позднее он признавался: «Голова пошла кругом…» Ничто не могло отвлечь от нее. В ту же ночь он уехал в армию. Какая-то непроизвольная тоска гнала его подальше от Москвы. Он ей писал – она не отвечала. Когда он вернулся, она была холодна, рассеяна, безразлична. Он был первый раз в жизни робок и чувствовал, что сыграл самую смешную роль в своей жизни. Он уже потерял все надежды, но Пушкину помог знакомый, Федор Иванович Толстой, скоро ставший его сватом. Много чего мешало им быть вместе. И это было многим обосновано. Наталье Николаевне было 18 лет, Александру Сергеевичу – 31; он знал, что все силы души будут отданы его творчеству до последнего часа; он был не богат. Было много сомнений, но все-таки он однажды написал: «Участь моя решена. Я женюсь…». В 1830 году Наталья Николаевна Гончарова вышла замуж за Александра Сергеевича Пушкина.

В Москве в церкви Большого Вознесения на Малой Никитской 18 февраля 1831 года Пушкин обвенчался с Гончаровой. Ей шел девятнадцатый год, а Пушкину было 31. Пушкин восхищался своей красавицей женой и посвятил ей много прекрасных стихов.
4. Любовь – чувство идеальное, возвышенное, прекрасное.
Тема любви к женщине звучит во многих произведениях и представлена многогранно: любовь – чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолётное влечение, любовь человека, умудрённого жизнью, любовь и чувство, сопутствующие ей. Это радость, вдохновение, печаль, грусть, ревность, окрылённость.

Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит «язык сердца», являются немало стихотворений. Среди них выделяется «Признание». Пушкинские строки о любви характеризуют его как натуру возвышенную, глубоко чувствующую и любящую.


Пора, пора мне быть умней!

Но думаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю:

При вас мне грустно,- я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.


Итак, мы познакомились с превосходными стихами Александра Сергеевича Пушкина, адресованными прекрасным женщинам, современницам поэта. Их образы неразрывно связаны в нашем сознании с вдохновенными строками поэта, с глубокой искренностью рассказавшего о любви, возвышающей человека, о «мощной власти красоты». Лирические произведения, ставшие шедеврами, передали нежность и страсть Пушкина, его жажду любви и преклонение перед красотою.

Он любил многих прекрасных женщин своей эпохи. Пушкин искал в своих возлюбленных идеал красоты и женственности. В его стихотворных строках, посвященных женщине, столько любви и нежности, восхищения и ревности, восторга и мучений, отчаяний и поклонений. Это гимны любви – любви прекрасной и чистой.

Жизнь этих женщин была связана с именем А.С. Пушкина. Он хранил их образы наряду с другими в своем сердце. Одних поэт обессмертил в своих произведениях, тайну других унес с собой в могилу. Мне просто хотелось рассказать вам о женщинах той эпохи, о тех, кто вдохновлял поэта. Ведь именно им мы обязаны лучшими произведениями Пушкина.

Любовное чувство понималось Пушкиным как счастливый дар человека, как могучая сила, наполняющая смыслом дни существования.


Список литературы


  1. Вересаев В.В. Пушкин в жизни Собрание сочинений в 4т. Т.2/В.В.Вересаев// -М.: Просвещение,1990 – 465с.

  2. Ободовская И., Дементьев М. Наталья Николаевна Пушкина /И.Ободовская, М. Дементьев//-М.: Просвещение,1987 – 253с.

  3. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 1 / А. С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1997 – 350 с.

  4. Чижова И.Б. «Души волшебное светило…» /И.Б.Чижова// - М.: Книга, 1988- 157с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)
Оформление: портрет А. С. Пушкина, слайдовая презентация женских портретов (Н. Гончаровой, Е. Воронцовой, М. Волконской, А. Керн,...
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики»
А. С. Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина, которое заключается в необычайном...
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Проект. Адресаты любовной лирики Пушкина
Я счастлив был! нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную...
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Реферат по литературе на тему: «Философское звучание пейзажной лирики...
Приложение
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon План урока: Пушкин и Любовь (вступительное слово учителя). «Женщины в жизни А. С. Пушкина»
Показать богатство содержания, глубину мысли и художественное совершенство любовной лирики А. С. Пушкина
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Урок литературы 9 класс Тема: «Я вас любил…»
Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А. С. Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье»,...
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина
Анализ стихотворений: «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновение» (1825), «Не пой, красавица, при мне» (1828),...
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Реферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Подготовка реферата является одной из форм самостоятельной работы...
Кафедрой разрабатывается тематика рефератов, причем студенты могут вносить свои предложения по уточнению темы или предложить преподавателю...
Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина» icon Примерные темы рефератов по литературе
А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции