(город, район)
(школа)
20___/20___ уч. год
Календарно-тематическое планирование уроков
Художественной культуры в 9 кл.
Составлено на основе программы ««Художественная культура», авт. Л. Масол, Н.Миропольская
(«Сбірник програм для загальноосвітніх навчальних закладів». «Художньо-естетичний цикл»,
5-11 класи. Міністерство освіти і науки України. – Ірпінь, 2005).
Учитель _________________________________________
9 класс
Календарно-тематическое планирование по художественной культуре
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
I-ый семестр
Раздел I. Искусство в культурном пространстве (16 ч.)
Тема 1. Виды и язык искусства (1ч.)
|
1
|
|
Виды и язык искусства.
Человек в поисках гармонии
«… Я вижу солнце в глубине себя
И в каждом человеке солнце вижу
Должны уметь общаться через солнце
Друг друга через солнце постигать»
Николай Рерих
|
|
Общее понятие о культуре. Искусство – опыт жизни рассказанный в образах.
Виды искусства и специфика их художественно-образного языка. Пространственные, временные и пространственно-временные (синтети-
ческие) виды искусства.
Мир человека и образ мира в произведениях искусства.
|
Презентация «Искусство».
П. Чайковский. Фортепи-
анный цикл «Времена года» (фрагменты)
|
Представь свой храм искусств и попробуй его изобразить.
Вар. Создание кроссворда «Виды искусства»- пространственные, временные и прост-
ранственно-временные (работа в группах)
|
Тема 2. Визуальные искусства (4ч.)
|
2
|
|
Визуальные искусства. Архитектура. Скульптура.
Каменная летопись мира. Застывшая музыка.
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца»
Микеланджело Буонаротти
|
|
Виды, художественные средства архитектуры.
Круглая скульптура, рельеф. Трёхмерное пространство, объёмность, пластические формы.
|
Презентация «Визуальные искусства». Архитектура. Скульптура.
|
Зарисовки фрагментов архитектурных сооружений разных эпох. Создание скульптуры малых форм.
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
3
|
|
Визуальные искусства. Графика. Живопись.
«Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника»
Эмиль Золя
|
|
Графика. Художественные средства. Виды: оригинальная, тиражная, промысловая.
Живопись. Художественные средства. Виды: монументальная, станковая. Жанры: пейзаж (сельский, архитектурный, марина), портрет, натюрморт; анималистический, исторический, мифологический, библейский, батальный, бытовой.
|
Презентация «Визуальные искусства». Живопись, Графика.
|
Выполнение графических и живописных работ в разных жанрах (по выбору).
«Ожившие картины» - анимация сюжетов
|
4
|
|
Визуальные искусства.
Декоративно-прикладное искусство.
Волшебные узоры
«Умелец да рукоделец себе и другим радость приносит»
Народная мудрость
|
|
Разновидности: вышиванка, ткацкое, гончарное искусство, игрушка, художественная обработка металла, дерева, шкуры, изделия из биссера. Украинский костюм. Костюмы народов мира.
|
Видеоклип «Украина»
|
Организация выставки декоративно-приклад-
ных работ. Выполне-ние декоративной композиции
|
5
|
|
Визуальные искусства. Художественная фотография.
Компьютерная графика.
«К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла»
Альбрехт Дюрер
|
|
История возникновения фотографии. Становление фотографии как искусства.
Виды, методы и способы выразительности компьютерной графики. Возможности компьютерной графики в создании художественного образа.
|
|
Подготовка тематической выставки художественной фотографии
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
Тема 3. Жанровая палитра музыкального искусства (3ч.)
|
6
|
|
Жанровая палитра музыкального искусства
Наполним музыкой сердца
«Композитор может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества»
Дмитрий Шостакович
|
Темат. оценивание
|
Музыка вокальная, инструментальная, театральная. Музыкальные жанры и формы – вокальные (песня, романс, гимн), хоровые (кантата, оратория).
|
Презентация «Художественная культура». Жанровая палитра музыкального искусства
|
Организация и проведение вечера украинского романса
|
7
|
|
Жанровая палитра музыкального искусства (продолжение)
|
|
Музыкальные жанры и формы – камерно-инструментальные (соната, сюита, квартет), симфонические (симфония, увертюра, концерт.
|
Презентация «Художественная культура». Жанровая палитра музыкального искусства
|
Интерпретация прослушанных музыкальных произведений, определение образного содержания, жанра и формы
|
8
|
|
Жанровая палитра музыкального искусства (продолжение)
|
|
Музыкальные жанры и формы – музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл). Направления музыки массовых жанров (джаз, диско, поп- и рок-музыка)
|
Презентация «Художественная культура». Жанровая палитра музыкального искусства
|
Музыкальная викторина или конкурс «Угадай мелодию»
|
Тема 4. Театр как синтез искусств (3ч.)
|
9
|
|
Художественно-образный язык театрального искусства
«Искусство указывает человеку, для чего он живёт. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить своё призвание»
Огюст Роден
|
Темат. оценивание
|
Основные элементы художественно-образного языка театрального искусства: пьеса, либретто
Театральные профессии (актёр, режиссёр и др.)
|
Презентация «Театр как синтез искусств»
|
Создание кукол для театрального представления
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
10
|
|
Хореография – вид сценического искусства
|
|
Хореография – вид сценического искусства. Виды танцев.
|
Презентация «Театр как синтез искусств»
|
Подготовка шоу-презентации «Танцы народов мира». Создание рекламы-афиши.
|
11
|
|
Театр как синтез искусств
|
|
Виды театра (драматический, музыкальный, кукольный, театр пантомимы).
|
Презентация «Театр как синтез искусств»
|
Премьера кукольного спектакля
|
|
|
Тема 5. Экранные искусства (3ч.)
|
12
|
|
Экранные искусства
«Искусство не есть то, что мы видим, - но лишь то, что мы имеем в себе самих»
Александр Архипенко
|
|
Художественные образы кинематографа. Виды кино: игровое, анимационное, документальное, научно-популярное.
|
Презентация «Экранные искусства»
|
Создание рисованного мультфильма (коллективная работа).
Вариант: разработка проекта «Телевизионное шоу» (тема на выбор)
|
13
|
|
Экранные искусства
|
|
Жанры кинематографа. Выдающиеся режиссёры и актёры мирового кино.
|
Презентация «Экранные искусства»
|
Просмотр кинофильмов и проведение конкурса рецензий
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
14
|
|
Экранные искусства
|
Темат. оценивание
|
Телевидение как искусство и способ коммуникации. Видео – клип.
|
Презентация «Экранные искусства»
|
Защита проекта «Телевизионное шоу»
|
Тема 6. Поликультурный образ мира (1ч.)
|
15
|
|
Поликультурный образ мира
«Задача искусства – тревожить совесть, обращаться к умам и сердцам»
Евсей Моисеенко
|
.
|
Полихудожественные явления современной культуры. Синтез искусств.
Художественная культура народов проживающих на территории Украины
|
Произведения на выбор
|
Конкурс на лучший творческий проект
|
16
|
|
Искусство в культурном пространстве
(обобщение темы раздела)
«Искусство обладает удивительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее… Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлое и ни забегало в будущее, оно принадлежит своему времени»
Александр Дейнека
|
Темат. аттестация
|
Выполнение тестовых заданий
|
Распределительный диктант.
Вариант: образовательные игры
|
Взаимооценивание знаний (работа в парах, группами)
|
Примечание: материал для восприятия размещён на диске «Художественная культура, 9 класс»
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
II-ой семестр
Раздел II. Основы художественной культуры (19ч.)
Тема 1. Художественная культура как духовное явление (1ч.)
|
17
(1)
|
|
Художественная культура как духовное явление
|
|
Народная и профессиональная, духовная и светская культура: характерные черты, отличие, взаимопроникновение.
|
Слайд-шоу, видеофрагменты (педагогический кейс №2)
|
Изготовление вытынанки
|
Тема 2. Художественная культура и человек в современном мире (1ч.)
|
18
(2)
|
|
Художественная культура как способ самопознания и творческой самореализации личности
|
|
Искусство как способ отражения окружающего мира, эмоций и чувств, мыслей и мечтаний человека.
|
А. Вивальди «Времена года» (фрагменты видеофильма).
Произведения живописи и примеры литературных произведений (на выбор учащихся)
|
Сравнение способов выражения внутреннего мира человека в разных видах искусства
|
Тема 3. Художественные направления и стили (8ч.)
|
19
(3)
|
|
Периодизация развития художественной культуры
|
|
Первобытная культура; художественная культура Древнего мира (Египет, Месопотамия. Античная культура: Древняя Греция, Древний Рим); художественная культура Средневековья; Возрождение; Культура Нового и Новейшего времени.
Понятия: стиль эпохи, национальный стиль, индивидуальный стиль.
|
Пирамиды в Гизе, 7 чудес света древности, древнегреческий театр, архитектурные сооружения романского, готического стиля
|
Подготовить проект «Презентация эпохи»
|
20
(4)
|
|
Великие европейские стили. Античность
|
|
Основные этапы развития античного искусства. Античный стиль, его особенности в архитектуре, скульптуре, живописи Древней Греции и Рима.
Ордерная система в архитектуре Греции. 3 великих римских открытия в архитектуре: бетон, арка, купол.
|
Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя. Вазопись.
Колизей (Амфитеатр Флавиев)
|
Изобразить элементы античных сооружений (рисование-стилизация)
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
21
(5)
|
|
Великие европейские стили:
романский, готический
|
|
Термин «романский стиль; главные типы архитектурных сооружений (феодальный замок, монастырский ансамбль, храм) Основные черты романского стиля в архитектуре.
Термин «готика», «готический». Зодчество. Строительство городских кафедральных соборов. Особенности готического искусства
|
Архитектурный ансамбль в Пизе, собор Св. Марка в Венеции, Мужской монастырь в Канне, собор Парижской Богоматери Нотр-Дам, Кёльнский собор в Германии.
Вар:диск 9-2 ХК
|
Изобразить элементы романских и готических сооружений (рисование-стилизация)
|
|
|
|
|
22
(6)
|
|
Великие европейские стили:
ренессанс, барокко
|
|
Термин «Возрождение». Общие признаки характеризующие эпоху Возрождения, мировоззрение эпохи, яркие представители. Искусство эпохи Ренессанса.
Признаки стиля барокко, специфика проявления в разных странах Европы.
|
Собор Св. Петра в Риме.
Донателло «Давид».
Леонардо да Винчи «Джоконда». Ян Ван Эйк «Чета Арнольфини». Албрехт Дюрер «Рыцарь, смерть и дьявол».
Фрагменты произведений В. Шекспира, Лопе де Вега (видеофрагменты).
Музыка эпохи Возрожде-
ния (на выбор).
Б. Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербур-
ге. Софийский собор в Киеве. Успенский собор Киево-Печерской лавры.
Музыка И.С. Баха, Г. Ген-
деля (на выбор).
Вар.: материал на диске «Худо-
жественная культура, 9кл.», т.3. Диск 9-2 ХК
|
Презентация-сравнение художественных образов (репродукции)
произведений искусства ренессанса и барокко
(работа в парах)
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
23
(7)
|
|
От классицизма к импрессионизму
|
|
Классицизм, реализм, романтизм, импрессионизм: значение термина, общие черты и национальные особенности стиля.
|
Ж. Давид «Клятва Горациев», «Брут».
Т. Жерико «Плот «Медузы»
«Скачки в Эпсоме».
Э. Делакруа «Свобода на баррикадах». К. Перов «Тройка», И. Левитан «Март». К. Моне «Впечатление. Заход солнца».
Музыка В. Моцарта, Ф.Шопе-
на, Л. Бетховена, К. Дебюсси (на выбор)
|
Сравнительная харак-
теристика произведе-
ний искусства разных видов и стилей
|
24
(8)
|
|
Художественные направления искусства XX столетия
|
|
Модернизм (фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, абстракционизм, он-арт, поп-арт). Постмодернизм. Полистилистика.
|
А. Матисс «Танец», «Музы-
канты». П. Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара»,«Герни-
ка».
С. Дали «Рынок рабов», «Исчезающий бюст Вольте-
ра». К. Малевич «Чёрный квадрат».
Музыка Д. Шостаковича,
А. Скрябина, А. Шнитке,
А. Караманова (на выбор)
Вар.: материал на диске «Художественная культура, 9 класс» т.3
|
Создание графических и живописных компо-
зиций в разных худо-
жественных стилях
|
25
(9)
|
|
Особенности культуры Востока и Запада
|
|
Общее представление о понятии: культу-
ра Запада и Востока: сходное и различ-
ное.
|
|
Создать две композиции в украинском народном стиле и в «Восточном стиле» («Птицы и цветы»)
|
|
|
|
|
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
26
(10)
|
|
Культура информационного общества
|
Темат. оценивание
|
Особенности культуры информационного общества. Net-культура. Художественный образ и симулякр
|
Музыкаьный ряд, видео-
ряд (распределительный диктант)
|
Составить таблицу основных художест-
венных направлений и стилей.
Вариант: составить кроссворд
|
Тема 4. Художественная культура и среда (2ч.)
|
27
(11)
|
|
Формы сохранения культурного наследия
|
|
Библиотеки, музеи, театры, галереи. Музеи мира: Лувр, Прадо, Дрезденская галерея, Эрмитаж.
|
Материал на диске «Художественная культура, 9 класс» т.4
|
Подготовить видеопре-
зентацию «Путешест-
вие по музеям мира»
|
28
(12)
|
|
Дизайн и реклама – составные художественной культуры
|
|
Художественное конструирование. Виды дизайна: графический, промышленный, ландшафтный, компьютерный. Основные элементы дизайна. Художник-дизайнер. Связь дизайна с другими видами искусства. Реклама: понятие, художественная техника, технические средства. Плакат, листовка, этикетка, проспект.
|
|
Изготовление упаков-
ки для подарка
|
Тема 5. Художественная культура родного края (3ч.)
|
29
(13)
|
|
Культура родного края
|
|
Выдающиеся памятники археологии и архитектуры: фрески Таш-Аира, Пантикапей, Херсонес, Неаполь Скифский. Памятники архитектуры (Воронцовский, Ливадийский, Бахчисарайский дворцы и т.д.). Центры художественной культуры: библиотеки, музеи, театры, галереи.
|
|
Посещение музеев, театров и памятных мест Крыма
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
30
(14)
|
|
Крым в музыкальном и литературном творчестве
|
|
А. Пушкин, А. Мицкевич, Л. Толстой,
А. Чехов, А. Грин, М. Волошин.
Русские поэты о Крыме (В. Брюсов, И. Бунин, В. Маяковский, Н. Заболоцкий и др.)
Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Карама-
Нов
|
|
Исполнить песни, танцы народов Крыма.
Создать сувенир в виде предмета декоративно-прикладного искусства
|
31
(15)
|
|
Крым в изобразительном искусстве
|
|
И. Айвазовский, Ф. Васильев,
К. Коровин, М. Волошин,
К. Богаевский, Н. Самокиш, Ф. Захаров, В. Бернадский, О. Федотов и др
|
Материал на диске «Художественная культура, 9 класс» т.5
|
Составить карту туристического маршрута «Памятники художественной культуры родного края»
|
32
(16)
|
|
Художественная культура народов Крыма
|
|
Народное творчество крымских татар, греков, болгар, армян и др.
|
|
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема, художественное название, эпиграф урока
|
ОВО,
тем. оц.
|
Обязательные виды работ
|
Изучение
теоретических
понятий, терминологии
|
Восприятие художественного произведения
(материал для восприятия)
|
Практическая художественно- творческая деятельность
|
Тема 6. Поликультурный образ мира (1ч.)
|
33
(17)
|
|
Поликультурный образ мира
|
|
Понятие «художественная картина мира», «художественный образ мира». Поликультурность в современном обществе. Поликультурность Украины. Художественная культура народов проживающих в нашей стране: сходное и различное. Музыка, танцевальное искусство, костюм.
|
|
|
34
(18)
|
|
Художественная культура в прошлом, настоящем и будущем
(обобщение материала в форме диспута)
|
|
|
|
|
35
(19)
|
|
Итоговый урок
|
Тематич. аттестация
|
|
|
|
|