Литература Введение




НазваниеЛитература Введение
страница1/4
Дата публикации30.09.2014
Размер0.5 Mb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Информатика > Литература
  1   2   3   4


Сотников Д. А.

Семенова А. С.

Роль PR технологий РПЦ на современном этапе возрождения России (2012)

План

  1. Введение

  • Актуальность

  • Цель работы

  • Источники получения информации

  • Особенности Православия как объекта PR

  • Миссионерская деятельность




  1. Основная часть. PR технологий РПЦ




  • Историческая ретроспектива

  • Современные PR технологии РПЦ. Вектор развития с приходом нового Патриарха

  • Учреждения и комиссии связанные с PR

  • РПЦ в современном информационном поле

    • СМИ

    • Церковная литература

    • Интернет

    • События

    • Проправославные силы

    • Церковь и мир




  1. Заключение

- Предварительные итоги

  • Рекомендации

  • Заключение

Литература

Введение

Актуальность

Конец XX века в России ознаменовался эпохой возрождения традиционных духовных ценностей. Непосредственно после крушения СССР начался процесс упрочнения позиций Русской Православной Церкви. В первую очередь, это происходило посредством активизации коммуникационной деятельности, направленной на возрождение и укрепление связей с обществом и государством.

Начался массовый рост интереса к религии, как к культурному явлению, произошла переоценка роли Церкви в обществе. На всех государственных уровнях власти стали возникать новые формы взаимодействия и сотрудничества в различных сферах общественной жизни. Перед церковью остро встал вопрос формирования доктрины взаимодействия с внешним миром, а именно информационной стратегии и тактики сотрудничества со средствами массовой информации.

Сегодня Русская Православная Церковь - активный участник общественной жизни страны. Социальное и миссионерское служение, благотворительная и патронажная деятельность, межконфессиональное взаимодействие все это находит свое отражение в глобальной картине мира путем транслирования ценностей и идей при помощи различных информационных каналов.

На протяжении многих веков основным видом коммуникационной деятельности церкви была проповедь. Сегодня способы и методы информационного взаимодействия существенно расширились. Появились новые формы общения с паствой, обществом и властью. Именно в современный период развития отношений церкви и общества стало возможно говорить о феномене PR.

Использование PR технологий позволяет церкви существенно расширить границы взаимодействия с миром. Выступления церковнослужителей перед общественностью, встречи со светской элитой и первыми лицами государства, взаимодействие с научным сообществом, участие в социальных инициативах и благотворительности, активная работа с молодежью, создание в приходах семейных центров, организация спортивных праздников и дней здоровья – все это лишь малая часть общественной деятельности, которую осуществляет сегодня Московский патриархат. Таким образом, любое проявление церковной активности – будь то богослужение, проповедь, социальная деятельность или духовное воспитание – вполне можно рассматривать как коммуникационный акт.

Помимо вышесказанного стоит отметить, что в 2009 году у Русской Православной Церкви сменился Патриарх. С пришествием Патриарха Кирилла, церковь стала активнее вступать во взаимодействие с миром и способы этого воздействия существенно расширились. Для данной работы важно понять, как поменялись приоритеты и на чем стали делаться акценты в процессе общения церкви и общества.

Цель работы

На сегодняшний день в России фиксируется увеличение числа верующих разных конфессий. Этот факт позволяет говорить о духовном и нравственном возрождении России. Путь этот долгий и трудный, что означает максимальную концентрированность сил со стороны духовенства. Роль Русской Православной Церкви в данном процессе заключается в грамотном подходе к выстраиванию отношений с обществом и государством.

Церкви необходимо выработать грамотную политику в отношении к происходящим сегодня событиям, перестать себя дискредитировать и стать для общества нравственным ориентиром.

Цель работы - рассмотреть современный этап развития РПЦ и проанализировать PR технологии, посредством которых РПЦ взаимодействует с обществом.

Источники получения информации

Важным этапом нашей работы является определение круга источников, которыми мы будем пользоваться. Необходимо понимать, что от правильного выбора источников будет зависеть качество работы. Поэтому мы постарались максимально внимательно отнестись к данной процедуре и как результат выделили следующие источники, которые мы разделили на четыре группы. К ним относятся:


  1. СМИ;

  2. Церковная литература;

  3. Интернет;

  4. Личный опыт.




  1. СМИ мы разделили на две группы. Это светские СМИ, то есть не подконтрольные церкви и церковные СМИ, то есть подконтрольные, либо имеющие к ней отношение. Отдельно стоит отметить светские средства массовой информации, поскольку именно этот ресурс является наиболее объективным источником получения информации о Церкви.




  1. Данный ресурс мы выделили отдельно. Это связано с тем, что церковная литература, на сегодняшний день, не является массовой. Как правило, это литература для узкого круга читателей, а именно глубоко верующих прихожан. Приобрести ее можно преимущественно на территории храма или церкви и ее содержание не всегда может быть понятно для рядового читателя.




  1. С приходом нового Патриарха деятельность РПЦ в сети интернет резко возросла. Обновились многие информационные ресурсы. Активная деятельность Церкви наблюдается в набирающих популярность социальных сетях, на каналах youtube и rubute. У многих храмов и церквей стали появляться интернет страницы, где любой желающий может получить любую интересующую его информацию. Отдельно стоит отметить виртуальное общение священнослужителей с прихожанами. Данный вид взаимодействия активно набирает популярность. Церковь сегодня использует интернет как реальный ресурс для расширения своей миссионерской деятельности.



  1. Под личным опытом мы подразумеваем следующее: общение с представителями духовенства, общение с верующими родственниками и собственный опыт. Непосредственное общение со священнослужителями, является необходимым условием создания исчерпывающей картины понимания ситуации. Родственники одного из составителей проекта являются глубоковерующими людьми, поэтому их опыт и знания будут хорошим дополнением. Отдельно стоит отметить личный опыт, потому что из личного опыта взаимодействия с Церковью складывается отношение, сквозь призму которого будет составляться проект.


На наш взгляд приведенный перечень источников является исчерпывающим и достаточным для составления проекта.

Особенности Православия как объекта PR
Данный вопрос очень остро воспринимается верующими людьми. Связанно это с тем, что PR у большинства людей ассоциируется с некой совокупностью «черных» технологий, используемых для увеличения популярности того или иного объекта. Пожалуй, самым важным изречением в данном случае могут служить слова святого Дионисия Ареопагита: «Чистым целям должны соответствовать чистые средства». Действительно, как Церковь может использовать такие технологии взаимодействия с обществом, посредством которых из плохого человека можно сделать хорошего, из вора - благотворителя. В данном случае уместно будет сказать, что целью PR не является преднамеренное искажение фактов. PR есть способ управления потоками информации и то, как этот контроль осуществляется, зависит от конкретного субъекта управления. Таким образом, получается, что PR есть исторически сложившаяся совокупность технологий взаимодействия с обществом и Церковь всегда использовала эти технологии для выстраивания своих отношений с миром. Приведем примеры. Выступления церковнослужителей перед общественностью, встречи со светской элитой и государственными деятелями, участие в социальных инициативах и благотворительности - всем этим занималась Русская Православная Церковь на протяжении всей своей истории. Со временем технологии взаимодействия меняются, и Церкви приходится меняться, встраиваясь в новые реалии, но суть от этого не меняется. В итоге получается, что PR технологии не являются для Церкви чуждыми и кощунственными, это лишь новая форма взаимодействия.

За последние сто с лишним лет, Церковь подверглась не виданным ранее гонениям. На сегодняшний день между Церковью и верующими много препятствий. Это означает, что Церкви как никогда раньше необходимо предпринимать все усилия для сближения с прихожанами. Сделать это можно только при грамотном использовании PR технологий.
Миссионерская деятельность

Необходимость использования PR технологий напрямую связана с необходимостью проведения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Как уже было упомянуто выше, использование PR технологий - это единственная возможность расширения «миссионерского поля»1. Миссия всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей, как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам" (Мф. 28, 19-20).

В 1995 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята "Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", призывающая всех верующих встать на путь «Православного свидетельства».

Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние восемь сотен веков Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под контроля безбожной идеологии. Возникла ситуация, при которой Церкви, фактически необходимо заново выстраивать свои отношения с миром и активно проводить миссионерскую деятельность. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:

- Большинство тех людей, к которым обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии, но при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви, а современная светская культура все больше отдаляет человека от Церкви.

- Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих вероучений. Сегодня миссия Русской Православной Церкви включает в себя работу по возвращению в храм людей, которые в результате гонений на Церковь оказались оторванными от веры и, особенно тех, которые подпали под влияние культов и сект. Противостояние культам – одно из направлений миссионерской деятельности.

- Миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, требует более глубокого богословского осмысления православных традиций. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция «пастырского окормления»2, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям, уже пришедшим в Церковь: воцерковленным или только начинающим свой духовный путь.

- Если в дореволюционную эпоху использование литературы, образовательных программ и большинства другого материала, по своему характеру рассчитывалось на уже воцерковленных взрослых и детей, то сегодня ориентиры необходимо менять. Раньше литература не ставила перед собой цель привести людей в Церковь, так как уклад жизни дореволюционной России сам способствовал этому. Теперь же, времена изменились, и к задачам церковного просвещения прибавилась задача привлечения людей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что миссионерская деятельность - это основная деятельность Церкви. Чем правильнее будет выстроена концепция взаимодействия с миром, тем эффективнее будет диалог и тем больше целей будет достигнуто.

Основная часть. PR технологий РПЦ
Историческая ретроспектива
Исторически так сложилось, что наша родина развивалась в лоне православной культуры. На протяжении долгого времени Церковь и государство были прочно связанны. До революции уклад жизни русского человека полностью был выстроен в соответствии с религиозными нормами и обычаями. После кровавой революции на Церковь начались гонения, жестким репрессиям подвергались священнослужители, имущество разворовывалось. В сложившейся ситуации Церковь лишилась практически всех возможностей коммуникации с миром. Государство всячески подавляло любые попытки духовенства восстановить связь с прихожанами.

Время воинствующего атеизма продолжалась практически до конца существования СССР. Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, подтолкнуло власть начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения на принципах признания огромной исторической роли Церкви в судьбе Отечества.

Конец двадцатого века был полон масштабных изменений, в результате которых на смену коммунистической идеологии пришла идеология светского государства, что получило закрепление в Конституции. Постепенно началось возвращение Церкви ее прав и имущества.

Несмотря на то, что гонения на Церковь закончились вместе с крахом СССР, в новой России духовенство уже не имело того статуса, который был до революции. Это означало, что Церкви необходимо было выстраивать новые отношения с государством и обществом. Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях, было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию.

На период девяностых годов в массовом сознании РПЦ была светлым лучиком необходимым для возрождения России. Миссионерская деятельность РПЦ как внутри страны, так и за ее пределами, диалог с властью, активная социальная позиция - все это лишь укрепляло доверие к Церкви.

Несмотря на ряд положительных сторон, были и негативные. К примеру, много вопросов вызвал инцидент, связанный с предоставлением Церкви льгот на торговлю табаком и алкоголем. Помимо этого бытовали слухи о причастности многих священнослужителей к спецслужбам.

На современном этапе для Русской Православной Церкви, пожалуй, самым важным событием стало появление нового Патриарха Кирилла. С его приходом внутри РПЦ наметились серьезные преобразования. Особо стоит отметить изменения именно в политике взаимодействий с обществом и государством.

Современный этап развития Русской Православной Церкви, а если быть точнее новая PR политика будет основными объектом исследования в данном проекте.

Современные PR технологии РПЦ. Вектор развития с приходом нового Патриарха

С приходом нового Патриарха начался новый период в жизни РПЦ. Связанно это непосредственно с личностью самого Патриарха Кирилла. Начиная с девяностых годов, Кирилл принимал активное участие, как в общественной, так и в политической жизни страны. В 1990 году содействовал выработке Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принимал участие в определении церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 года и октября 1993 года. Был одним из инициаторов создания Всемирного Русского Народного Собора в 1993 году.

С 1996 по 2000 год руководил разработкой и представил Архиерейскому Собору проект «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Святейший Патриарх Кирилл удостоен многих орденов и наград. Среди государственных наград – орден Дружбы Народов; орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством».

Широкую узнаваемость Патриарх Кирилл получил в 2008 году, когда на проекте «Имя России» представлял Александра Невского. Как итог, благодаря грамотной позиции и своему красноречию, представляемая им историческая фигура победила во всенародном голосовании.

Патриарха Кирилла, можно особо выделить за его свободу мысли и способность убеждать. Его четкая позиция во всех вопросах сразу же привлекает внимание и располагает. В подтверждение вышесказанного можно привести данные всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой «Среда» в августе 2011 года. Согласно полученным результатам более половины россиян высоко оценивают общественную пользу от деятельности Патриарха, и только 7% дают ей низкую оценку. Среди поддерживающих – преобладают жители больших городов, среди критикующих чаще встречается молодежь. Чаще всех наивысшую оценку деятельности Предстоятеля Русской Православной Церкви дают россияне от 45 лет и старше, а также многодетные родители, неработающие пенсионеры, граждане, имеющие средний материальный достаток.

Что касается связи между оценкой общественной пользы от деятельности Патриарха и вероисповеданием опрошенных, христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви и активно участвующие в ее жизни, чаще всех высоко оценивают общественную деятельность Патриарха Кирилла. Интересно, что мусульмане не ниже, чем в среднем по России, оценивают деятельность Патриарха. Больше половины исповедующих ислам, дают ей высокую оценку.

Интересно, как описывают Патриарха люди, высоко и низко оценивающие его деятельность. В ходе опроса респондентам было предложено назвать любые, на усмотрение отвечающих, качества Патриарха, наиболее его характеризующие. Среди высоко оценивающих 36% называют Патриарха умным, рассудительным, мудрым, среди критиков таких 15%. На втором месте по частоте упоминания идет образованность Патриарха: 24% высоко оценивающих, 11% низко оценивающих. На третьем месте – честность: 22% высоко оценивающих, 8% критиков. О доброте Патриарха говорят 15% высоко оценивающих и 5% критиков.

Результаты опроса вполне предсказуемы. Святейший – одна из самых ярких фигур современной российской жизни. Он умен, образован, великолепный оратор, невероятно энергичен и харизматичен. Мы даже осмелимся утверждать, что в истории Русской Церкви такого типа деятели бывали, но не часто.

Важно отметить, что Кирилл производит впечатление Патриарха-политика, -дипломата, -мастера PR-акций, церковного иерарха нового типа, человека современного, всецело обращенного к настоящему и будущему.

Среди уже достигнутых целей Патриарха можно выделить: прорыв в многолетнем процессе внедрения в школах «Основ православной культуры», реституцию объектов недвижимости принадлежащих к Церкви, получение должности главы Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы. Особо стоит отметить наличие симфонии во взаимоотношениях Кирилла с первыми лицами государства.

Определенные изменения произошли внутри церковной структуры. В 2009 году, по указанию Кирилла, часть функций Отдела внешних церковный связей была передана новообразованному Отделу по взаимоотношениям Церкви и общества, которому было поручено осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества. В рамках ОВЦС был создан новый секретариат по делам дальнего зарубежья, который сосредоточит свою работу на контактах с соотечественниками за рубежом, правительственными и международными организациями. Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества будет заниматься, с одной стороны, взаимоотношениями между Церковью и всем миром православных и светских общественных ассоциаций, а с другой – участием в дискуссиях, сопровождающих законотворческий процесс. Новообразованный Синодальный информационный отдел основной задачей будет иметь представление Церкви и церковной позиции в информационном пространстве. Председатель СИО В. Р. Легойда отметил, что: «Тот образ Церкви, который присутствует в информационном пространстве, должен быть адекватен тому представлению и тому содержанию церковной жизни, которая имеется в реальности. Это не так легко сделать, потому что религиозная жизнь с ее особенностями и Церковь с ее богатейшим религиозно-философским и богословским наследием не всегда вписываются в тот информационный формат СМИ, который мы сегодня имеем. Кроме того, представление о Церкви в информационном пространстве должно быть адекватно той роли, которую Церковь сегодня играет в нашей жизни»3.

В настоящее время отдел внешних церковных связей осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инословными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиозными общинами, правительственными, парламентскими, общественными организациями за рубежом, учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями.

Служба коммуникации ОВЦС осуществляет взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт ОВЦС в интернете, а также участвует в поддержании официального сайта Московского Патриархата.

Сегодня каждый православный, иноверующий или атеист отметит, что с приходом нового Патриарха Русская Православная Церковь стала более активно вести себя в медиа пространстве. В новостях участились репортажи о Церкви, священнослужителей стали чаще приглашать на телевизионные программы. Появления самого Патриарха на медийном поле так же возросли. Большее внимание стало уделяться церковным праздникам и событиям.

Подобное положение дел позволяет говорить о неком обновлении внутри Церкви и как результат увеличении ее активности во взаимодействии с миром. Далее мы рассмотрим, какие конкретно существуют PR технологии, посредством которых, Русская Православная Церковь осуществляет свою миссионерскую деятельность.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Введение iconЛитература. Введение
Отражение состояний и эмоций человека в телесных сигналах и случайных рисунках

Литература Введение iconТема Корректировка программы
Введение. Русская литература конца XIX- хх века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления

Литература Введение iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса...

Литература Введение iconУрока(тема)
Введение. Русская литература ХХ века. Начало ХХ века: ожидания, тревоги и надежды

Литература Введение iconРабочая программа дисциплины Введение в языкознание Направление подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Литература Введение iconПредисловие Введение Глава Введение в субд microsoft sql server 2008 Общие сведения о субд

Литература Введение iconМесто предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...

Литература Введение iconЛитература введение «Метод проектов от души выполняемый замысел»
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания...

Литература Введение iconОсновная литература
Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. – Кн. Психодиагностика. Введение в...

Литература Введение iconЛитература Введение
Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной людской...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции