Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Колокольчик» города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»
ПРОЕКТ
Тема: «Воздух - невидимка»
Проект выполнила:
Трипольская Наталья Викторовна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»»
Руководитель:
Сидорова Светлана Ивановна, зам. зав. по ВМР
Кувандык, 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………3
Актуальность проекта…………………………………………….4
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………6
Аннотация проекта ……………………………………………….7
Этапы реализации проекта программы………………………….11
План мероприятий ……………………………………………….11
Ресурсы …………………………………………………………...13
Риски и пути преодоления рисков ……………………………...15
Выводы …………………………………………………………...15
10.Литература ………………………………………………………..15
Введение
«Метод проектов – от души выполняемый замысел»
В. Кил Патрик, (американский педагог)
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Такой большой, что занимает весь мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.
Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Проблема проекта: «Мы часто слышим: «Воздух, воздух холодный, теплый, вокруг нас, оказывается, тоже воздух какой то». Кто же такой ВОЗДУХ? И почему мы его не видим, а он есть? Почему? Почему? Почему?»…
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - развитие свободной творческой личности ребёнка.
Проектом предусмотрен объект исследования, в качестве которого выступают условия для обеспечения познавательного развития дошкольников, предметом деятельности является процесс развития дошкольников в условиях модернизации образования.
Актуальность создания проекта
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и с полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.
В образовательной практике, где проектный метод обучения, после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века уже накоплен достаточно большой опыт его реализации.
В последнее десятилетие в научно-педагогической литературе уже много написано о сущности и современном прочтении метода проектов. Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, специалисты дошкольной ступени так же обратили внимание на метод проектов. Использование его в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, т.е. нововведение, новшество.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Воздух – невидимка».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности самодостаточные и гармоничные, способные к самостоятельному мышлению и самосовершенствованию.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития познавательных способностей в свете федеральных государственных требований.
|
Тактические цели
|
1.Создать модель работы над проектом.
|
2.Сформировать рабочую группу, способную к познанию.
|
3.Организовать насыщенное, доступное и безопасное взаимодействие участников проекта.
|
Задачи
|
1. Организация предметно-развивающей среды для познания по теме проекта.
2. Методическое обеспечение проекта.
3. Материально-техническое обеспечение проекта.
|
1. Организация деятельности рабочей группы.
2. Формирование мотивации участников рабочей группы.
3. Формирование начальных предпосылок в поисковой деятельности.
|
1. Формировать первичные знания детей о воздухе и его свойствах, активизировать познавательную деятельность родителей.
2. Поддерживать стремление участников проекта вступать в общение, высказываться, активизировать словарь, для дальнейшего развития и работой над проектом.
3. Единство семейного и общественного воспитания на протяжении работы над проектом.
|
Ожидаемые результаты
|
1 . Создание предметно-развивающей среды к познанию.
2. Методическое обеспечение, нацеленное на выявление и развитие познавательных способностей младших дошкольников и родителей.
3. Создание мини выставочного центра.
|
1. Создание мобильной рабочей группы.
2. Формирование тесного взаимодействия между активными участниками рабочей группы.
3. Создание картотеки простых опытов, согласно возрастным особенностям детей.
|
1. Активные родители, желающие искать пути разрешения проблемы вместе с детьми. Совместное (с родителями) формирование у детей первичных знаний о воздухе и его основных свойствах.
2. Организация активного, плодотворного общения всех участников проекта.
3. Единое семейное и общественное воспитание на протяжении работы над проектом.
|
Продукт
|
1. Предметно-развивающая среда в исследовании воздуха участниками проекта.
2. Проект «Воздух – невидимка»
3. Мини выставочный центр.
|
1. Рабочая группа – участники проекта - активные исследователи.
2. Сформированные навыки работы над проектом у участников рабочей группы.
3. Картотека опытов с воздухом.
|
1. Проведение опытов в домашних условиях. Изготовление ветерков с родителями.
2. Обмен опытом между родителями.
3. Фотогалерея «Воздух – невидимка». Книга сказок о воздухе. Ветерки для детских игр.
|
Аннотация
Почему именно эта тема? Чем она интересна для детей?
В повседневной жизни, даже в младшем дошкольном возрасте, детям приходится встречаться со словами ВОЗДУХ, холодный воздух. Морозный воздух (особенно, если это прогулка в ДОУ), с явлением ветра. Дети, слыша это слово, порой смотрят вопросительным взглядом. А иногда воспринимают это как аксиому, данность, что просто есть ВОЗДУХ и всё… А что, какой, где его найти, увидеть, потрогать, моим малышам не было известно.
В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие ВОЗДУХ, поэтому и нашей основной задачей было не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «Что это?», «Как?», «Почему?», что и будет способствовать развитию познавательной компетенции детей.
Поэтому и встал вопрос в создании проекта на тему «Воздух – невидимка», который реализовывался в тесном сотрудничестве с родителями.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Воздух – невидим.
2. Воздух легкий. Воздух легче воды.
3. Воздух есть везде.
4. Ветер – это тоже воздух (движение воздуха).
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей (здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Проект можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Остановимся более подробно на семейных творческих проектах. Такие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества. Семейные творческие проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. Основной целью таких проектов является вовлечение детей и взрослых в творческий процесс.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Такие проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. А собравшись вместе, мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.
Творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.
Пути решения проекта:
обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на одну неделю: с «14» по «22» ноября.
№ п./п.
|
Этапы
|
Цель
|
Сроки
|
1.
|
Подготовительно-проектировочный этап
|
Постановка целей и задач. Определение методов, подготовительная работа с дошкольниками и их родителями. Подготовка оборудования и материала.
|
14 ноября
|
2.
|
Практический этап
|
Внедрение проекта в жизнь дошкольников в социуме и семье. Поиск ответов на поставленные вопросы.
|
15- 21ноября
|
3.
|
Обобщающе – результативный этап
|
Обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. Презентация проекта.
|
21, 22 ноября
|
План мероприятий
№ п./п.
|
Название мероприятий
|
Сроки
|
Ответственные
|
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
|
1
|
Создание информационного банка данных по проблеме проекта «Воздух – невидимка».
|
14 ноября
|
Воспитатель
|
2
|
Разработка плана мероприятий по проекту.
|
14 ноября
|
Воспитатель
|
3
|
Консультация для родителей «Методика проведения опытов с детьми»
|
14 ноября
|
Воспитатель
|
4
|
Анализ литературы по теме проекта
|
14 ноября
|
Воспитатель
|
2 этап - Практический этап
|
1
|
Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»
|
15 ноября
|
Воспитатель
|
2
|
Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.
|
15 ноября
|
Воспитатель
|
3
|
Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
|
16 ноября
|
Воспитатель
|
4
|
Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».
|
17 ноября
|
Воспитатель
|
5
|
Организация и проведение опытов в домашних условиях.
|
17-18 ноября
|
Воспитатель
родители
|
6
|
Изготовление ветерков
|
15-18 ноября
|
родители
|
7
|
Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.
|
15-18 ноября
|
родители
|
8
|
Рисование «Воздушные шары»
|
15 ноября
|
Воспитатель
|
9
|
Аппликация «Мой красивый мяч»
|
17 ноября
|
Воспитатель
|
10
|
Создание картотеки занимательных опытов про воздух.
|
18 ноября
|
Воспитатель
|
3 этап - Обобщающе - результативный этап
|
1
|
Фото альбом «Мы – исследователи!»
|
21 ноября
|
Воспитатель
родители
|
2
|
Оформление мини выставочного центра
|
22 ноября
|
Воспитатель
|
3
|
Подведение результатов реализации проекта
|
22 ноября
|
Воспитатель
|
4
|
Презентация и защита проекта «Воздух – невидимка».
|
22 ноября
|
Воспитатель
Родители
Зам. зав. по ВМР
|
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
Закон РФ «Об образовании»
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
УСТАВ ДОУ
СанПиНы 2.4.1.2660-10
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются воспитатель и зам. зав. по ВМР
По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:
Всего педагогов
|
Высшее образование
|
Средне специальное образование
|
Неоконченное высшее образование
|
Неспециалисты
|
2
|
2
|
|
|
|
Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
По возрастному цензу:
До 30 лет
|
До 40 лет
|
До 50 лет
|
Более 50
|
|
1
|
1
|
|
По стажу педагогической деятельности:
До 5 лет
|
До 10 дет
|
До 15 лет
|
До 25 лет
|
Более
|
|
|
1
|
1
|
|
По категорийности:
Высшая категория
|
Первая категория
|
Вторая категория
|
|
2
|
|
Таким образом, профессиональный уровень педагогов достаточно высок.
Информационные ресурсы
http://pik100.ucoz.ru/konf/innovacii/Morozova.htm и др.
Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
библиотека;
игротека;
аудиотека;
фонотека.
Материально-технические ресурсы: ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДОУ имеется групповые комнаты и музыкальный зал, необходимые для организации работы над проектом. Они оснащены комплектами мебели, экраном, компьютером, мультимедийным проектором.
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя и спонсорской помощи родителям.
Объект финансирования проекта
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта
№ п./п.
|
Наименование мероприятий
|
Ориентировочная стоимость
|
1
|
Приобретение:
литература по теме проекта
|
100 рублей
|
2
|
Приобрести:
бумагу «Снегурочка»;
папки;
файлы.
|
200 рублей
|
3
|
Ресурсы сети Интернет
|
100 рублей
|
4
|
Игрушки, материал для опытов
|
200 рублей
|
5
|
Распечатка фотографий
|
100 рублей
|
|
ИТОГО
|
700 рублей
|
Критерии оценивания проекта
Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски и пути преодоления рисков
Риски
|
Пути преодоления рисков
|
Отсутствие должной заинтересованности и подготовленности у некоторых участников проекта.
|
Индивидуальная работа заместителя с педагогами.
Проведение консультаций.
Представление презентаций.
|
Проблема методического обеспечения
|
Создание рабочей группы.
Разработка проекта
|
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Так же проект призван активизировать деятельность родителей в воспитании и образовании своих детей.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только разобраться с понятием воздух, но и дадут толчок для развития познавательной деятельности в целом.
Литература
1.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
|