Скачать 6.69 Mb.
|
Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с. ISBN 5-7695-0899-Х В учебном пособии освежены: технология основных направлений работы практического психолога; методика работы психолога с детьми разного возраста; технологии психологического сопровождения детей и подростков группы риска; методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования. Может быть рекомендовано практикам — психологам и педагогам. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................................................................. 3 Раздел I. Введение в специальность практического психолога.................4 Глава I. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования.............................................................4 1.1.1. Практическая психология образования и ее технологии .... 4 1.1.2. Правовой'статус практического психолога образования ... 14 1.1.3. Квалификационная характеристика педагога-психолога... 18 1.1.4. Профессиональная этика практического психолога...........25 Глава 2. Примерная модель личности и профессиональной деятельности психолога образования ....................................30 1.2.1. Требования кличности педа го га- психолога.......................30 1.2.2. Психолог как специалист, в системе образования..............35 1.2.3. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога..................................................................40 1.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности ............................................................................48 Глава 3. Организация труда практического психолога........................59 1.3.1. Рабочее место психолога.......................................................59 1.3.2. Планирование работы психолога.........................................63 1.3.3. Школьный психолог.и его .позиции....................................67 1.3.4. Особенности организации практической деятельности психолога..................................................................................70 Глава 4. Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования..............................................................................83 1.4.1. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности ............................................................................83 1.4.2. Авторские модели психологической службы......................87 1.4.3. Специфика работы психолога в детском саду.....................96 1.4.4. Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа.......................................ЮЗ Раздел II. Стратегия психологической службы образования и основные направления работы практического психолога.....118 Глава 1. Гуманизация целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования........................I1° 11.1.1. Гуманистическая парадигма педагогического процесса ... 118 11.1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса................121 11.1.3. Методологические основы гуманизации педагогического процесса..................................................... II. 1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса..................................................... Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога образования.......................................................... 11.2.1. Современное понятие психодиагностики........................ 11.2.2. Процедура и методы школьной психодиагностики........ П.2.3. Получение информации в работе психолога и ее использование................................................................ 11.2.4. Психологический мониторинг в практике психологической службы образования................................ Глава 3. Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога......................................... 11.3.1. Общее представление о психологическом консультировании.................................................................. 11.3.2. Основные подходы к консультированию и его виды ..... 11.3.3. Особенности возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования............... 11.3.4. Методика индивидуального консультирования............... Глава 4. Психокоррекция "как направление деятельности практического психолога в учреждениях-образования....... 11.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции...... 11.4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками....................................................... 11.4.3. Специфика и особенности психокоррекционного процесса.................................................~............................... 11.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.....'...................................................... Раздел III. Методика работы педагога-психолога с различными возрастными группами............................................................ Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста..... III. 1.1. Психологическое сопровождение.естественного развития дошкольника.......................................................... 111.1.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками............ 111.1.3. Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста.......................................................................... 111.1.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада.......................................................................... Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками..... 111.2.1. Младший школьник как объект психологической помощи................................................................................... 111.2.2. Готовность ребенка к школьному обучению.................. 111.2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка к школе......... 111.2.4. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников......................................................... Глава 3. Технология работы психолога с подростками....................; 111.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста.........................................................^ 111.3.2. Технология психологической работы с подростками в школе...................................................................................~i 111.3.3. Групповая психотерапия при акцентуациях характера у подростков...........................................................................3 111.3.4. Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы...............................7 Глава 4. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов.....................................................................1 111.4.1. Юность и ее психологические проблемы.......................; 111.4.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников..................................................................^ 111.4.3. Программа «Лидерство» для старшеклассников............I 111.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению.................................................1 Раздел IV. Методика работы школьного психолога с детьми группы риска............................................................................1 Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности..............................................7 1V.1.I. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте..................................................................................1 IV. 1.2. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей ..............................................................1 IV. 1.3. Принципы ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей................1 IV. 1.4. Методика психологической помощи социально и педагогически запущенным детям....................................: Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога...............................: IV.2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение.......................: IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников............................................................................: IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками ...: IV.2.4. Диагностика девиантного поведения ..............................: Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция ....: IV.3.I. Психология агрессивного поведения ..............................': 1V.3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления.............................................................': 1V.3.3. Аутоагрессия и ее профилактика.....................................j IV.3.4. Алдиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции .............................: Глава 4. Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях..........................................................: IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций ....: IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков .......................................................... IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия.................................................... IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалидов .... Приложение I........................................................................................... Приложение 2........................................................................................... Приложение 3........................................................................................... ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие практической психологии в системе образования, психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы связаны с необходимостью гуманизации российской школы. При смене парадигмы педагогического процесса обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психологического сопровождения растущей и формирующейся личности. С созданием психологической службы в школе появилась потребность в подготовке педагогов-психологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей. До последнего времени подготовка практических психологов для учреждений образования носила академический характер. Владея необходимой информацией, психологи затруднялись в ее практическом использовании. Это было связано с недостаточной разработанностью методических вопросов в данной отрасли науки. Многие технологические подходы в работе с детьми и подростками заимствованы из зарубежного опыта без их достаточной адаптации к российским социокультурным условиям. Анализ деятельности психологов показывает, что профессиональные затруднения чаще связаны с технологическими аспектами практической работы в системе образования, начиная с общей организации труда, путей и способов взаимодействия с педагогическим коллективом и кончая конкретными методиками, применяемыми в работе с различными возрастными группами и в наиболее распространенных случаях. Технология практической деятельности психолога, представленная в системе, дает будущему специалисту целостное представление не только о том, что делать, но и о том, как это делать. Предлагаемое учебное пособие апробировано автором на психологическом факультете Курганского государственного университета. Оно может помочь студентам в изучении таких дисциплин специализации «Психология образования», как «Введение в профессию психолога», «Организация психологической службы в системе образования», «Технологии возрастного подхода в работе психолога с детьми и подростками», «Психология девиантного поведения», «Технологии работы психолога с педколлективом», «Психология семьи» и многие другие. Наименования отдельных глав и разделов соответствуют вопросам, рассматриваемым на учебных занятиях. Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Глава 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ Практическая психология образования и ее технологии. — Правовой статус практического психолога образования. — Квалификационная характеристика педагога-психолога. — Профессиональная этика практического психолога. 1.1.1. Практическая психология образования и ее технологии Практическая психология — отрасль психологической науки, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни [1]. Она также ставит своей задачей обоснование воздействий на личность с целью проявления ее потенциальных возможностей. Практическая психология одновременно является видом профессиональной деятельности, цель которой — решение конкретных психологических задач и оказание психологической помощи отдельным людям и группам людей. Объектом практической психологии как профессиональной деятельности является индивидуальность человека и его психологической ситуации. Предметом практической деятельности психолога выступает та или иная грань психической реальности человеческой индивидуальности . Социальный заказ ориентирован на работу, с учащимися разного возраста, относящимися к категории психической нормы. Клиентом практического психолога становится человек (взрослый или ребенок), который сообщает о себе психологическую информацию и включен в процесс ее получения. Заказчик на работу практического психолога (педагог, родитель и т.д.) сообщает психологическую информацию о клиенте, будучи отчужденным от нее. Информация о конкретном человеке дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание и обес- печивает обоснование для воздействия на него в работе практического психолога. Психологическая служба также рассматривается как вид научной и практической деятельности, представляя собой часть практической психологии. Ее целью является решение проблем психологического обеспечения учебно-воспитательного и управленческого процессов в образовании. И.В.Дубровина выделяет три аспекта психологической службы: научный — одно из направлений возрастной, педагогической и практической психологии, изучающее закономерности развития личности с целью разработки методов и средств профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы; прикладной, методический — разработка технологий психологического обеспечения учебно-воспитательной работы; практический — непосредственная работа психолога в учреждении образования. Задачами психологической службы образования являются: содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения; профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Целью практической психологической работы с детьми может быть достижение психического здоровья ребенка, а его психическое и личностное развитие — условием и средством достижения этой цели [7]. Принято выделять взаимосвязанные между собой соматическое, психическое и социальное здоровье человека. Соматическое (биологическое, физическое) здоровье — это отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека. Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия: соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма; наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентно-сти (сопротивляемости) организма. Психическое здоровье — в литературе нет однозначного толкования этого понятия, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья тесно связано с психосоматической медициной, связы- вающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии. В психологическом словаре понятие психического здоровья определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности. Для оценки психического здоровья используются следующие критерии: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе, своей деятельности, ее результатам; адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать свою собственную жизнь и реализо-вывать это; способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными внешними неблагоприятными факторами, воздействующими на психику. Нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. И.В.Дубровина вводит понятие «психологическое здоровье». По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной. Общество же извне задает ей нормы и рамки. Оно вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированное™ и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психиче- ского и личностного развития, позволяющий успешно реализовы-вать это взаимодействие (И. В. Кузнецова). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности. Критериями социального здоров ья детей и подростков могут служить: адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс); овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная); овладение нормативным, правилосообразным поведением; уравновешенность процессов социализации и индивидуализации; выработка индивидуального стиля поведения (деятельности); наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств; общая средовая адаптация — интеграция в общество. Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К.Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагог-психолог ориентирован на сохранение и укрепление психологического и личностного здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями. |
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) Приоритетные направления деятельности детского практического психолога в доу |
Настольная книга практического психолога А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет) |
||
Опубликовано: Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в... |
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях доу Одним из важных направлений работы воспитателя и специалиста-психолога в доу является диагностика и коррекция неконструктивного,... |
||
Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера» Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: тц «Сфера», 2000.... |
Словарь практического психолога Чаще всего встречается при истерии, при двигательных расстройствах нижних конечностей и расстройстве равновесия. Часто сопровождается... |
||
Справочник практического психолога «И. Г. Малкина -пых Техники гештальта и когнитивной терапии» Книга является справочным пособием по методам и техникам гештальт-терапии и когнитивной терапии, используемым в индивидуальном психологическом... |
Этот справочник в первую очередь, сборник техник, точнее упражне... Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога) |
||
Ваш беспокойный подросток. Советы психолога родителям подростков... Теперь, в ответ на мои вопросы, я слышу только: «Как меня все достало», «Отстань», «Перестань меня контролировать». Вчера пришел... |
Книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: «Просвещение» О-35 Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |