Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция)




Скачать 164.03 Kb.
Название Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция)
Дата публикации 16.06.2014
Размер 164.03 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Психология > Реферат
14043

Тема: Специфика работы детского практического психолога в ДОУ (психокоррекция)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

  1. Приоритетные направления деятельности детского практического психолога в ДОУ……………………………………………………………...…4

  2. Планирование психологической работы…………………………………6

  3. Специфика прикладной психокоррекции в психологической службе образования……………………………………………………………………...7

4.Особенности деятельности педагога-психолога по сбору психологического анамнеза ребенка………………………………………………………………..10

5.Характеристика методов психодиагностики и особенности их применения в работе с дошкольниками……………………………………………….….……12

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………..………..17

Введение

Профессиональная деятельность психолога – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Объектом исследования выступает деятельность практического психолога.

Предметом исследования является специфика работы детского практического психолога в ДОУ.

  1. Приоритетные направления деятельности детского практического психолога в ДОУ

Психологическая работа детского психолога по содержанию, форме, видам работы в ДОУ имеет свою  специфику. Она определяется целями ее создания и особенностями ее задач. Основная цель – выявление и создание оптимальных условий реализации индивидуальных и возрастных особенностей детей. Данная цель осуществляется, решая следующие задачи:

  1. психологическая работа с каждым ребенком;1

  2. профилактика и преодоление отклонений в становлении отдельных сторон личности ребенка;

  3. коррекционная работа с детьми группы риска;

  4. выявление и спец. работа с одаренными;

  5. повышение психологической культуры и профессиональной компетентности работников;

  6. организация оптимальных условий работы педагогического коллектива;

  7. повышение уровня психологической грамотности родителей;

  8. коррекционная работа с родителями.

Психолог в ДОУ выполняет две функции:

  1. Участие в осуществлении воспитательного процесса в целом и его психологизация.

  2. Индивидуальная работа с детьми, содействие и учет их индивидуально-возрастных особенностей.

  3. психологическое здоровье и охрана прав ребенка

  4. максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка

  5. профилактическая и пропедевтическая (обучающая) работа с воспитателями и родителями

  6. создание эмоционального, психологического комфорта в ДОУ

  7. изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве с интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах их проявления

  8. оказание помощи детям с ограниченными возможностями

Принцип индивидуального подхода к ребенку предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности. Отсюда задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепление их собственной активности и раскрытие неповторимости личности. Выделение индивидуальных особенностей и специфических способов развития ребенка – это основное в работе педагогов и психологов. Основной документ в котором фиксируются индивидуальные особенности – это психолого-педагогическая характеристика, она же является и формой изучения индивидуальных особенностей.

Принцип профессионального взаимодействия с педагогами и семьей ребенка. Психологическая служба рассматривается как поле взаимодействия практического психолога с детьми, педагогами и родителями. В центре – интересы ребенка как развивающейся личности. Взаимодополняемость позиций психолога, педагога и родителя в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество, рассматривается как необходимое условие обеспечения работы психологической службы. Внутри подобного сотрудничества каждая сторона рассматривается как равноправный партнер, обеспечивающий ту функцию, которую никто кроме него обеспечить не может.

  1. Планирование психологической работы

Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного календарного плана, еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана.2

Перспективный план работы психолога отражает стратегию пси­хологической службы образовательного учреждения: цели и задачи психологического сопровождения естественного развития детей; выявление психологических причин трудностей развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; опре­деление направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами учреждения (школа, детский сад), представляется педагогическому совету и утверждается руководителем учреждения.

Календарные планы помогают практическому психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, психологу удоб­нее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности. В плане-сетке на неделю, который составляется на основе пер­спективного и календарного планов и учета психологических запросов      клиентов, заявок администрации и педколлектива, отражается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные дни недели и часы.

В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды деятельности, и формы работы с учетом нормозатрат рабочего времени, предусмотренных нормативными документами.

Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования. При составлении плана необходимо учитывать: цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения; приоритет прав и интересов ребенка; нормы расхода времени на каждый вид деятельности.

План должен включать следующие разделы: название направлений (психодиагностическая работа, консультативная работа, психокоррекционная работа, информационная работа, методическая работа) и форм деятельности (уроки психологии, факультативы, тренинги, коррекционные группы, беседы, консультации, психолого-педагогические консилиумы); сроки их выполнения; ответственные лица; предполагаемые результаты.

  1. Специфика прикладной психокоррекции в психологической службе образования

Психодиагностика – область спец. знаний связанная с разработкой теории, методологии и отдельных методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития достигнутого индивидом или группой.

Различают научно-практическую, т.е направленную на обнаружение ответов на вопросы вызванные исследованием и научно-исследовательскую психодиагностику, направленную на накопление психологических знаний для установления закономерностей.

Прикладная психодиагностика отличается от исследовательской по следующим параметрам:

  1. занимает меньше времени;

  2. простой и доступной в обработке и анализе;

  3. результаты должны переводиться на педагогический язык.

Психодиагностика в системе образования тесно связана с проблемами педагогики, в этом ее основной смысл, т.е. в конечном счете, она предполагает наибольший выбор адекватных способов едагогического воздействия.

Задачи:

  1. контроль динамики психического развития детей;

  2. выявление индивидуальных особенностей психики, отклонений от нормы в положительную или отрицательную стороны;

  3. изучение развивающего эффекта различных систем и методов воспитания, с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающих функций.3

Основные принципы организации психодиагностики детей-дошкольников:

  1. соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям и задачам психологической деятельности в ДОУ, т.е. используемые методы должны выявлять именно те психологические особенности детей, знание которых необходимо для успешного обучения и воспитания;

  2. результаты обследования сформулированы на едагогическом языке;

  3. прогностичность используемых методов, т.е. возможность на их основе прогнозировать определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах детства, предупреждать потенциальные трудности;

  4. высокий развивающий потенциал методов диагностики, т.е. возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе развивающих программ;

  5. экономичность  процедуры, т.е. оптимальная методика – это короткая, многофункциональная процедура, легкая в обработке и однозначная в оценке Диагностические схемы деятельности детского практического психолога.

Диагностический минимум – комплексное психолого-педагогическое обследование всех детей возрастной параллели, которое позволяет определить:

  1. группу психологически благополучных детей и группу детей с проблемами в воспитании и развитии;

  2. позволяет охватить всех детей в наиболее сложные периоды дошкольного детства;

  3. данная схема представляет собой лонгитюдное исследование, которое позволяет отследить динамику развития и состояние ребенка по определенным фиксированным психологическим характеристикам на протяжении всего процесса воспитания в ДОУ.

Методы сбора информации:

  1. экспертные опросы педагогов и родителей;

  2. структурированное наблюдение за детьми в процессе обследования;

  3. психологическое обследование детей, позволяет получить информацию, которая не доступна простому наблюдению;

  4.   анализ педагогический документации и материалов предыдущих обследований;

  5. По итогам диагностического минимума заполняется психолого-педагогическая карта дошкольника.

Углубленное диагностическое обследование – это детальное обследование ребенка, которое может приобретать различные формы:4

  1. первичная дифференциация нормы и патологии развития;

  2. изучение особенностей познавательной деятельности дошкольников в рамках возрастной нормы;

  3. исследование психических особенностей личности дошкольника.

Процедура:

  1. описание проблем и трудностей развития дошкольника, выявленных на этапе диагностического минимума;

  2. выдвижение гипотезы о причинах происхождения выявленных трудностей;

  3. получение дополнительной экспертной информации, проведение дифференциации или углубленного обследования;

  4. подтверждение или смена гипотезы.

Цель обследования – проверка выдвинутых гипотез, постановка психологического диагноза на основе которых планируется необходимая коррекционно - развивающая д-ть.

Диагностический минимум углубленное диагностическое обследование коррекционно - развивающая деятельность.

  1. Особенности деятельности педагога-психолога по сбору психологического анамнеза ребенка

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап:

  1. составление медицинского анамнеза на основе анализа специ­альной документации и беседы с медицинским работником;

  2. составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

  3. составление педагогического анамнеза (педагогической ха­рактеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком;

  4. составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.

2.         Адаптационный этап:

1. знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

1.  тестирование.

4. Интерпретационный этап:

1.  составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических дан­ных (по запросу).

5. Заключительный этап:

  1. констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

  2. рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме

Специфика процедуры диагностического обследования дошкольника.

Установление контакта: диагностическое интервью, которое включает:

  1. введение, как привлечение ребенка к сотрудничеству;

  2. организация свободных, неуправляемых высказываний ребенка;

  3. общие вопросы к ребенку;

  4. переход к исследованию;

  Собственно обследование: используются экспресс методики, сначала на диагностику познавательной сферы, затем на изучение личности. В дальнейшем возможно чередование, продолжительность этапа от 30 мин. до 1 ч.

  1.    Выражение признательности ребенку.

При проведении обследования необходимо учитывать следующие показатели:

  1. эмоциональные реакции ребенка на сам факт обследования;

  2. понимание инструкции и целей задания;

  3. характер деятельности;

  4. реакция на результат работы.

5.Характеристика методов психодиагностики и особенности их применения в работе с дошкольниками

Диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят так же анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности. Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Наблюдение – метод психологической диагностики, «состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а так же. с условиями их жизни деятельности в условиях ДОУ. Организационная специфика метода представлена следующим образом:

  1. наблюдение за ребенком в условиях естественной жизни деятельности (данный вид наблюдения характеризуются отсутствием констатирования с наблюдаемым ребенком и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования);

  2. наблюдение за ребенком в условиях направленной деятельности (построено на пробах совместной деятельности психолога с ребенком, фиксируются особенности поведения ребенка в контексте взаимодействия со взрослым);

  3. наблюдение за ребенком в условиях спец. организованной деятельности (осуществляется на занятиях познавательного, эстетического, оздоровительного цикла, диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями поведения ребенка в пространстве различного рода воздействий (объективных и предметных)).

В практике детского психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и направляют тестирование) и как сопроводительный метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования). Для обеспечения объективности метода используются спец. методические средства: бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений.5

Тестирование – метод психологической диагностики, «использующий» стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности». Посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов. В настоящее время в практике детского психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с по уровневой дифференциацией – комплекс стандартизированных заданий содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к «клиническому» типу обследования (т.е. с гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а так же отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок). Следует отметить, что методики по уровневой дифференциацией более адаптивны для детей дошкольного возраста.  В качестве психодиагностических средств выступают так же проективные тесты. Они направлены на целостное изучение личности.

Анкетирование – диагностический метод «получения социально-психологической и психолого- педагогической информации на основе вербальной коммуникации». В условиях ДОУ проводится только со взрослыми, преимущественно выборочного типа с использованием устной (интервью) и письменной (анкета) форм. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, соц. установок и личностных черт, а так же определение родительских и педагогических позиций опрашиваемых. Анкеты для родителей и воспитателей состоят из вопросов закрытого вида (да-нет), в некоторых случаях предлагается несколько вариантов ответа. Построение анкет на основе открытых вопросов, в условиях ДОУ нецелесообразно. Это связано с низкой мотивированностью данного вида деятельности для родителей и педагогов.

Беседа – диагностический метод «получения информации на основе вербальной коммуникации». От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психолого-педагогического анамнеза. Кроме того, в процессе беседы с ребенком решается проблема становления контакта. В условиях ДОУ применяются следующие виды бесед:

  1. свободная (не регламентированная формой и темой);

  2. директивная.

Анализ продуктов детского творчества – диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Психологическая информация, полученная в результате данного диагностического метода, может рассматриваться как дополнение представлений о возрастном развитии детей. В некоторых случаях она может выступать самостоятельной х-ой развития ребенка (психолого-педагогической. диагностика детских достижений).6

Заключение

В заключение работы подведем обобщающие выводы:

Психологическая работа детского психолога по содержанию, форме, видам работы в ДОУ имеет свою  специфику. Она определяется целями ее создания и особенностями ее задач. Основная цель – выявление и создание оптимальных условий реализации индивидуальных и возрастных особенностей детей. Принцип индивидуального подхода к ребенку предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности. Принцип профессионального взаимодействия с педагогами и семьей ребенка. Психологическая служба рассматривается как поле взаимодействия практического психолога с детьми, педагогами и родителями. В центре – интересы ребенка как развивающейся личности. Взаимодополняемость позиций психолога, педагога и родителя в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество, рассматривается как необходимое условие обеспечения работы психологической службы. План должен включать следующие разделы: название направлений (психодиагностическая работа, консультативная работа, психокоррекционная работа, информационная работа, методическая работа) и форм деятельности (уроки психологии, факультативы, тренинги, коррекционные группы, беседы, консультации, психолого-педагогические консилиумы); сроки их выполнения; ответственные лица; предполагаемые результаты

Диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят так же анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности. Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2010. С. 7-8.

  2. Блонский П.П. Педология. – М., 1934; Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. – М., 2009, т. 4;

  3. Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. – М.-Л., 1925; Пропп В. Я. Морфология сказки. – М., 2009.

  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. – М., 2007. С. 63.

  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.-Л., 2007.

  6. Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008;

  7. Выготский Л.С. Пед. соч. Т. 4. С. 247.

  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2010. С. 69-70.

  9. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. /Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М., 2009.

  10. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. –  М., 2008;

  11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2006. С. 14.

  12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2006. C. 253-254.

  13. Сакулина Н. Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М., 2008.

  14. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М, 2008

  15. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии – 2008. – №6.

  16. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 2009.

  17. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 2007.

  18. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 2008.


 

1 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008;

2 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008;

3 Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2010. С. 7-8.

4 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008;

5 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008;

6 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008;


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon В учебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты...
Практическая психология образования: Учеб пособие для студ психол фак университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. —...
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях доу
Одним из важных направлений работы воспитателя и специалиста-психолога в доу является диагностика и коррекция неконструктивного,...
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство...
Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Рабочая учебная программа По музыкально-ритмическим движениям для...
Музыкальное воспитание в средней группе доу осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной программы...
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Настольная книга практического психолога
А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет)
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Рабочая учебная программа по музыкально-ритмическим движениям для...
Музыкально-ритмическое воспитание во 2 младшей группе доу осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной...
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Опубликовано: Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в...

Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Роль семьи в формировании личности ребенка
Преемственность в работе доу и семьи: понятие, готовность ребенка к школе, содержание, формы и методы работы доу и школы, формы сотрудничества...
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста...
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение...
Тема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция) icon Теоретическое обоснование проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами
Изучение проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами в психолого-педагогической литературе (здесь раскрываются...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции