Психология внимания




Скачать 338.46 Kb.
НазваниеПсихология внимания
страница1/2
Дата публикации26.09.2014
Размер338.46 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
literature-edu.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Учебно-методическое пособие

по курсу «Общая психология»

для студентов специальности Г 07.01.00 «Психология»

Гродно 2002



ВВЕДЕНИЕ

Учебный план специальности Г 07.01.00 «Психология» традиционно предусматривает глубокое изучение студентами прежде всего фундаментального общепсихологического знания, составляющего необходимую основу профессионального образования. При этом значительное место в курсе общей психологии занимает раздел, посвященный рассмотрению познавательных психических процессов, каждый из которых участвует в формировании у человека адекватной картины мира.

Особая роль принадлежит вниманию как сквозному психическому процессу, пронизывающему и объединяющему целостную психику человека. Изучение феноменологии внимания, его многозначности, психического статуса, видов и основных свойств должно составлять содержание образовательного процесса по данному разделу курса общей психологии.

В предлагаемом пособии представлен как теоретический, так и практический материал по психологии внимания. При этом в теоретическую часть включены такие вопросы психологии внимания, которые не нашли достаточно полного отражения в учебниках по общей психологии. Дидактическое предназначение данного раздела состоит в том, чтобы студенты смогли грамотно и содержательно сформулировать выводы на основании анализа данных, полученных в результате самостоятельного исследования отдельных свойств и видов внимания по методикам, предложенным в следующем разделе.

Этой же цели служит и последний раздел пособия. Он представляет собой своего рода мини-хрестоматию, где для самостоятельного изучения предлагаются научные статьи, знакомство с которыми будет способствовать расширению знаний студентов по различным аспектам психологии внимания.

В пособие включен достаточно широкий репертуар заданий для самостоятельного изучения студентами индивидуальных особенностей проявлений видов и свойств внимания как феномена когнитивной сферы психики конкретного человека. Выполнение предложенных заданий обеспечивает не только формирование у студентов практических психодиагностических умений, но прежде всего создает возможности для реализации в учебном процессе обучающе-исследовательского принципа.

Каждое из предлагаемых заданий представляет собой методику, позволяющую осуществить диагностику тех или иных особенностей изучаемого психического феномена - внимания. Описание каждой методики включает в себя цель, необходимое для проведения эксперимента оборудование, ход работы (в том числе инструкцию испытуемому), необходимые указания для обработки результатов и интерпретации полученных данных с помощью таблиц и шкал. Данный алгоритм описания методики должен быть отражен студентами в протоколе эксперимента, который заканчивается выводами, формулируемыми на основе полученных экспериментальных данных и в соответствии с поставленной исследовательской целью.

Один из разделов пособия содержит ряд заданий, которые могут быть использованы на семинарских занятиях по психологии внимания с целью осуществления контроля усвоения знаний по теме «Внимание» как преподавателем, так и для само- и взаимоконтроля студентов.

В пособии приводится список рекомендуемой литературы по проблеме психологии внимания, при использовании которой студенты смогут составить полное и разностороннее представление об этом феномене человеческой психики.

Пособие адресуется студентам, обучающимся по специальности Г 07.01.00 «Психология», как дневной, так и заочной форм.

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВНИМАНИИ

В настоящее время в психологической науке относительно внимания как феномена психики нет единого мнения. Существуют многочисленные определения внимания, в которых объединяющим началом является понимание его как важнейшего фактора в организации деятельности человека.

Прежде чем обратиться к определению внимания, следует рассмотреть этимологию термина «внимание». Очевидно его происхождение от латинского слова attendo, обозначающего напряжение души, обращение к объекту. Русские термины «внимать», «внемлю» также указывают на действие «взятия в душу» объекта, его усвоение субъектом.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость.

В данном определении под направленностью сознания понимается проявление такого его свойства, как избирательность, или селективность отражения. Благодаря ему зона сознания дифференцируется на зону внимания (ясного сознания) и зону неясного сознания. Первая включает те объекты, которые благодаря направленности на них сознания человека будут отражаться ярко, точно и отчетливо. В зоне неясного сознания отражение объектов неотчетливое, смутное. Эти особенности отражения в терминах гештальт-психологии обозначены понятиями «фигура» и «фон».

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека.

Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

1.1. Феноменология внимания

Знание явлений внимания и невнимания - то есть феноменологии внимания - и умение их различать необходимо каждому психологу, независимо от его практической специализации.

В современной психологии феномены внимания разделяют на субъективные и объективные явления, сопровождающие акт внимания.

Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека:

- на психофизиологическом уровне - это такие индикаторы, как биотоки головного мозга, состояние сердечно-сосудистой системы, особенности дыхания, микродвижения глаза и т.п.;

- на мышечном, двигательном уровне - это макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств (например, установка глаза на объекте внимания и т.п.);

-характерные поведенческие комплексы (поза внимания, поза невнимания), включающие специфическую мимику, жесты, повороты и наклоны головы и т.д.

Субъективные проявления, сопровождающие акт внимания, представлены:

- формальными характеристиками когнитивных содержаний сознания (ясность - смутность, отчетливость - расплывчатость, живость - неподвижность);

- характеристиками содержаний аффективной сферы (интерес - отсутствие интереса, удивление - безразличие и т.п.);

- характеристиками содержаний волевой сферы (напряженность усилий - отсутствие напряженности, активность - пассивность и т.п.).

Субъективно состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части: фокальную и периферическую. Феномен внимания связывают именно с фокальной частью, в которой объекты осознаются ясно, отчетливо, ярко и живо. При этом о ясности психических образов говорят в том случае, если в них различимы детали; об отчетливости - если образы резко выделяются среди прочих содержаний сознания; живость образов восприятия и памяти, находящихся в фокальной части сознания, обнаруживается в их сближенности, что создает эффект эйдетизма.

Одной из важнейших характеристик образов этой части сознания является их действенность. Она проявляется в том, что они обеспечивают единство и взаимосвязь всех актуально протекаю-

щих осознаваемых процессов. Не случайно внимание называют «монархом сознания», поскольку именно оно организует поток актуальных мыслей, переживаний и действий человека.

Другой характеристикой фокальной области сознания является эмоциональная окраска объекта внимания. Так, например, длительное внимание к любому объекту, по мнению некоторых психологов, вызывается и поддерживается благодаря процессу идентификации, вследствие чего данный объект становится позитивно или негативно значимым для человека. Ч.Тарт на основании такого понимания проводил следующий демонстрационный эксперимент: он ставил на стул посередине комнаты пустую сумку и просил всех участников эксперимента сосредоточить свое внимание на ней, попытаться идентифицировать себя с этим предметом, думать о ней как о своей любимой сумке, о которой следует заботиться, как о самом себе. Спустя несколько минут экспериментатор неожиданно сильным ударом сбивал сумку со стула. Это действие вызывало у всех участников эксперимента сильную аффективную реакцию - гнев, возмущение, у некоторых даже физическое ощущение боли.

Вклад внимания в регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивает такие эффекты, как увеличение продуктивности и качества деятельности, приобретение знаний, обеспечение бдительности и др.

Вместе с тем внимание может быть фактором дезорганизации деятельности. Примерами могут служить «развал» навыка при усиленном внимании к совершаемым действиям, феномен смыслового пресыщения, возникающий при непрерывной зрительной или слуховой фиксации на слове. Негативным следствием длительного произвольного внимания может стать утомление. В этой связи психологи отмечают, что невнимание не всегда является недостатком, порой оно служит желательным «предохранительным клапаном», который защищает сознание от информационной перегрузки.

Динамика и совокупность названных выше объективных и субъективных проявлений внимания в каждом отдельном случае образуют различные структуры состояний, видов и свойств внимания: например, состояния бдительности, концентрации; виды внимания - активное и пассивное, произвольное и непроизвольное; а также такие свойства, как способность к переключению, распределению и т.п.

Проявлением, противоположным вниманию, является невнимание. Феноменология невнимания представлена различными яв-

лениями, среди которых наиболее известна и изучена рассеянность. Она понимается как неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Имеющиеся данные позволяют дифференцировать состояние рассеянности, выделяя такие ее виды, как:

- истинная рассеянность, называемая также отупением или сонливостью. Ее признаки: преобладание вместо ясных восприятий и представлений неясных и смутных, уменьшение интеллектуального напряжения, фиксация взора в пустоту. Специальными техниками релаксации и медитации осуществляется контролируемое погружение в такое состояние;

- мнимая рассеянность, причина которой - глубокая внутренняя концентрация на объекте, в силу чего ее называют также «липким вниманием»;

- ученическая рассеянность, в основе которой лежит чрезмерная переключаемость, подвижность внимания, что дало ей название «порхающее внимание»;

- старческая рассеянность, возникающая в связи с плохой пе-реключаемостью в сочетании с недостаточно активной концентрацией внимания.

Феноменология невнимания не исчерпывается названными видами рассеянности и может быть представлена:

- направленным невниманием, то есть сознательным игнорированием определенных объектов (мыслей, воспоминаний, ощущений, другого человека и т.п.);

- привычным невниманием - игнорированием повторяющихся, привычных событий (например, тиканья часов, давления одежды и т.п.).

Таким образом, понятие «внимание» объединяет множество разнообразных феноменов психики человека, что обусловливает многозначность его понимания.

1.2. Многозначность определения внимания

Психические явления, как известно, существуют в виде психических процессов, свойств и состояний. При этом рассмотрение явления как процесса предполагает выделение его процессуальных характеристик; как психического свойства - характеристик устойчивости и постоянства; как психического состояния - как особого состояния, возникающего в определенных ситуациях. Многознач-

8

ность феномена внимания заключается в том, что оно может быть рассмотрено и как процесс, и как свойство, и как состояние.

Внимание как психический процесс. Трактовка внимания как процесса связана с тем, что любая деятельность, которая сопровождается направленностью и сосредоточенностью на ней сознания человека, развертывается во времени, имеет начало и конец. Возникает вопрос о синхронизации внимания и деятельности, поскольку своевременная активизация внимания, совпадающая с началом деятельности и даже несколько опережающая ее, обязательна для эффективной реализации целей деятельности человека.

Состояние повышенной готовности к включению в деятельность - это особое рабочее состояние сознания, именуемое пред-вниманием. Оно может возникать непроизвольно в ответ на стимул, по собственной инициативе человека или как следствие внешней инструкции. Физиологическая основа предвнимания - это избирательное повышение чувствительности.

Состояние предвнимания характеризуется постепенным повышением интенсивности сосредоточения в процессе подготовки к выполнению деятельности. В этой связи выделяют нижнюю и верхнюю границы предвнимания. Нижняя граница соответствует тому моменту, когда происходит первичное сосредоточение, отвечающее содержанию деловой направленности. Верхняя граница характеризуется достижением оптимальной интенсивности внимания, позволяющей приступить к выполнению основной деятельности. Нижняя и верхняя границы предвнимания могут быть сближены, но могут и значительно отдаляться друг от друга. Это зависит от умения человека управлять своим вниманием, уровня овладения выполняемой деятельностью, психического состояния в момент начала деятельности, мотивации, типа темперамента и т.п. В целом состояние предвнимания весьма кратковременно: экспериментально установлено, что оно длится около 500 миллисекунд, далее происходит его угасание.

При включении в деятельность предвнимание сменяется так называемым процессуальным вниманием, которое функционирует на протяжении всего времени осуществления деятельности. В рамках такого внимания выделяют упреждающее внимание. Оно предусматривает целенаправленный поиск и отбор необходимой информации, предвосхищение результатов деятельности, то есть участие в построении модели будущего действия, выбор способов осуществления деятельности.

В собственно процессуальном внимании выделяют ряд динамических фаз:

- фазу восходящего внимания, для которой характерно повышение сосредоточенности сознания на объекте в момент начала интеллектуальных или практических действий с ним. В этот период происходит достижение уровня наиболее продуктивной сосредоточенности внимания на деятельности;

- положительный сдвиг внимания, при наступлении которого происходит быстрое возрастание углубленности и устойчивости внимания. В результате повышается уровень сосредоточения, обеспечивается высокий темп выполнения задания на фоне выраженной интеллектуальной активности, опосредованной эмоциональными и волевыми компонентами личности;

- спад внимания, характеризующийся быстрым снижением концентрации внимания и отвлечением от деятельности. Он сопровождается снижением интеллектуальной активности, ослаблением волевой регуляции деятельности. Причинами спада внимания могут явиться: утомление, неуспех деятельности, снижение мотивации достижения, эффекты межличностного взаимодействия, ингибиру-ющие внимание (негативная внешняя оценка, обида и т.п.).

Внимание как свойство личности. При рассмотрении внимания как устойчивой постоянной особенности человека имеется в виду, что такие личностные образования, как мотивы, ценности, идеалы, эталоны, цели направляют и регулируют внимание человека, наполняя его личностным смыслом. В этой связи В.И.Страхов отмечает, что внимание производно от свойств личности и вместе с тем является опорным свойством, влияющим на формирование других свойств личности, проявляющихся в деятельности и взаимоотношениях людей.

Как личностное свойство внимание проявляет себя как внимательность - черта личности, определяемая системой ценностных ориентации и направленностью личности и, в свою очередь, определяющая, к чему и в какой степени может быть внимательным человек.

Внимательность имеет две формы проявления:

- первая форма связана с постоянным вниманием человека к окружающей обстановке, умением замечать изменения в предметной среде и внешней ситуации, умением организовывать предметную деятельность и контролировать ее исполнение. Такая внимательность называется объектной и проявляется в таких свойствах

10

личности, как наблюдательность, любознательность, деловитость и т.п.;

- вторая форма внимательности обнаруживается во взаимодействии людей друг с другом, в общении и называется субъектной внимательностью. Она имеет нравственное содержание и выражается в умении наблюдать и понимать психические состояния других людей. Идеал внимательности по отношению к другому человеку предполагает целый ансамбль личностных свойств, куда входят чуткость, отзывчивость, умение замечать настроение другого человека, желание прийти на помощь и т.п. Подобная внимательность - предпосылка эмпатии.

Объектная и субъектная внимательности у каждого человека сочетаются в определенной пропорции: они могут быть или равно представленными, или одна из них может являться доминирующей.

Внимание как психическое состояние. В психологии внимание рассматривается не только как процесс и свойство, но и как психическое состояние.

В зависимости от соотношения внутренней сосредоточенности на выполняемой деятельности и ее внешней выраженности выделяют четыре состояния внимания:

- действительная внимательность - состояние, характеризующееся углубленностью в деятельность, которая имеет очевидную внешнюю картину интенсивного сосредоточения (специфическая поза внимания, отсутствие лишних движений, фиксированный взгляд и т.п.);

- действительная невнимательность - состояние, противоположное предшествующему состоянию. При этом низкий уровень сосредоточенности на деятельности сочетается с соответствующими внешними проявлениями (отсутствие фиксированной позы, двигательная расторможенность, отсутствие визуального контакта и т.п.);

- кажущаяся внимательность - состояние, при котором отвлечение от необходимой в этот момент деятельности маскируется внешними признаками внимания. Это состояние есть ни что иное, как симуляция внимания;

- кажущаяся невнимательность - состояние активного сосредоточения внимания на деятельности на фоне маловыраженных внешних признаков.

Таким образом, внимание, действительно, является многозначным психическим феноменом: оно многолико и ни одно из его кон-

11

кретных проявлении не дает о нем исчерпывающего представления. Поэтому целесообразно рассматривать внимание как сложную иерархическую систему, организующим фактором которой являются цели деятельности человека.

1.3. Психический статус внимания в целостной психике человека

Рассмотрение вопроса о психическом статусе внимания предполагает опору на представление об основной психологической триаде, образованной следующими классами психических процессов, имеющих место в человеческой психике: когнитивными, эмоциональными и регуляторно-волевыми (по Л.М.Веккеру).

Определяя психический статус, внимание можно рассматривать как рядоположенный процесс в группе познавательных процессов. Правомерность такого подхода обусловлена имеющимися доказательствами «автономности» внимания как самостоятельного психического феномена. К их числу относятся следующие:

- физиологические, в том числе наличие специфических физиологических механизмов внимания (безусловного ориентировочного рефлекса, очага оптимального возбуждения, доминанты и т.п.); изменение вегетативных функций (степени мышечного напряжения, частоты движения глазных яблок и т.п.);

- психологические, в том числе особая ясность и отчетливость воспринимаемой из внешнего мира информации, наличие определенных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемос-ти и т.п.), повышение качества и продуктивности деятельности как результат внимания.

Этих доказательств вполне достаточно для признания определенной автономности внимания как психического феномена.

Представляется вполне правомерной и другая точка зрения, согласно которой внимание явным образом выходит за пределы исключительно когнитивного процесса. Этот «выход за пределы» состоит в том, что внимание включается во все три класса основной психологической триады, как бы пронизывая и когнитивную, и эмоциональную, и регуляторно-волевую сферы целостной психики человека. Это позволяет выделить особый статус внимания как феномена, интегрирующего психическую деятельность человека, как сквозного психического процесса, органично связанного с другими психическими процессами и свойствами и объединяющего психику в единое целое.

12

Такой психический статус внимания определяет его специфические особенности, отличающие его от других психических процессов. В частности, внимание не имеет собственного содержания и всегда существует как проявление функционирования других психических процессов. В этой связи Р.С.Немов отмечает, что всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает. У внимания нет также собственного результата. Если результат процесса восприятия - образ объекта, процесса памяти - представление об объекте и т.п., то у внимания аналогичных «продуктов» нет, оно содействует эффективному протеканию других психических процессов.

1.4. Функции внимания

Способность внимания обеспечивать оптимальные условия для осуществления других психических процессов обусловлена определенными его функциями, в числе которых следует указать следующие:

- селективная функция, проявляющаяся в том, что внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека;

- прогностическая, или планирующая функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям;

- контролирующая функция внимания заключается в его направленности на оценку как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности.

Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену.

По словам К.Маркса, отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере. В целостной психике человека роль такого «дирижера» полноправно принадлежит вниманию, которое, будучи сквозным психическим процессом, выполняет ин-тегративную функцию.

13

ГЛАВА 2. ВИДЫ ВНИМАНИЯ 2.1. Классификация видов внимания

Классификация видов внимания может быть осуществлена по достаточно многочисленным критериям.

Если в качестве критерия классификации выступает происхождение внимания, то выделяют природное и социально обусловленное внимание. Первое представляет собой врожденную способность к избирательности реагирования на внешние и внутренние воздействия на основе безусловного ориентировочного рефлекса в силу их информационной новизны. Социально обусловленное внимание формируется при жизни под влиянием обучения и воспитания. Оно связано с сознательной избирательностью и волевой регуляцией реагирования.

В случае, когда в качестве критерия классификации принимается локализация объекта внимания, выделяют внешнее и внутреннее внимание. Очевидно, что внешним оно является, если объект находится вне субъекта внимания, и, наоборот, если объектами внимания становятся элементы внутренней жизни человека (мысли, чувства, воспоминания и т.п.), внимание является внутренним.

Учитывая особенности субъекта внимания, считают, что если им является отдельный человек, то внимание индивидуальное; если группа - групповое; если коллективный субъект - коллективное.

По критерию времени В.И.Страхов выделяет возвратное внимание, объектом которого являются результаты частично или полностью выполненной работы; перспективное внимание, направленное на оценку результата, план последующих действий. По данному критерию можно выделить и актуальное внимание, представленное «здесь и теперь» и обслуживающее актуальную деятельность.

Этот же психолог по характеру отражения объектов внимания, взяв за основу разделения характер отражения объекта внимания, характеризует внимание, направленное на детали объекта, как аналитическое, дифференцирующее и, соответственно, направленное на целостный объект как синтетическое.

Приняв за основание классификации характер объекта внимания, В.И.Страхов описывает следующие его виды:

- сенсорное (чувственное и перцептивное), объектами которого являются ощущения и восприятия;

- интеллектуальное, где в качестве объектов внимания выступают содержательно-процессуальные характеристики мышления;

14

- двигательное (исполнительское), объектами внимания при нем становятся действия и операции выполняемой деятельности;

- пользуясь этим критерием, правомерно выделить аффективное внимание, объектами которого выступают эмоции и чувства, переживаемые человеком.

Р.С.Немов по характеру управления вниманием подразделяет его на непосредственное, которое управляется напрямую объектом внимания, и опосредованное, регулируемое с помощью посредников (слов, жестов и т.п.).

Наиболее распространенной является классификация видов внимания по критерию представленности в акте внимания цели и волевого усилия. По данному основанию выделят непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

2.2. Непроизвольное внимание: его природа и детерминанты

Непроизвольное внимание имеет выраженную очевидность, в силу чего именно оно прежде всего стало объектом исследования психологов и получило в их работах различные названия, тем не менее, отражавшие его существенные особенности. Так, Э.Тит-ченер назвал его первичным, Н.Н.Ланге - инстинктивным, рефлексивным, Л.С.Выготский - натуральным, Н.Ф.Добрынин - вынужденным.

Филогенетически и онтогенетически непроизвольное внимание представляет собой наиболее «древний» вид внимания. В онтогенезе оно обнаруживается очень рано - с первых дней появления ребенка на свет.

Физиологической основой непроизвольного внимания является универсальная биологическая реакция - ориентировочный рефлекс, возникающий как ответная реакция на любое изменение окружающей среды. Е.Н.Соколовым и сотрудниками был выявлен нейрофизиологический механизм этой реакции: установлено, что в центральной нервной системе в результате анализа информации, поступающей извне, формируется «нервная модель» стимула или ситуации. Изменение параметров стимула вызывает к работе клетки-детекторы, так называемые нейроны внимания. Они фиксируют рассогласование вновь поступающей информации с уже имеющейся моделью, что автоматически вызывает ориентировочный рефлекс «что такое?».

С позиций психологического анализа возникает вопрос: все ли изменения стимула (ситуации) равноценны. Прежде всего следует

15

отметить, что преимущественное отражение получают те изменения, которые связаны с субъективными актуальными потребностями человека и прежде всего с базальными. Для ориентировочного рефлекса в этом случае справедлив «закон силы»: чем сильнее изменение стимула, тем сильнее ответная реакция на него. В отношении основных социогенных потребностей человека характерно как соблюдение, так и нарушение «закона силы»: ничтожные изменения стимула, адресованные к основным и выраженно значимым потребностям, могут вызвать сильную ответную реакцию. Особенно выражено такое нарушение в отношении познавательной потребности, благодаря чему незначительное изменение стимула может стать основой проявления интереса.

Факторы, организующие непроизвольное внимание человека, связаны как с характеристиками объекта внимания, так с особенностями самого человека - субъекта внимания.

Первая группа факторов непроизвольного внимания включает следующие:

- сила раздражителя;

- новизна раздражителя;

- контрастность;

- длительность и прерывистость действия раздражителя;

- движение объекта на неподвижном фоне;

- внезапность появления раздражителя и др.

Вторая группа представлена устойчивыми особенностями субъекта внимания, имеющими место всегда, или особенностями, возникающими в конкретной ситуации, в том числе:

- актуальными или устойчивыми потребностями;

- интересами;

- эмоциями и чувствами;

- прошлым опытом, в том числе в виде привычки, динамического стереотипа (устойчивая апперцепция);

- установкой на внимание (временной апперцепцией), которая задается предыдущими обстоятельствами, ожиданием определенного хода событий;

- согласованностью информации, поступающей от объекта, с наличным содержанием сознания человека и др.

Основная функция непроизвольного внимания состоит в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

16

2.3. Произвольное внимание как высшая психическая функция

Наряду с непроизвольным важнейшую роль играет произвольное внимание. За устранением частицы «не» стоит коренная реорганизация психологических механизмов внимания. В качестве фактора, пробуждающего произвольное внимание, выступают не случайные изменения или характеристики объектов, а цель деятельности человека.

Психологический механизм возникновения произвольного внимания связан с процессом целеполагания. Определение цели, формирование акцептора действия, планирование и реализация способов достижения цели, оценка конечного продукта и при необходимости - коррекция действия - все эти этапы деятельности человека осуществляются под общим контролем произвольного внимания.

Сосредоточенность же на этой цели представляет собой результат волевого усилия. В этой связи Джеймс писал, что главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем внимания.

Физиологические механизмы произвольного внимания связаны с работой более «молодых», специфически человеческих областей головного мозга - лобных отделов коры больших полушарий, которые программируют и корректируют поведение и деятельность человека. Особенностью произвольного внимания является то, что доминирующим раздражителем здесь является сигнал, идущий не от первой сигнальной системы, что типично для непроизвольного внимания, а от второй. При этом возникающее в коре больших полушарий возбуждение, соответствующее речевому стимулу (мысли, самоприказу и т.п.), становится преобладающим, доминантным. Энергетическая «подпитка» произвольного внимания осуществляется за счет активации «энергоблока» мозга - верхних отделов мозгового ствола, гипоталамуса, ретикулярной формации - под влиянием словесных раздражителей.

Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку.

Л.С.Выготский в развитии внимания выделял две основные линии: линию натурального развития внимания и линию его культурного развития.

17

Линия натурального развития внимания связана с естественным вызреванием отдельных доминант (пищевой, зрительной, слуховой и т.п.). Развитие внимания здесь является функцией общего органического развития ребенка и развития центральной нервной системы, ее нервных аппаратов и функций. Этот процесс преобладает на первом году жизни ребенка и происходит в течение всей жизни человека. Проявлением или психическим эффектом этого процесса является формирование непроизвольного внимания.

Линия культурного развития внимания берет начало также с момента рождения при первом социальном контакте ребенка с окружающими его взрослыми. Конечная цель такого развития состоит в овладении ребенком собственным вниманием, формировании у него способности управлять им, что и составляет сущность произвольности любого психического процесса.

Чтобы ответить на вопрос, каким образом произвольность как характеристика внимания формируется у ребенка, Л.С.Выготский и его ученики провели ряд оригинальных экспериментов по специально созданной методике двойной стимуляции. Цель данной методики - показать психологический механизм овладения человеком своим вниманием.

Сущность методики двойной стимуляции заключается в том, чтобы создать ситуацию, требующую от ребенка овладения собственным вниманием. Это представляет определенную сложность для дошкольника и даже младшего школьника, поскольку внутреннее действие внимания как произвольное у ребенка данного возраста еще не сформировано. Поэтому вводится второй стимул, который выполняет роль внешней опоры и обеспечивает устойчивость внимания ребенка на предъявляемом объекте, то есть является посредником. Благодаря ему внутреннее психическое действие внимания становится внешним, практическим действием с объектом-посредником. Действие сначала отрабатывается во внешнем плане, а затем интериоризируется, становясь произвольным. При этом внешний посредник (объект или внешняя речь) заменяется внутренней речью.

Конкретная исследовательская процедура с детьми 4-7 лет, построенная на основе методики двойной стимуляции, может быть проведена в две серии. В первой серии действия ребенка выполняются без внешних вспомогательных средств. Экспериментатор говорит ребенку: «Я сейчас буду задавать тебе вопросы, а ты быстро отвечай, соблюдая два правила: не называть запрещенных цветов (белый и голубой); не называть дважды один и тот же цвет». Далее он предлагает ребенку следующие вопросы.

18

Бывал(а) ли ты в деревне?

Какого цвета трава?

Был(а) ли ты в больнице?

Какого цвета халат у доктора?

Знаешь ли ты цветок ромашки?

Какого цвета лепестки у ромашки?

Какого цвета небо?

Какого цвета осенние листья?

Какого цвета вагоны поезда?

Какого цвета листья подсолнуха?

Данные, полученные в первой серии эксперимента, показывают, что управление вниманием как внутреннее действие у детей данного возраста не сформировано, что приводит к многочисленным ошибкам в ответах на вопросы экспериментатора.

Во второй серии произвольность внимания ребенка формируется с помощью внешних вспомогательных средств. Это могут быть полоски бумаги белого, желтого, голубого и зеленого цветов. Каждому ребенку предлагают ту же инструкцию, что и в первой серии, но дополнительно дают внешнее вспомогательное средство - полоски бумаги указанных выше цветов, которые кладут на стол перед испытуемым. При этом ребенку говорят: «Вот эти полоски белого и голубого цветов, которые ты не должен называть, положи сейчас перед собой. А эти - желтого и зеленого цветов - положишь перед собой после того, как назовешь предметы такого цвета». Далее ребенку задают те же вопросы, что и в первой серии.

Экспериментальные данные второй серии свидетельствуют о том, что при опоре на внешние стимулы, благодаря которым действие контроля за вниманием становится развернутым практическим действием с объектами-посредниками, у детей формируется способность к произвольному вниманию, то есть происходит овладение собственным вниманием.

Таким образом, культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд стимулов-средств, с помощью которых он далее управляет собственным вниманием. Такими стимулами-средствами могут быть конкретные предметы, жесты-указания, слова-указания. Все эти средства выполняют роль внешних опор, которые сначала предлагаются ребенку взрослым, затем используются им в общении со взрослым для направления его внимания на нужный ребенку объект, а потом становятся внутренними средствами управления ребенком собствен-

19

ным вниманием, обеспечивая тем самым его управляемость или произвольность.

Исходя из того, что социальные отношения образуют основу как отдельно взятой психической функции, так и их систем, Л.С.Выготский рассматривал и генезис внимания. В этом процессе он выделил четыре стадии.

Первая стадия связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением и сознанием ребенка, направляя реализацию его натуральных, непроизвольных функций, в том числе непроизвольного внимания. Такими средствами являются прежде всего указательный палец и речевое сопровождение указательного жеста взрослого человека. Л.С.Выготский отмечает, что именно указание стоит в начале управления вниманием, и замечательно, что человек создал себе как бы особый орган произвольного внимания в указательном пальце, получивший в большинстве языков свое название от этой функции. Поэтому историю произвольного внимания, подчеркивает он, следует начинать с истории указательного пальца. Очевидно, что действие на этой стадии является интерпсихическим, то есть действием между людьми, осуществляющимся во внешнем плане.

Для второй стадии характерно, что сам ребенок становится субъектом, использующим данное ему психологическое орудие для управления поведением и сознанием другого человека. С помощью собственного указательного пальца и соответствующего речевого сопровождения он обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Действие управления продолжает существовать во внешнем плане как действие интерпсихическое.

На третьей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления сознанием и поведением, которые другие люди применяли к нему, а он - по отношению к ним. Такое действие протекает все еще во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка, но обращено им на самого себя.

Уже на третьей стадии начинается интериоризация действия управления вниманием, которая приобретает законченный вид на четвертой стадии. Действие управления ребенком своим вниманием становится собственно внутренним действием, осуществляющимся в опоре на психический образ и внутренню речь.

Таким образом, Л.С.Выготский показал, что развитие произвольного внимания как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций: первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как

20

форма сотрудничества между людьми и лишь впоследствии становятся внутренними психическими функциями самого ребенка.

Отличительными признаками произвольного внимания как высшей психической функции являются следующие:

- опосредованность;

- осознанность;

- произвольность;

- прижизненное формирование;

- возникновение в результате овладения специальными орудиями-средствами, выработанными в ходе исторического развития общества;

- обусловленность развития произвольного внимания включенностью ребенка в процесс усвоения заданных образцов организации внимания;

- стадиальность развития произвольного внимания в онтогенезе. Согласно результатам исследований, овладение ребенком своим вниманием с помощью предметных и речевых действий начинается в дошкольном возрасте с 2,5 - 3,5 лет. Выраженные проявления произвольности внимание имеет в 5,5 - 6,5 лет, когда ребенок способен выполнить задание, используя способы организации внимания самостоятельно. Овладев внутренними средствами управления вниманием, ребенок далее выходит на уровень взрослого человека, поэтому в дальнейшем онтогенезе динамика развития произвольности внимания не выражена, но оно приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности в развитии произвольного внимания изучал А.Н.Леонтьев на выборках испытуемых разного возраста с помощью методики двойной стимуляции.

2.4. Послепроизвольное внимание

Вопрос о послепроизвольном внимании тесно связан с вопросом об организующей роли мотивов и потребностей в пробуждении и активизации внимания человека. В процессе деятельности познавательный интерес представляет собой не что иное, как познавательную потребность, опредмеченную в определенных объектах и видах деятельности, выступающих в этом случае источником положительных эмоциональных переживаний. Влияние интереса приводит к метаморфозе произвольного внимания, в частности, к тому, что увлеченность делом порождает особое внимание - пос-лепроизвольное.

21

Отличительной особенностью такого внимания является то, что на фоне увлеченности человека выполняемой деятельностью из сферы сознания «исчезает» все, что не связано с содержанием деятельности. И в первую очередь отпадает необходимость в волевом усилии, цель которого в произвольном внимании состоит в удержании сознания на объекте деятельности. В послепроизволь-ном внимании эту функцию выполняет интерес к деятельности, возникший у человека.

На этом фоне появляется еще одна особенность послепроиз-вольного внимания, которая заключается в его повышенной избирательности, отсутствии выраженных реакций на посторонние воздействия. Безусловно, очень сильный раздражитель может вывести человека из этого состояния, поскольку срабатывает безусловно рефлекторный механизм непроизвольного внимания. Однако при послепроизвольном внимании, как правило, даже пороги ориентировочного рефлекса повышаются. Это означает, что обычные изменения окружающей обстановки, которых бывает достаточно, чтобы разрушить произвольное внимание, оказываются бессильными перед послепроизвольным. В совокупности указанные выше особенности послепроизвольного внимания обусловливают его особую экономичность. Поэтому именно пос-лепроизвольное внимание является оптимальным для выполнения различных видов деятельности.

Наряду с уже представленными послепроизвольное внимание имеет еще одну особенность, которая состоит в том, что оно не управляется самоприказами, самоинструкциями, словесными указаниями, как это имеет место в произвольном внимании, его нельзя «обмануть» в том смысле, что оно не возникает там, где нет настоящего интереса к делу. В этом отражается глубокая личностно-смысловая насыщенность такого внимания для человека.

Несмотря на существенные различия, послепроизвольное внимание имеет определенные «точки сближения» как с непроизвольным, так и с произвольным вниманием. Общее с непроизвольным вниманием состоит в отсутствии у обоих видов необходимости в волевом усилии. Если же сравнивать послепроизвольное и произвольное внимание, то следует отметить, что, во-первых, во временном континууме послепроизвольное внимание наступает всегда только после произвольного; во-вторых, в нем, так же, как и в произвольном, в сознании удерживается цель деятельности как образ желаемого будущего, как идеальный результат осуществляемой человеком деятельности.

22

Таким образом, предпринятый анализ указывает со всей очевидностью на выраженную внутреннюю взаимосвязь всех видов внимания человека- непроизвольного, произвольного и послепро-извольного.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология внимания iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Психология внимания iconТема: криминальная психология
Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии

Психология внимания iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Психология внимания iconОбщие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...

Психология внимания iconОглавление
Хрестоматия является учебным пособием по курсу «Зоо­психология и сравнительная психология» для студентов фа­культетов и отделений...

Психология внимания iconПояснительная записка Курс «Дифференциальная психология»
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология»

Психология внимания iconРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются

Психология внимания iconКогнитивная психология
С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Психология внимания iconПсихология киновосприятия
Жинкин Н. И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. – Сб. – Вып – М.: Искусство, 1971. – С. 214-254

Психология внимания iconПсихология человека в современном мире том 3 Психология развития и акмеология
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции