Скачать 68.96 Kb.
|
Для юристов гр.713 ю, 723 ю Изучить данную тему и выполнить задания. Тема: КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии. Правовая психология — это научно-практическая дисциплина, изучающая психологические закономерности системы человек-право, разрабатывающая рекомендации, направленные на повышение эффективности данной системы. В структуру правовой психологии входят следующие компоненты: психология социально-регулятивной сущности права; криминальная психология (психология преступления); исполнительная (пенитенциарная) психология; психология профессионального труда юриста; психологические понятия в уголовно-правовых и гражданско-правовых отношениях; психология оперативно-розыскной деятельности (ОРД). В литературе предлагается дополнительный структурный элемент юридической психологии — криминалистическая психология. «Криминалистическая психология — это та часть юридической психологии, которая обеспечивает своими разработками, достижениями, знаниями и возможностями поисково-познавательную деятельность (следственный аспект) в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования соответствующих уполномоченных на то законом должностных лиц правоохранительных органов и спецслужб, профессионально ведущих борьбу с преступностью». Представляется, что психология в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования преступления должна рассматриваться юридической психологией в разделе «Психология деятельности по расследованию преступлений». Психология деятельности спецслужб, профессионально ведущих борьбу с преступностью, изучаются в разделе «Психология оперативно-розыскной деятельности — ОРД». Производство оперативно-розыскных мероприятий не является чисто юридической деятельностью, поэтому психологию ОРД необходимо изучать в правовой психологии. Криминальная психология изучает психические явления, психические закономерности, проявляющиеся в процессе деятельности, связанной с преступлением. В структуру криминальной психологии входят: 1. Психология личности преступника. 2. Психология преступной группы и ее лидера. 3. Психология жертвы преступления (виктимология). 4. Психология несовершеннолетних. Психология личности преступника Понятие «личность преступника» многогранно, оно используется в юридической психологии, уголовном праве, криминологии, криминалистике и др. Изучение личности преступника невозможно без выявления характерных типов и групп лиц, совершивших противоправные деяния. Выделяют три основных направления исследования личности преступника: биологическое, социально-демографическое и нравственно-психологическое. А. Биологическое исследование личности преступника. В криминологии, правовой психологии, юриспруденции в целом отношение к биологическим причинам преступности неоднозначно. Как известно, преступниками не рождаются, а становятся, следовательно, в формировании личностных особенностей преступника ведущее место отводится -социальным, жизненным факторам, воспитанию, обучению, влиянию среды. Однако отрицать роль биологических; свойств в формировании социальных качеств личности было бы ошибкой. На личность человека существенно влияют возраст, пол, физические и психологические особенности. Возрастные особенности — определяющие в формировании личности. На каждом возрастном этапе развитие личности неодинаково. С годами положительные социальные связи становятся более прочными, устойчивыми и разветвленными, Богатый жизненный опыт дает возможность выбрать социально правильную линию поведения даже в сложных ситуациях. Поведение во многом определяется также половыми особенностями, преломленными в психике конкретного человека. Ведущая роль в различном формировании психологии мужчин и женщин отводится биологическим различиям полов, опосредованным социальными факторами. Физические недостатки человека, состояние его здоровья могут оказать в определенных условиях неблагоприятное воздействие на формирование взглядов и привычек. Психические особенности (тип нервной системы, свойства памяти, мышления, воображения и др.) не менее существенно влияют на формирование личности и ее взаимодействие с окружающей средой. Таким образом, сами по себе индивидуальные биологические свойства нельзя считать причинами преступного поведения, но они порой играют существенную роль условий, способствующих негативному формированию личности. Б. Социально-демографическая характеристика личности преступника складывается из следующих элементов: пола, возраста, уровня образования, семейного положения, отношения к труду, места жительства, занимаемой должности и др. К ней тесно примыкает характеристика 'уголовно-правовая: направленность преступного посягательства, устойчивость антиобщественного поведения, степень организованности преступников, совершение преступлений рецидивистов, несовершеннолетними. В связи с тем что социально-! демографические признаки показывают личность лишь с внешней стороны, особое внимание следует уделить нравственно-психологическим свойствам личности. В. Нравственно-психологическая характеристика включает в себя социально обусловленные черты, определяемые как индивидуальными особенностями психологических процессов, свойств и состояний, так и проверенным опытом. Особое значение имеют морально-политические, мировоззренческие и нравственные качества человека: взгляды, убеждения, оценки, ценностные ориентации и т.п. К нравственно-психологическим особенностям относятся интеллектуальные (уровень умственного развития, объем знаний, широта и узость взглядов и др.), эмоциональные (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, например, темперамент), волевые (умение человека, сознательно регулировать свою деятельность). Из всех элементов преступления ближе всего к нравственно-психологической характеристике личности стоит субъективная сторона, а в ней — мотивы преступления, цели, поставленные перед собой преступником. Потребности, мотивы, эмоции, непосредственно не наблюдаемые, они познаются опосредованно, путем умозаключения. Судебно-психологическая классификация личности включает в себя следующие типы правонарушителей: асоциальный (менее злостный); антисоциальный (злостный); тип личности преступника, характеризующийся дефектами психологической саморегуляции (случайный). Асоциальный тип отличается сформировавшейся психикой, которая не способна удерживать личность от антиобщественного поведения. Антисоциальный тип присущ личности злостного, профессионального преступника. Как правило, в эту категорию входят лица, неоднократно совершавшие преступления. Преступники, характеризующиеся дефектами психологической саморегуляции, — это лица, допустившие халатность, бездействие, чрезмерную самонадеянность, совершившие преступные деяния в состоянии аффекта и др. Вопросы: 1. Понятие и структура правовой психологии. 2. Криминальная психология: понятие и структура. 3. Биологическое исследование личности преступника. 4. Социально-демографическое, нравственное и психологическое изучение личности преступника. Задачи 1. Составьте психологическую характеристику личности преступника по схеме: A. Биографические данные. Фамилия, имя, отчество, год и место рождения. Национальность, образование. Профессия. Семейное положение! Б. Сведения об условиях формирования личности. Положение в коллективе. Материальные условия жизни в семье. Какое совершенно преступление и при каких обстоятельствах. Поведение в коллективе. Поддается ли воспитанию. B. Структура личности. • Особенности психических процессов и состояний. Восприятие: особенности восприятия; наблюдательность. Внимание: произвольное, непроизвольное, его свойства (концентрация, объем, устойчивость, распределимте, переключаемость). Память: наиболее развитый вид; качества (точность, готовность). Мышление: способность к анализу и синтезу; решений проблемных задач, наиболее развитый вид мышления. Речь словарный запас; качества (содержание, выразительность; точность); культура; жаргон. Воображение: наиболее развитый вид. Чувства и эмоции: внешнее выражение; преобладающие формы проявления, постоянство, направленность, глубина, наличие аффектов, поведение в экстремальных условиях. Воля: сила, твердость, настойчивость. • Направленность. Потребности (материальные, духовные). Влечение. Интересы (широта, устойчивость). Мировоззрение (взгляды, идеалы, убеждения). • Темперамент. Тип. Наиболее развитые положительные и отрицательные качества. • Характер. Отношение к труду, обществу в целом. Отношение к другим людям (общителен, необщителен, груб или вежлив, скрытен или нет и т.д.). Отношение к себе. Основные черты характера (дисциплинированность, принципиальность, самостоятельность, выдержанность, негативизм, упрямство, внушаемость и т.д.). Сила характера, его цельность, определенность, устойчивость. Моральная воспитанность. • Способности общие и специальные. Склонности. Одаренность. Талант. Г. Заключение. Что можно ожидать от данного лица, в какие условия жижи и труда его необходимо поставить? 2 Неизвестный преступник из обреза малокалиберной винтовки убил учительницу Смирнову. В ходе расследования подозрение в соучастии в преступлении пало на мужа погибшей. Смирнов работал старшим прорабом на строительстве жилого дома. Составьте план действий следователя по изучению личности Смирнова. Какие обстоятельства и каким путем должны быть установлены до допроса Смирнова в качестве подозреваемого? 3. На шофера такси Сорокина совершено разбойное нападение. По подозрению в совершении преступления задержан Шахов. Ему 25 лет, место работы и место жительства не сообщил. Составьте план изучения личности Шахова. 4. R хищении автомобильных запасных частей подозревается механик автобазы Соловьев. Ему 35 лет, родился в г. Златоусте Челябинской области. Там же прошло его детство. До приезда в г. Екатеринбург работал заведующим автомастерской в Волгограде. Женат, двое детей. Составьте план изучения личности Соловьева перед его допросом в качестве обвиняемого. |
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
Тема: Психология гендерных различий и сходств Причины интереса обывателей и учёных к гендерным различиям и последствия этого интереса (2 человека) |
||
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс... В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |
Общие вопросы психологии развития Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... |
||
Оглавление Хрестоматия является учебным пособием по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов факультетов и отделений... |
О. И. Мухрыгина психология управленческого консультирования курс лекций частично Отдельно выделена тема психологической природы сопротивлений в управленческом консультировании. Особое место отведено психологической... |
||
Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология» |
Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются |
||
Когнитивная психология С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
Психология киновосприятия Жинкин Н. И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. – Сб. – Вып – М.: Искусство, 1971. – С. 214-254 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |