Скачать 238.2 Kb.
|
М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Й С Л А В Я Н С К И Й И Н С Т И Т У Т РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: Дифференциальная психология Москва Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология». Предмет дифференциальной психологии и исследовательские задачи. Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин. Проблема изучения индивидуальности в психологии. Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Биологические и психофизиологические основы формирования индивидуальных психологических различий. Индивидуальные различия по свойствам темперамента и личности. Индивидуальные различия по интеллекту и когнитивным характеристикам: подходы и теории. Межгрупповые психологические различия: факты и возможные причины. Формирование индивидуальных психологических различий в онтогенезе: стабильность и изменение в процессе развития. Идиографический анализ человеческой индивидуальности. Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» является необходимым дополнительным курсом для студентов-психологов вне зависимости от специализации. Он обеспечивает системными знаниями о структуре свойств человеческой индивидуальности, характере взаимосвязей между ними и методах их изучения. Курс направлен на формирование теоретических представлений о месте проблемы изучения индивидуальных различий в системе психологического знания и овладение эмпирическими знаниями, связанными с умением интерпретировать индивидуальные различия при решении различных практических задач. Дифференциальная психология тесно взаимодействует практически со всеми отраслями психологии, такими как общая, возрастная и педагогическая психология, психодиагностика, математическая статистика, психогенетика и т.д. Однако, поскольку дифференциальная психология направлена на изучение не общих закономерностей становления и функционирования психики, а на выявление индивидуально-психологических различий во всех вариантах их существования, она занимает особое место в системе психологического знания. Любая общепсихологическая закономерность реально существует только в индивидуально-модифицированной форме и сама может быть получена только через обобщение индивидуальных вариантов. В результате обучения у студента-психолога должны быть сформированы представления о тех проблемах и способах их решения, которые не могут быть надежно решены вне исследований индивидуальных психологических различий. В число этих проблем входят: проблема изучения индивидуальности в психологии и выделения ее структуры; изучение биологических и психофизиологических основ индивидуальных различий; изучение индивидуальных различий по различным психологическим характеристикам; поиск межгрупповых различий; изучение развития индивидуальности в онтогенезе; изучение индивидуальности как уникальности. Учитывая специфику предмета дифференциальной психологии, большое место в курсе занимают вопросы о способах и методах решения этих проблем. Курс предполагает овладение основными результатами исследований индивидуальных различий и изучение практических аспектов дифференциальной психологии, важных для решения прикладных задач, например, при построении конкретного прогноза развития уникальной индивидуальности. Цели курса:
Задачи курса: Специалист, изучавший данный курс, должен:
Тематический план курса
Содержание дисциплины Темы и их краткое содержание Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии. Предмет дифференциальной психологии. Исследовательские задачи: проблема выделения существенных для психологического анализа характеристик; диапазон индивидуальных различий, пределы его изменения, причины этих изменений; выяснение структуры индивидуальности; межгрупповые различия, выяснение природу индивидуальных различий, идиографический анализ индивидуальности. Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин: связь с психодиагностикой и математической статистикой. Направления исследований в современной дифференциальной психологии. Тема 2. Проблема изучения индивидуальности в психологии. Возникновение дифференциальной психологии (Ф. Гальтон, В. Штерн, А. Анастази, Р. Кэттелл), развитие математической статистики (А. Кетле, К. Фишер, К. Пирсон, Ч. Спримен). Развитие отечественной дифференциальной психологии (Б.Г. Ананьев, Б.Н. Теплов, Д.Б. Небылицын, В.С. Мерлин). Проблема изучения индивидуальности в психологии. Теория черт и способы их выделения: концептуализация (А.Ф. Лазурский); выделение черт по критерию семантического сходства (работы Ч. Осгуда, Г. Келли); факторно-аналитическое выделение черт (Л. Терстон, Р. Кэттелл). Многофакторная система индивидуальности (Дж. Ройс, А. Пауелл). Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Основные компоненты индивидуальности по Б.Г. Ананьеву, свойства личности как системообразующие свойства индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: свойства организма, психические свойства и социально-психологические свойства индивидуальности, индивидуальный стиль деятельности как системообразующий фактор (Е.А. Климов). Способности в структуре индивидуальности (Б.М. Теплов, Э.А. Голубева). Тема 3. Биологические основы индивидуальных различий. Телосложение и поведение: заблуждения их касающиеся, многообразие отношений между ними. Физиологические факторы (ЭЭГ, автономные реакции, биохимические условия, функционирование желез, факторы питания). Сенсорные ограничения (зрительные, недостатки слуха). Анатомические измерения. Учение о психологических типах, первые попытки их выделения: «Характеры» Феофраста, работы Ж. де Лабрюйера. Построение психологических типологий (И. Кант, В. Вундт). Типологии, основанные на клиническом материале (О. Гроос, К. Юнг, К. Леонгард). Биологические основы психологических свойств (Э. Кречмер). Типология Г.Ю. Айзенка. Соматические типы по У. Шелдону. Тема 4. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии, основные направления современных исследований. Выделение свойств нервной системы (СНС) в структуре психофизиологических характеристик: основные направления программы школы Б.М. Теплова-В.Д. Небылицина, полемика с принципами изучения СНС в школе И.П. Павлова. Результаты исследований Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Э.А. Голубевой, В.М. Русалова. СНС и динамические параметры деятельности: функциональные состояния (В.И. Рождественская), задатки способностей (Н.С. Лейтес), темперамент (В.С. Мерлин, Г.Ю. Айзенк, А. Гэйл, Дж. Грэй). Психофизиологические характеристики и успешность деятельности: комплексные исследования под руководством Б.Г. Ананьева. Роль активации в связях психофизиологических и психологических характеристик (А. Гэйл, Е.А. Климов, М.С. Жамкочьян). Тема 5. Индивидуальные различия по свойствам темперамента и личности. Ранние исследования свойств темперамента (Г. Хейманс, Е. Вирсме). Современные исследования свойств темперамента в зарубежной психологии: результаты Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, структура темперамента детей первых лет жизни (А. Томас, С. Чесс), содержание синдрома трудного темперамента, его связь с темпераментом взрослого; концепции темперамента А. Басса и Р. Пломина, Я. Стреляу. Исследования темперамента в отечественной психологии (В.М. Русалов, В.Д. Небылицын). Исследования структуры личности: работы Г. Оллпорта, 16-факторный опросник Р. Кэттелла. Концепция «Большой пятерки», универсальный характер выделенных свойств. Тема 6. Индивидуальные различия по интеллекту и когнитивным характеристикам. Психометрические теории интеллекта: двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена, теория первичных умственных способностей Л. Терстона; кубическая модель Дж. Гилфорда; иерархические модели интеллекта (С. Берт, Ф. Вернон, Р. Кэттелл). Когнитивные теории интеллекта (Ф. Гальтон). Теории множественных интеллектов: теория тройственного интеллекта Р. Стернберга; иерархия интеллектов Г.Ю. Айзенка; теория многих интеллектов Х. Гарднера. Начало исследования индивидуальных когнитивных стилей: полезависимость - поленезависимость (работы Г. Уиткина). Менингерское исследование когнитивных стилей (Г. Клейн, Р. Гарднер): уравнивание-заострение, высокая - низкая толерантность к нереалистичному опыту, концептуальная дифференцированность, фокусирование-сканирование, ригидный - гибкий когнитивный контроль. Исследования рефлексивности - импульсивности (Дж. Кэган). Психологическое содержание когнитивных стилей. Индивидуальные стили овладения речью: референциальный и экспрессивный (К. Нельсон). Тема 7. Межгрупповые психологические различия. Пол как фактор, создающие психологические различия. Психологические характеристики, различающиеся у мужчин и женщин. Причины половых различий: биологические концепции половых различий; теория социального обучения, теория идентификации, когнитивная теория, теория поло-ролевой схематизации. Современные тенденции к уменьшению половых различий по психологическим характеристикам: факты, возможные причины. Расовые различия по психологическим характеристикам: биологические и социальные причины; социально-политические последствия психологических исследований расовых различий (А. Дженсен, Г. Айзенк, Л. Кэмин). Различия, обусловленные социальным положением: социально-экономическое положение, структура семьи (Р. Зайонц), их связь с различными психологическими характеристиками (интеллект, речь). Объяснение результатов, получаемых при исследовании межгрупповых различий по психологическим характеристикам. Тема 8. Формирование индивидуальных психологических различий в онтогенезе. Стабильность и изменение в процессе развития. Типы стабильности: стабильность как относительно медленное изменение, ипсативная стабильность, нормативная стабильность, поиск устойчивых связей между фенотипически различными характеристиками. Варианты изменений: количественные изменения, деривация, замена одного свойства другим, исчезновение характеристики. Методы исследования процесса развития: сравнительно-возрастной метод, лонгитюдный метод, их сочетание. Индивидуальные различия в онтогенезе: исследование репрезентативных выборок, групповой анализ, индивидуальный анализ. Постоянство IQ: нестабильность в раннем возрасте; факторы, обуславливающие стабильность интеллекта; интеллектуальная деятельность в зрелом и старшем возрасте. Возраст и личностные свойства. Тема 9. Идиографический анализ человеческой индивидуальности. Два ракурса рассмотрения индивидуальных различий: номотетический и идиографический подходы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Дильтей, В. Штерн). Основные теоретические принципы исследования индивидуальности: взаимодополнение идиографического и номотетического подходов, принцип конвергенции как причина формирования индивидуальных различий, развитие как процесс дифференциации и интеграции, целостное представление об индивидуальности. Морфогенетический метод Г. Оллпорта. Методы идиографического исследования индивидуальности: анализ профилей психологических черт, биографический метод, обобщение документальных материалов, этологическое исследование, феноменологические методы оценивания индивидуальности (Q-сортировка, теория личностных конструктов Дж. Келли). Интраиндивидуальная вариативность, соотношение между различными видами изменчивости, ситуативность как проявление интраиндивидуальной вариативности. Семинарские занятия
Формы контроля знаний, их содержание
Самостоятельная работа
Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ
Перечень вопросов для самоконтроля
Перечень вопросов к зачету
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература: Основная
Дополнительная
|
Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные... А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —... |
Пояснительная записка Курс «Литература рк» Курс «Литература рк» ориентирован на продолжение приобщения обучающихся к истокам коми культуры, т е формирование этнокультурных... |
||
Пояснительная записка Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного... |
Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии... Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе... |
||
Пояснительная записка курс русского языка направлен на достижение следующих целей Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,... |
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс... В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |
||
Психология человека ... |
Рабочая программа по литературному чтению пояснительная записка Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного... |
||
Рабочая учебная программа 4-5 класс Пояснительная записка В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III... |
Авторская образовательная программа "История хореографического искусства"... Программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |