Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология»




НазваниеРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
страница1/4
Дата публикации14.06.2014
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДАЮ
_____________________
«_____» ___________________20___г.

Рабочая программа учебного курса дисциплины
«психология»
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»
по направлению подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

050 100.62

Профили подготовки «ИНФОРМАТИКА И ФИЗИКА»


Квалификация (степень)

Бакалавр


Форма обучения

очная
Нижний Новгород

2011

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются:

  • формирование профессиональной компетентности бакалавра педагогики в области психологии развития в образовательном процессе через освоение знаний о возрастных особенностях человека и понимание значимости их применения в педагогической деятельности;

  • развитие у студентов профессионального подхода к пониманию специфики развития в разные возрастные периоды, и возможности использования этих знаний при решении психолого-педагогических задач.




  1. Место дисциплины с структуре ООП бакалавриата


Курс «Психология развития личности и индивидуальности» является структурно-содержательной частью модуля «ПСИХОЛОГИЯ», наряду с курсами «Психология личности и межличностных отношений», «Психология педагогической и учебной деятельности»

Курс проводится во 2 семестре, после изучения студентами «Психологии личности и межличностных отношений».
Входные требования к знаниям и умениям учащихся, необходимым для освоения курса (приобретенные в результате освоения предшествующей дисциплины):

Студент должен знать и понимать:

- роль и место психологии среди других наук профессионального цикла,

- сущность основных понятий психологии, изучаемых в курсе и психологические характеристики этих понятий (виды, свойства, формы, процессы, состояния),

- значимость психологических знаний о личности для осуществления профессиональной деятельности,

- основные характеристики (виды, стили, формы) общения между людьми и межличностных отношений,

- закономерности и способы организации межличностного общения в различных группах (коллеги, учащиеся, родители)

- иметь научные представления о человеке, как субъекте психической деятельности, закономерностях его деятельности и особенностях сознания.

Студент должен уметь:

- анализировать, психологические категории и определять их роль для развития личности в процессе профессиональной деятельности,

- анализировать, рассуждать, делать выводы с использованием психологических понятий,

- выбирать методы для самопознания и изучения мотивации профессиональной деятельности

- устанавливать связи между психологическими категориями, обобщать и систематизировать психологические знания

- анализировать, психологические условия, необходимые для организации межличностного взаимодействия с коллегами

- определить адекватные методы организации взаимодействия с коллегами в различных условиях

Студент должен быть способен применять и использовать:

- психологические знания для характеристики значимости своей профессии,

- знания о психологических феноменах при решении учебно-профессиональных задач (по изучаемым темам),

- психологические методы для изучения профессионально значимых качеств (самодиагнос-тики),

- психологические рекомендации на основе результатов диагностики (самодиагностики),

- психологические знания для организации адекватных форм взаимодействия с коллегами,

- психологические приемы построения эффективной коммуникации.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса


В курсе «Психология развития личности и индивидуальности» формируются следующие компетенции:


Компетенция

Формируемые компоненты компетенции

Профессионально-деятельностные

Профессионально-личностные

Когнитивные

Деятельностные

Интеллектуальные

Практические

Способен использовать систематизированные теоретические и практические психолого-педагогические знания при решении профессиональных задач.

(ОПК – 2)

  1. Знает методологические подходы к пониманию развития психики в зарубежной и отечественной психологии;

  2. Знает основные периодизации психического развития;

  3. Знает психологические характеристики возрастного развития;



  1. Умеет анализировать причинную обусловленность психического явления;

  2. Может сравнивать характеристики психического развития разных возрастных периодов;

  3. Умеет систематизировать психологические характеристики возрастного развития

  1. Способен применять знания о возрастных особенностях развития для определения этапов онтогенеза человека

  2. Способен решать психологические задачи, опираясь на знания по психологии развития;




-самостоятельность,
- углубленный интерес к предмету,

- активность, инициативность,

- стремление к исследовательской (творческой) деятельности,

- тщательность и аккуратность в деятельности,

  • - эрудиция (привнесение дополнительных знаний из других областей наук),

- мотивация к самопознанию, саморазвитию

Способен применять методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

(ПК-3).

  1. Знает основные методы исследования развития психики человека;

  2. Знает основные принципы построения диагностического обследования ребенка;

  3. Знает методы изучения профессионального самоопределения учащихся.




  1. Способен анализировать и подбирать методы, адекватные целям и задачам диагностического исследования;

  2. Умеет определить адекватность метода психологического исследования в соответствии со спецификой психовозрастного развития

1. Умеет применять психодиагностические методики для определения особенностей интеллектуального и личностного развития;

2. Умеет использовать психодиагностические методы для изучения профессионального самоопределения.




  1. Структура и содержание курса




    1. Структура курса




Трудоемкость курса

Виды учебной работы (ч)

Форма аттестации

Кредитов

Часов

Л

ПР

СРС

Вид

Часы

4

144

18

36

54

экзамен

36



    1. Содержание курса


Раздел I. Введение в психологию развития. Основные концепции психического развития.
Тема 1. Понятие о психическом развитии. Биогенетический и социогенетический подходы к сущности психического развития
Психология развития как наука, ее предмет и задачи. Психическое развитие как понятие и процесс. Психологические теории развития в рамках биогенетического подхода: т. рекапитуляции (С.Холл, А.Гезелл, К.Бюллер). Сущность социогенетического подхода к развитию (Дж.Локк), теория научения (Дж.Уотсон, Э.Торндайк и др.). Теория конвергенции (В.Штерн).
Тема 2. Методы исследования в психологии развития.
Специфика методов, применяемых в психологии развития (возрастной психологии). Требования к методам, применяемым при изучении психики ребенка. Специфика проведения наблюдения и эксперимента при работе с детьми и взрослыми. Условия проведения беседы и письменного опроса в детской психологии. Применение принципов контент-анализа при использовании метода изучения продуктов деятельности ребенка. Принципы построения психологического исследования в психологии развития.
Тема 3. Психоаналитическая теория З.Фрейда. Периодизация психического развития Э. Эриксона.
Подход к пониманию психического развития в теории З.Фрейда. Основные понятия психоаналитической теории. Критерии периодизации психического развития Фрейда, ступени периодизации. Отражение общих идей Фрейда в его анализе психовозрастного развития ребенка.

Эпигетическая теория Э.Эриксона как продолжение идей З.Фрейда. Основные понятия в теории Э. Эриксона. Стадии психовозрастного развития по Эриксону. Сравнительный анализ двух теорий.
Тема 4. Концепция психического развития Ж.Пиаже.
Исследования интеллектуально-речевого развития Ж.Пиаже. эгоцетрическая и социализированная речь ребенка. Характеристики эгоцентрической речи. Эгоцентризм мышления как стадия детского развития. Периодизация психического развития Пиаже. Феномены Пиаже. Изучение специфики интеллектуального развития с помощью задач Пиаже.

Тема 5. Культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготскогои ее развитие в периодизации Д.Б.Эльконина.
Идея Л.С.Выготского об «эволюции» и «революции» в психическом развитии человека. Основные положения теории культурно-исторического развития. Понятие о зонах развития. Условия, источники и движущие силы психического развития. Механизмы интериоризации и экстериоризации в процессе психического развития. Подход Л.С.Выготского к периодизации психического развития. Понятие о кризисах психического развития. Социальная ситуация развития и сензитивный период.

Периодизация Д.Б.Эльконина. Понятия «ведущая деятельность», «ведущие потребности», «психические новообразования». Особые этапы развития в системе «ребенок – общественный взрослый» и «ребенок – общественный предмет».


Раздел II. Этапы психического развития личности. Проявление индивидуального развития на различных этапах онтогенеза.
Тема 6. Младенческий и ранний возраст.
Кризис новорожденности, безусловные рефлексы новорожденных формирование условных рефлексов. Психофизиологические особенности новорожденного. Развитие органов чувств и эмоциональной сферы. Младенческий возраст. Сенсомоторное и эмоциональное развитие младенца. Анализ условий и движущих сил психического развития в младенческом возрасте. Ведущая деятельность и психические новообразования к концу 1-го года жизни.
Тема 7. Ранний возраст.
Характеристика развития ребенка в раннем возрасте: ведущие потребности и ведущая деятельность. Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте. Предпосылки становления игры. Кризис 3-х лет. Психологические характеристики и симптомы кризиса. Значение кризиса 3-х лет для психического развития ребенка. Психические новообразования как результат развития в раннем возрасте и кризиса 3-х лет.
Тема 8. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к обучению в школе.
Физиологические особенности ребенка-дошкольника. Характеристика ведущих потребностей. Игра как ведущая деятельность в дошкольном детстве. Этапы становления игровой деятельности и их значение для развития ребенка. Характеристика основных психических новообразований дошкольного периода. Понятие и структура психологической готовности к обучению в школе. Критерии и показатели психологической готовности ребенка к обучению в школе. Анализ методов определения мотивационной, интеллектуальной, волевой и социальной готовности.
Тема 9. Младший школьный возраст. Обученность и обучаемость ребенка как показатели его развития в младшем школьном возрасте.
Движущие силы и условия психического развития в младшем школьном возрасте. Ведущие потребности возраста. Учебная деятельность как ведущая для развития мл. школьника. Характеристика развития познавательной и личностной сферы ребенка. Ведущие психические новообразования младшего школьного возраста. Обучаемость и обученность как показатели развития ребенка в процессе учебной деятельности. Развитие психических новообразований в процессе учебной деятельности. Методы изучения обученности и обучаемости ребенка..
Тема 10. Особенности развития ребенка в подростковом возрасте.
Социальная ситуация развития и ее роль в формировании подростка. Значение физиологического созревания для развития личности. Особенности стадий развития: предподростковый и подростковый этапы развития. Характеристика стадий кризисного развития подростка. Специфика развития потребностей и формирования ведущей деятельности. Особенности развития интеллектуальной сферы. Ведущие психические новообразования. Анализ кризисных проявлений психического развития подростка. Особенности отношений подростка со взрослыми и со сверстниками. Причины и формы проявления девиантного поведения у подростков. Чувство взрослости как ведущее личностное новообразование подросткового возраста.
Тема 11. Юношеский возраст. Этапы юности.
Психологические предпосылки наступления юности. Ранняя и поздняя юность. Особенности ведущих потребностей в юношеском возрасте. Средства достижения потребностей и ведущая деятельность. Специфика познавательного и личностного развития на этапах ранней и поздней юности. Характеристика этапов ранней и поздней юности с точки зрения ведущих критериев психического развития. Потребности в самоопределении и их диагностика в юношеском возрасте.
Тема 12. Психология зрелости.
Психическое развитие в период ранней и средней зрелости. Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности и личностным развитием. Потенциалы развития в период взрослости. Освоение профессии и профессионализация. Образование взрослых. Основные закономерности обучения взрослых. Влияние мотивационно-потребностных особенностей человека на способы и результаты образования. Создание и сохранение семьи как задача развития.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература»
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных...

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconРабочая программа курса «Физическая география»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconРабочая программа учебного курса Психология личности
Знания, полученные в результате овладения этой дисциплиной, послужат фундаментом для изучения специальных отраслей психологии. Данный...

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconСпециальная психология
Программа курса предназначена для студентов психологических специальностей. Изучение дисциплины позволит студентам взглянуть на развитие...

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconРабочая программа дисциплины «Детская психология»
Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов...

Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» iconУчебного курса по риторике для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции