Скачать 93.92 Kb.
|
Тема урока: «Избирательное право» Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны. Задачи: - познакомить с сущностью и принципами избирательной системы, с различными видами избирательных систем. - совершенствовать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса. -помочь учащимся осмыслить значение участия людей в избирательном процессе. Тип урока: Комбинированный Оборудование: Учебник, интерактивная доска, проектор, тест «Я избиратель», презентация, Конституции РФ. Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат. Использованная литература: Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 9 класса. М., 2000. Правоведение. Избирательное право. Никитин А.Ф. Издательство «Открытый мир». 1996. Конституции РФ. Ход урока.
1. Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной? 2. Как сделать грамотный и осознанный выбор президента, депутата, политической партии?
Выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено при условии. Если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы. Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом. Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.
Избирательная система включает два компонента Избирательное право Избирательный процесс - комплекс правовых норм - комплекс действий в процессе о порядке выборов выборов Избирательное законодательство: (Слайд 7) 1. Федеральный конституционный закон «О референдуме» от 28.06.2004 №5-ФКЗ. 2. Федеральные законы: а) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 №67-ФЗ, б) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 N 51-ФЗ, в) «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО (слайд 8-9) АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ (право избирать в органы власти) (право быть избранным в органы власти) 18 лет с 21 года Главой администрации субъекта РФ – 30 лет Президентом страны – с 35 лет. Ценз оседлости – 10 лет Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах: ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ (слайд 10) Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме категорий граждан, оговоренных в законе. Равное избирательное право, т. е. один человек - один голос. Прямое избирательное право, т. е. избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно. Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей. Право на голосование
Дееспособность- способность лица нести ответственность за свои поступки. Распределение мандатов по голосованиям может производиться при помощи мажоритарной либо пропорциональной системы подсчета голосов ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (слайд 11-13) пропорциональная мажоритарная (голосование проходит (голосование за конкретного кандидата) по партийным спискам) Мажоритарная избирательная система представляет собой такой способ определения результатов голосования , при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарная система основана на принципе: а) Абсолютного большинства – 50 % + 1 голос б) Относительного большинства - больше, чем у соперника. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все» Пропорциональная избирательная система способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Выборы производятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: партии, списки которых не набрали определенного числа голосов – 5%, отстраняются от определения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов. Референдум – всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.(слайд23-25) Просмотрим фрагмент проведения выборов на одном из избирательных участков Р.Ф. IV. Закрепление изученного материала. Задание для закрепления. Какие слова характеризуют демократические выборы, а какие - недемократические. Тайное голосование – открытое голосование. Один кандидат – несколько кандидатов 25 лет – 18 лет Избиратели – белые избиратели Отсутствие прессы – присутствие прессы 90% избирателей – 30% избирателей V. Деловая игра «Выборы Президента» (Слайд 16-23) Трое ребят заранее получают задание подготовить «предвыборную программу». Учитель предлагает следующие направления: - Поддержка фермерского движения; - Активизация работы коммунального сектора (ремонт дорог, чистота улиц и т. д.) - Благоустройство города (организация парка культуры и отдыха, благоустройство пляжа ). - Ремонт больницы; - Помощь многодетным и т. д. На уроке каждый кандидат своим выступлением должен убедить голосовать именно за него. Затем проводится голосование и подсчет голосов избирательной комиссией, выбранной из ребят класса. Избирательная комиссия объявляет результаты голосования. (Как один из вариантов закрепления материала можно использовать тест «Я избиратель», можно предложить подумать над вопросами дома). ТЕСТ «Я, избиратель» (показ на экране слайдов 26-30) Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ. 1.Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то: а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю. 2.Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то: а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам. 3.Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то: а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую. 4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то: а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать. 5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата. 6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него. 7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него. 8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то: а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него. ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша «А», судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется). Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит. ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!). ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы. IV. ИТОГ УРОКА 1. Обобщается весь изученный материал, выставляет оценки и даётся домашнее задание. Домашнее задание. Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
Рабочий лист группы № ______
2. Избирательное право
Всеобщее избирательное право - _________________________________________________ Равное избирательное право, т. е. ________________________________________________ Прямое избирательное право, т. е. ________________________________________________ Тайное голосование, т. е. _________________________________________________________ 4. Право на голосование
5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
|
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского |
Урок. Цель урока Цель урока: повторить и конкретизировать знания об аминокислотах. Дать понятие о белках на основе межпредметных связей с биологией.... |
||
«Творчество А. С. Пушкина. Мир волшебных сказок.» Цель урока Цель урока: расширить знания о творчестве А. С. Пушкина; развить речь, творческие способности детей |
Тема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны |
||
План-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы |
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
||
Литература» Тема урока : «Жанры вокальной музыки» Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы |
Урока: «Осенние изменения природы». Общая тема: «В гостях у осени» Цель урока: показать связь между сезонными изменениями в неживой природе и жизнью представителей растительного и животного мира |
||
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» Цель урока: Используя предложенные материалы научить учащихся различать типы опорных систем живых организмов, распознавать органы... |
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»... Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |