Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»




Скачать 63.63 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Дата публикации10.10.2014
Размер63.63 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Конспект урока по литературе. 6 класс.

Тема урока: « Благородный разбойник»

( урок- размышление)

Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского».

Задачи урока:

  1. Образовательные:

      • обучать анализу художественного произведения;

      • формировать внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре;

      • выявить авторскую оценку героя.

  1. Развивающие:

      • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

      • развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

  1. Воспитательные:

      • развивать систему ценностных отношений к русской литературе;

      • совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя.

Введение в тему урока.

Лексическая работа.

Тема урока.

Проблематичные вопросы урока.

Лексическая работа.

(Толкование слова по словарю Ефремовой даёт учитель, а по словарю Ожегова- ученики).

Проблемные вопросы.

Сжатые пересказы, чтение отрывков.

Диалог смотрителя и его жены. Чтение по лицам.

Вывод.

Композиция произведения.

Коллективная творческая работа.

Оценки. Домашнее задание.


Эпиграф урока: «…он рождён был для иного назначения…»

- Мы продолжаем изучение романа А. С. Пушкина « Дубровский». Назовите, пожалуйста героев этого произведения.

-А почему Пушкин назвал свой роман «Дубровский» и кого из Дубровских он имел в виду?

- Какие чувства вы испытываете к Владимиру Дубровскому? Аргументируйте свои ответы.

(жалость, сочувствие, уважение, осуждение, восхищение…)

- Несмотря на наши симпатии, мы должны признать, что Владимир выбрал опасный путь- он стал разбойником.

-Разбойник. Каково значение данного слова?

Обратимся к словарям:

  1. « Словарь русского языка С. И. Ожегова»

Разбойник- человек, который занимается разбоем, грабитель с большой дороги, отъявленный негодяй.

  1. « Словарь синонимов» Н . Абрамова

Разбойник- грабитель, злодей ,преступник.

Обратим внимание на ключевые слова: грабитель, негодяй, злодей, преступник.

- Как вы думаете, соответствует ли Вл. Дубровский такому определению? Какие из этих слов вы бы вычеркнули, а какие оставили?

-Назовём его «благородным разбойником». Именно так звучит тема нашего урока: « Благородный разбойник».

- А вот основные вопросы, на которые мы должны ответить в течение этого урока:

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

2.В чём проявилось благородство Дубровского?

- Со значением слова «разбойник» мы разобрались. А понятно ли вам слово «благородный»? И опять нам поможет словарь.

По Ефремовой:

Благородный-1.Тот, кто принадлежал к знатному, старинному роду, дворянству( в Российском государстве до 1917г.)

2.подобное

3.перен. Тот, кто отличается высокими моральными качествами.

По Ожегову:

Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

- Какое же понятие мы примем за основу?

- Итак, начинаем.

1-ый вопрос: -Какие же обстоятельства заставили В. Дубровского стать разбойником? (разбойник поневоле).

(смерть отца, причиной которой стал Троекуров, потеря крова и всего состояния, крушение карьеры, одиночество и т. д.)

- Почему же он не искал защиты у правосудия, власти?

(Для таких людей, как Троекуров, закон не существует. Все подкупны: и судьи, и заседатели, и исправники, и другие помещики, которые дали ложные показания о владении Троекуровым имением Кистенёвка. Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам- правилам силы и жестокости. Он не стал, подобно многим помещикам, преклоняться перед властным Кирилой Петровичем. Воспитанный в духе офицерской чести, Владимир стал искать мщения.

2-ой вопрос: В каких поступках главного героя проявляется его благородство?

Рассказ Анны Савишны Глобовой.

(стр. 104. « Это странно, -сказал он,- я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого…

Стр. 105. « Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером,, он не захочет обидеть товарища».)

А теперь рассмотрим эпизод с ограблением Спицына.

- Какие обстоятельства, по вашему мнению, могли бы смягчить вину Дубровского в этом случае?

(стр. 102. « Не я ли в удовольствие ваше…

Стр. 116. Стечение обстоятельств. « Ночуя в одной комнате с человеком, коего он мог почесть личным своим врагом…

- Интересна также история перевоплощения Дубровского в Дефоржа.

Коротко расскажите её.

- А как в этом эпизоде проявилось великодушие и добропорядочность Дубровского?

(Дал деньги, пожелал здоровья его матушке, заботится о его судьбе).(стр. 115).

- Испугалась ли смотрительша, узнав от мужа, что здесь только что был Дубровский? Какое чувство он у неё вызывает? ( чисто женское любопытство)

- Важную смысловую нагрузку в разрешении нашего вопроса играет сцена откровенного разговора Владимира и Маши.

( стр. 119). Выборочное чтение. «… Я отказался от мщения, как от безумства.»

Итак, сделаем вывод.

Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

Обратите внимание на эпиграф к уроку «…он рожден был для иного назначения…».

- Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

- А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

- Каким бы он стал?

- Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

- Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод. (Рисунок 7)

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

- Что такое композиция?

( стр. 149- читаем)

-Пушкин в этом произведении нарушил хронологическую( временную) последовательность событий,

Попробуйте восстановить хронологическую последовательность. Используя иллюстрации и подписав их кратко, распределите их по порядку происходящих событий.

Домашнее задание: Стр. 122-132. Главы13-16, читать, знать содержание.


Приложение















«дубровский». глава 19. прощание дубровского. художник б. кустодиев. 1919



иллюстрация е.лансере к повести а.с.пушкина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»...
Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог
Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1)

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока по литературе для учащихся 10 класса Тема: «Сравнительная...
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconТема урока: Необычное в обычном. Виктор Лунин «Что я вижу»
Конспект урока по произведению В. Лунина «Что я вижу» во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» iconКонспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции