Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»




Скачать 0.8 Mb.
Название Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
страница 1/6
Дата публикации 16.09.2014
Размер 0.8 Mb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации по проведению

«Уроков семьи и семейных ценностей»

в общеобразовательных учреждениях

Преамбула

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей». Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии) проведения «Урока семьи и семейных ценностей», приуроченного к началу учебного года».

Данные методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов.

Роль и место семьи в воспитании ребёнка

Семья является важнейшим институтом социализации и фактором развития личности ребёнка. Именно в ней он рождается, получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, опыт социального взаимодействия, усваивает систему человеческих ценностей и межличностных отношений. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом. Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и  общества в целом. В то же время возрастает роль и ответственность родителей за воспитание своих детей как активных граждан России, способных к свершению позитивных преобразований в обществе. /Более подробные материалы о роли видах, функциях семьи вы можете найти в Приложении 1./

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.

Необходимость разработки и исполнения данного закона вызвана рядом проблем. В частности «продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения» (http://www.garant.ru/hotlaw/federal).

Эти и другие проблемы во многом вызваны ослаблением позиций семьи в современном обществе, её роли и места в позитивной социализации подрастающего поколения. Поэтому актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

Исходя из этого, проведение «Урока семьи и семейных ценностей должно быть направлено на возрождение семейных традиций, всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства.
Рекомендации по подбору материалов и организации урока (занятия)

Проведение одного урока не решит поставленные задачи. Эту работу, по словам протоирея Сергея Дмитриева, нужно вести постоянно на системной основе. Для этого предлагаем вам подумать и спланировать проведение Дня семьи. Примерные темы и формы проведения вы можете найти в Приложении 2. Вместе с тем, урок «Урок семьи и семейных ценностей» является первым шагом, частью программы действий образовательного учреждения, направленных на возрождение воспитательного потенциала семьи, включение родителей как социальных партнёров в процесс общественного воспитания детей. Поэтому каждый педагог должен для себя определить воспитательную цель и задачи данного урока, его место в Программе воспитания и социализации.

По нашему мнению, нецелесообразно предлагать какую-то одну разработку урока ввиду того, что каждая школа и класс уникальны (проблематика, возраст детей, традиции, ценности, интересы, уклад школьной жизни, особенности и возможности социальных партнёров), как уникален педагогический потенциал и жизненный опыт каждого учителя. Вместе с тем мы предлагаем определённые рамки, которые помогут Вам определиться в выборе формы и структуры построения данного урока, организовать процесс его подготовки и проведения, а также примерные сценарии проведения урока с различными возрастными группами учащихся (см. Приложение 3 и список рекомендуемых источников).

Разрабатывая сценарий урока, Вам необходимо сделать следующие шаги:

1. Просмотрите предложенные в приложении и рекомендуемых источниках учебные материалы и выберите тот сценарий, который более всего соответствует вашим педагогическим подходам и возможностям. Вы также можете разработать свой сценарий или подобрать необходимые материалы из других источников. Определите исходя из заказа и личных приоритетов тему вашего урока, сформулируйте его основные цели, воспитательные и учебные задачи. При этом нужно помнить, что за этот урок вам не нужно выставлять детям оценки. Его предназначение - вызвать интерес детей к семье, её ценностям, национальным и культурным особенностям, показать её дружественный воспитательный потенциал.

2. Помните, что хороший педагог не тот, кто транслирует готовые знания, передаёт на вербальном уровне информацию, а тот, кто умеет подключить к образовательному процессу новых интересных людей, создать условия для проявления детьми социальной и познавательной активности. Поэтому используйте, кроме позиции учителя позицию фасилитатора, человека, создающего оптимальные условия для самовыражения и самореализации участников, мотивирующего их на проявление личной гражданской позиции, совместный поиск и решение актуальных проблем.

3. Постарайтесь привлечь к участию многодетные семьи, имеющие позитивный опыт воспитания детей, известных и авторитетных граждан, готовых поделиться своим опытом воспитания собственных детей, семейной жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям.

4. Во время проведения урока особое внимание и заботу проявите к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из приёмных и опекунских семей. Постарайтесь так построить так урок, чтобы не затронуть болезненные для них переживания. Помните, что за 40 минут вы невольно можете актуализировать их комплексы и психологические травмы, но не сможете их проработать.

5. Подумайте о разнообразии выразительных средств и форм проведения данного мероприятия. Возможные формы проведения: тренинг, викторина, виртуальное путешествие, игра, беседа, диспут, классный час с использованием архивных и видеоматериалов, встреча с интересными людьми, фотовыставка, семейная гостиная, конкурс рисунков, круглый стол, конкурс, спортивное соревнование, концерт.

6. Позаботьтесь о соответствующем оборудовании. Вам могут понадобиться: выход в интернет и интерактивная доска, компьютерный класс и мультимедийный проектор, телевизор и DVD-проигрыватель, документ-камера, с помощью которой можно демонстрировать фотографии, рисунки детей, поделки, стенгазеты и плакаты,  журналы (для создания коллажа), картинная или фото галерея.

7. При подготовке урока необходимо учитывать возрастные особенности школьников:

- Учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о семейных традициях, о роли матери и отца, о взаимовыручке и доброжелательных отношениях  в семье. В начальном звене и 5-6 классах традиционно используются игровые формы проведения урока, так как именно они в наибольшей степени вызывают положительные эмоции у школьников. Это может быть урок-сказка, урок-выставка, урок-праздник. К проведению данного урока, особенно в 1-4-х классах, могут быть привлечены члены семей детей вашего класса. Основные акценты в ходе урока в начальных классах целесообразно сделать на развитии чувства духовной сопричастности младшего школьника с членами его семьи, формировании чувства взаимоуважения между семьей и школой. Особенно это актуально в сельской школе, когда у учителя начальных классов обучались несколько поколений односельчан.

В 5-6 классах содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.

- Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).

В 7-9 классах урок может быть посвящен разговору с учащимися о детях, которые живут без родителей, обучаются в интернатных учреждениях, которые, как и они, 1 сентября пришли в школу. Роль семьи в жизни ребенка, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственный и правовые аспекты этих вопросов могут стать темами обсуждения на уроке.

Формы проведения урока могут быть самыми разнообразными: Это может быть урок обращения к родителям, урок поддержки сверстников из детского дома или школы-интерната. Этот урок может стать началом социального проекта класса или школы по поддержке детей, у которых нет родителей.

- Учащимся старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание проектированию будущей семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных  работ по данной теме.  Для старших ребят этот урок может быть проведен в форме дискуссии об идеальной семье. Выпускникам школы можно предложить написать письмо самому себе в будущее, в котором они могут описать свою семейную жизнь через10-15 лет. Можно предложить ребятам оставить эти письма на хранение в школе, с условием получить их на вечере встречи выпускников через оговоренное время. Также можно выйти на описание идеального мужа или жены, что также будет интересно прочитать ребятам через несколько лет, так как наши представление об идеале с течением времени претерпевают изменения. На этом уроке можно обсудить тему взаимоотношений «отцов и детей», тогда можно использовать форму «телемоста».

8. Урок семьи и семейных ценностей может надолго остаться в памяти детей, стать событием в их жизни, если он будет обращён к сердцу каждого ребёнка, если он будет эмоционально насыщен взаимодействием, ориентирован на актуальные потребности и интересы детей конкретного возраста.

Рекомендуем примерные этапы подготовки и проведения урока в форме классного часа:

Первый этап - подготовительный. В него входит реклама, приглашение, организационные приготовления.

1. Реклама необходима для того, чтобы урок стал ярким событием. Ее задача – пробудить интерес у детей к предстоящему занятию, привлечь к нему внимание. Реклама может быть представлена по-разному:

- традиционно, в форме устного приглашения или объявления по радио;

- нетрадиционно, в форме «ходячей» или движущейся; театрализованной (подготовленной группой «артистов»); почтового отправления, направленного в адрес класса (телеграммы, письма, карты) и др.

2. Приглашение - акт творческий, но всегда очень приятный. Приглашения могут быть коллективными (для всей школы) и индивидуальными (для класса). Чаще всего у детей вызывает интерес нестандартная форма пригласительных билетов: билеты-открытки, билеты-закладки и т.д.

3. Организационные приготовления к классному часу осуществляются узким кругом школьников (родителей и педагогов) или самим педагогом.

Для успешного проведения классного часа педагогу необходимо приготовить конспект, в котором будут указаны тема мероприятия, его цель и задачи, методы и приемы проведения. Рекомендуем в процессе подготовки к классному часу, просмотреть дополнительную литературу по «вашей» теме.

Второй этап – проведение классного часа. Он включает в себя эмоционально-мотивационный настрой детей, процессуальную часть, рефлексивно-оценочную деятельность школьников в процессе его завершения. При этом важно соблюдать заданную последовательность этапов самого классного часа, своевременно улавливая изменения в настроении детей и внося в ход проведения необходимые коррективы.

1. Любое мероприятие начинается с эмоционально-мотивационного настроя детей на ход его проведения. Средствами достижения этого могут быть: музыкальное и световое оформление помещения, преобразование пространства класса, создание необычной мизансцены, особые ритуалы, церемонии, магические слова, имеющие для данной группы детей символический смысл. Здесь особое значение приобретает специально подготовленное вступительное слово педагога – своеобразное приглашение к основной части занятия (притча, легенда, история, письмо). Эмоциональное обращение к участникам направленно не только на желание педагога возбудить интерес к происходящему, но и способствует мотивации детей на познание и дальнейшее действие, т.е. позволяет обнажить личностный смысл участия в нем каждого ребенка.

2. Процессуальная часть классного часа нацелена на достижение определенного воспитательного результата. В ней находит свое отражение процесс реализации поставленных педагогом задач. Здесь необходимо помнить, что мероприятие не должно затягиваться, эмоционально и информационно перенасыщать детей.

3. Рефлексивно-оценочная деятельность школьников осуществляется в конце классного часа или во время свободного общения после его завершения. Оценка проведенного мероприятия детьми может быть отмечена в цветовой гамме или представлена в виде «секвейна». Процесс рефлексии должен проходить при положительно окрашенном эмоциональном состоянии ребенка, тогда ее результатом может стать осознание им так называемой, «ближайшей перспективы» своего социального и личностного развития.

4. Завершение классного часа представляет собой его заключительную часть. Его назначение - стать конечной точкой, придающей мероприятию определенную завершенность и вызывающей у участников чувство удовлетворения от причастности к случившемуся. Средствами достижения здесь могут быть слова признательности и благодарности всем участникам события, в том числе и сюрпризные моменты, оставленные «под конец», самодельные подарки и сувениры. Здесь же возможен привлекательный педагогический анонс следующего классного события.

Рекомендуемые интернет-ресурсы и литература:

- Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей, г. Калининград, 2011. http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf

/ В рекомендациях по организации классных часов, направленных на формирование семейных ценностей у учащихся представлены ссылки на программы и учебно-методические комплексы по указанной теме, краткие комментарии по проведению занятий в начальной, средней и старшей школе. Кроме этого в приложении представлены программы и сценарии данных занятий/.

- Методические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область. http://imcingavino.68edu.ru/document/pismo1sent.doc

- Методические рекомендации по проведению первого урока, посвященного году семьи, Воронежская область.

http://www.otdel-ostrogosk.narod.ru/rmk/metod/07-4639.doc /В рекомендациях представлены условия проведения занятия, технологическая карта проведения урока, рекомендации по подбору тем занятия исходя из возраста детей, а также семьи, а также учебные материалы - детские рассказы и сказки, задания и игры о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях и сестрах.
Литература

  1. Педагогика № 3 2008 г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр.48 - 59.

  2. Воспитание школьников

№ 1 2008 г. / Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49.

№ 2 2008 г. / 2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75 - 79.

№ 3 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 - 79.

№ 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал», стр.75 – 79.

3. Классный руководитель № 8 2007

Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,

Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 111.

Приложение 1

Информация о семье
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера, к которым относятся:

- факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

- личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

- психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

- помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

В классической педагогике существует несколько относительно автономных психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на своих детей.

1. Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

2. Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать такими же как они.

3. Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации, что во многом связано с ее адаптационными возможностями и приспосабливаемостью к новым условиям.

Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование.

Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения.

Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других.

Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.

В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.

Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Государству нужны дети – будущие избиратели, воины, налогоплательщики. Именно поэтому, государство вынуждено поддерживать семью, брать на себя определенные обязательства по оказанию помощи семьям в содержании и воспитании детей в виде социальных гарантий, пособий, льгот.

Полтора десятка лет в России, в сущности, не проводилось никакой семейной политики. Концепции, программы принимались, но до конкретики не доводились.

Чтобы общество по-настоящему поверило, что семейная политика стала приоритетным направлением, нужны кардинальные сдвиги, смена ценностных ориентаций. Крайне необходимо, чтобы государство четко определило и сформировало своего рода госзаказ на семейные ценности. Необходимо понять раз и навсегда: семья, дети – это не только личное дело отдельных граждан. Семья – один из важнейших устоев государства. Взаимосвязь тут самая непосредственная: крепкая семья – живая и процветающая Россия.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Высказывание: «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убежде­ниями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство,...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению молодёжных дебатов
Департамент по молодёжной политике Министерства образования Ульяновской области
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Modern Russia: a transitional society the transitional forms of family relationships
В статье рассматривается процесс освобождения человека от давления социального и природного окружения, последствия этого процесса...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина»
Скворцова Ирина Викторовна, к п н., заведующая центром гражданского образования огбоудпоуипкпро
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвященного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Пояснительная записка Цель проведения трёх циклов семинаров: получение...
Учебно-методические материалы для курсов повышения квалификации «Народная художественная культура как фактор сохранения и развития...
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы. Тема 4
Содержание коррупции как социально-правового явления. Отношение к коррупции в обществе
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» icon Методические рекомендации по проведению практик и дипломного проектирования...
Спбгэту "лэти" / Сост.: Н. В. Лысенко, Ю. Д. Ульяницкий, С. С. Соколов, А. М. Мончак, Л. Я. Новосельцев, В. С. Алексеев, А. А. Погодин,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции