Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика»




Скачать 179.73 Kb.
НазваниеОбразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика»
Дата публикации10.06.2014
Размер179.73 Kb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > Математика > Образовательная программа
Отдел образования муниципального образования «Макаровский городской округ» МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова »

.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ НОШ г. Макарова

______________ В.Я. Славина

«_____» __________2013г.

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования

«Занимательная математика»

Саитова Н. М.

Учитель начальных классов

г. Макаров

2013 – 2014 учебный год

Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность работы кружка.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
2.2. Направление программы.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

2.3. Тип программы.

Программа внеурочной деятельности.
2.4. Возраст детей участвующих в реализации данной программы.

Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» составлена для учащихся 8-10лет.

2.5 Цели и задачи программы.

Цель:

-развивать математический образ мышления

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
2.6. Педагогическая идея, положенная в основу реализации содержания программы.

Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Занимательная математика» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Занимательная математика» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.

Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.

Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;

2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;

5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.

В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже.

2.7. Виды внеурочной деятельности.

 решение логических задач

 математические игры на листе бумаги

 решение нестандартных задач, задач на взвешивание, на переливание

 ребусы, шарады, содержащие числа
2.8. Формы внеурочной деятельности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
2.9. Психолого-педагогические принципы реализации программы.

• Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку.

• Коллективизм.

• Креативность (творчество).

• Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.

• Научность.

• Сознательность и активность учащихся.

• Наглядность.

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

2.10. Сроки реализации программы.

Продолжительность реализации образовательной программы: 1 год, из расчёта 1 часа в неделю. Всего 34 часа.

2.11. Режим занятий.

Занятие учебной группы из 10-12 человек проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
2.12. Планируемые результаты внеурочной деятельности.
учащиеся должны

• научиться оперировать числовой и знаковой символикой;

• научиться поиску закономерностей;

• научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;

• научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

• научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;

• научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность

перед ним;
2.13. Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

• простое наблюдение,

• проведение математических игр,

• анкетирование

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

- занятия-конкурсы на повторение практических умений,

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

• результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

• активность,

• аккуратность,

• творческий подход к знаниям,

• степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
2.14.Формы подведения итогов реализации программы

Контроль проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

• один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;

• вставить пропущенное ключевое слово;

• опрос по «цепочке»;

• цифровой диктант;

• графический диктант;

• обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;

• повторение последней фразы и оценка ее корректности;

• организация цепочки отвечающих;

• комбинированная эстафета и т.д.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3. Учебно-тематический план:


№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

аудиторных




Тема 1. Арифметические забавы.

11







1.

Без карандаша и бумаги.




1




2.

Числовые головоломки.




1




3.

Задачи на нахождение целого и его части.




1




4.

Шифры. Ребусы.




1




5.

Задачи про цифры.




1




6.

«Сколько же?»




1




7.

Закономерности.




1




8.

Математический турнир




1




9.

Задачи на взвешивание.




1




10.

Задачи на переливание.




1




11.

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».




1




Тема 2. Логика в математике.

14







12.



Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.




1




13.

Алгоритм.




1




14.

Ветвление.




1




15.

Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.




1




16.

Математический бой.




1




17.

Задачи на поиск закономерности.




1




18.

Задачи на внимательность и сообразительность.




1




19.

Задачи – шутки.




1




20.

Математическая смесь.




1




21.

Математический конкурс «Умники и умницы».




1




22.

Калейдоскоп идей.




1




23.

Задачи с лишними или недостающими данными.




1




24.

Математическая викторина.




1




25.

Задачи, решаемые без вычислений.




1




Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием

9







26.



Задачи на разрезание и складывание фигур.




1




27.

Задачи со спичками




1




28.

Игра - головоломка «Пифагор».




1




29.

Линейные орнаменты (бордюры).




1




30.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».




1




31.

Игра: Сектор «Приз!»




1




32.

Оригами.




1




33.

Игра «Геометрическая мозаика».




1




34.

Обобщение и закрепление изученного.




1




Всего за год 34 часа.
4. Содержание учебного материала.

Тема1. Арифметические забавы.

1 Без карандаша и бумаги.

2 Числовые головоломки.

3 Задачи на нахождение целого и его части.

4 Шифры. Ребусы.

5 Задачи про цифры.

6. «Сколько же?»

7. Закономерности.

8. Математический турнир.

9. Задачи на взвешивание.

10. Задачи на переливание.

11 Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

Тема2. Логика в математике.

12. Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

13. Алгоритм.

14. Ветвление.

15. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

16. Математический бой.

17. Задачи на поиск закономерности.

18. Задачи на внимательность и сообразительность.

19. Задачи – шутки.

20. Математическая смесь.

21. Математический конкурс «Умники и умницы».

22. Калейдоскоп идей.

23. Задачи с лишними или недостающими данными.

24. Математическая викторина.

25. Задачи, решаемые без вычислений.

Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.

26. Задачи на разрезание и складывание фигур.

27. Задачи со спичками.

28. Игра - головоломка «Пифагор».

29. Линейные орнаменты (бордюры).

30. Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

31. Игра: Сектор «Приз!»

32. Оригами.

33. Игра «Геометрическая мозаика».

34. Обобщение и закрепление изученного.
5. Учебно-методический комплекс программы.

6.Список литературы для педагога:

1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.

2. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.

3. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.

4. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.

5. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.

6. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

7. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.

8. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.

9.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10

Календарно- тематическое планирование


№ п\п

Название разделов и тем

Кол-во час

Дата

Всего

На тему

По плану

Кор-ка

1 четверть

Тема 1. Арифметические забавы.

11










1.

Без карандаша и бумаги.




1

4.09




2.

Числовые головоломки.




1

11.09




3.

Задачи на нахождение целого и его части.




1

18.09




4.

Шифры. Ребусы.




1

25.09




5.

Задачи про цифры.




1

2.10




6.

«Сколько же?»




1

9.10




7.

Закономерности.




1

16.10




8.

Математический турнир




1

23.10




9.

Задачи на взвешивание.




1

30.10




2 четверть

10.

Задачи на переливание.




1

13.11




11.

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».




1

20.11




Тема 2. Логика в математике.

14










12.



Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.




1

27.11




13.

Алгоритм.




1

4.12




14.

Ветвление.




1

11.12




15.

Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.




1

18.12




16.

Математический бой.




1

25.12




3 четверть

17.

Задачи на поиск закономерности.




1







18.

Задачи на внимательность и сообразительность.




1







19.

Задачи – шутки.




1







20.

Математическая смесь.




1







21.

Математический конкурс «Умники и умницы».




1







22.

Калейдоскоп идей.




1







23.

Задачи с лишними или недостающими данными.




1







24.

Математическая викторина.




1







25.

Задачи, решаемые без вычислений.




1







Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием

9










26.



Задачи на разрезание и складывание фигур.




1







4 четверть

27.

Задачи со спичками




1







28.

Игра - головоломка «Пифагор».




1







29.

Линейные орнаменты (бордюры).




1







30.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».




1







31.

Игра: Сектор «Приз!»




1







32.

Оригами.




1







33.

Игра «Геометрическая мозаика».




1







34.

Обобщение и закрепление изученного.




1







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся...
...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы по фгос ельцовка 2012
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconПрограмма внеурочной деятельности программа внеурочной деятельности...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо с....
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconГ. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования
...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в начальной школе
Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. №19707, основная образовательная...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconОсновная образовательная программа начального общего образования Пояснительная записка
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования мбоу дмл, рассмотрена и принята Управляющим...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе Курс: Школа развития речи
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconДополнительная образовательная программа внеурочной деятельности...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 7 – 11 классов общеобразовательных организаций

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная математика» iconПрограмма кружка «Занимательная математика»
Данная программа является программой дополнительного образования. Тип программы – развивающая

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции