Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования




Скачать 377.74 Kb.
НазваниеГ. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования
страница1/4
Дата публикации14.05.2014
Размер377.74 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
literature-edu.ru > Информатика > Основная образовательная программа
  1   2   3   4
Программа развития начальной школы МБОУ «Лицей №22»

г. Махачкалы
  

Основная образовательная программа начального общего образования

 

Пояснительная записка.

 

   Данная программа разработана коллективом педагогов начальной ступени образования МОУ «Лицей №22», рассмотрена принята метод. объединением. 

    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г.).

    Данная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа развития сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

-с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

-с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

-с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

-с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

-с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

    

 

 

Актуальность программы.

 

    Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Лицей становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

    Необходимость разработки программы развития начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

    Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

    Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• обучающихся — в программах обучения, развитие познавательных и творческих возможностей личности, в сохранении и развитии традиций школы;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений.

    Образовательная программа начального общего образования создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих  возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

 

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

 

 

 

 

Задачи реализации основной образовательной программы начального общего образования:

  1. Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

  2. Обеспечить воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

  3. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие.

  4. Создать систему психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» (медицинские, социальные, учебные, поведенческие).

  5. Создать условия, обеспечивающие успешное образование на данной ступени, освоенных в начальной школе и взаимодействие на следующие ступени образования и во внешкольную практику.

 

Принципы и подходы:

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

 

Общая характеристика планируемых результатов освоения основной образовательной программы:

личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

 

 

 

Портрет выпускника начальной школы:

         любящий свой народ, свой край и свою Родину;

         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

         любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

         владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

         доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

         выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

 

 

            Этапы основной программы развития.

            В соответствии с возрастными особенностями младших школьников программа начального образования условно делится на три этапа:

Первый этап (первые два месяца 1 класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

Цель: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности.

Второй  этап (вторая четверть 1 класса – первое полугодие 3 класса).

Цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

Этот период характеризуется тем, что:

- оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

- происходит формирование учебной деятельности в классе;

- самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий он может и стремится выполнить сам, без посторонней помощи;

- складывается коллектив класса как учебное сообщество.

Третий этап (второе полугодие третьего года обучения – четвертый год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Цель данного периода начального образования - построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников из начальной на основную ступень образования.

 

Учебный план

Пояснительная записка к учебному плану 1 класса

на 2011-2012 учебный год

 

            Учебный план школы первой ступени разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009года № 373).

            При разработке учебного плана использовались следующие нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями на 1 января 2005 года; Базисный учебный план; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», Устав школы.

            Организация учебного процесса осуществляется, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178 – 02 от 28.11.2002г.). В 1 классе введена 5-дневная учебная неделя при продолжительности урока в 1 полугодии - 35 минут, во 2 полугодии – 45 минут. Максимально недельная нагрузка составляет 21 учебный час.

Введение учебного плана предполагает:

         Формирование основ учебной деятельности – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

         формирование универсальных учебных действий;

         развитие познавательной мотивации, способность к сотрудничеству, совместной деятельности, формированию основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой образовательным учреждением, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

    Учебные предметы федерального компонента в учебном плане первой ступени школы представлены в полном объеме, с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету, предусмотренным базисным учебным планом, что обеспечивает единство школьного образования. По предмету физическая культура вводится третий час.

    Данное распределение часов вызвано необходимостью для введения новых Стандартов.

    В соответствии с требованиями Стандартов внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное):

 

Учебный план на 2011-2012 учебный год

1 класс

    Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования в 1 классе составляет 33 недели.

 

Образовательная область

Наименование предмет

Количество часов в неделю

1 класс

Всего

Филология

Русский язык

4

4

Литературное чтение

5

5

Родной язык и литература

2

2

Математика и информатика

Математика

4

4

Информатика

-

-

Обществознание

Гражданское образование

-

-

Естествознание

Окружающий мир

1

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

Искусство

Изобразительное искусство + труд

1

1

Музыка

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

Итого

 

21

21

Часть, формируемая образовательным учреждением (в)

-

-

Максимально допустимая недельная нагрузка (1 класс -5 дневная учебная неделя)

21

21

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)

10

10
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования. 2011 год
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования Содержание
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования содержание
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования мкоу «Аймаумахинская сош»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период с 2011- 2015 годы
Утверждение основной образовательной программы начального общего образования мбоу нсош

Г. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции