Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика»




Скачать 152.47 Kb.
НазваниеОбразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика»
Дата публикации21.05.2014
Размер152.47 Kb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > Литература > Образовательная программа
Отдел образования муниципального образования «Макаровский городской округ» МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова »

.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ НОШ г. Макарова

______________ В.Я. Славина

«_____» __________2013г.

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования

«Занимательная грамматика»

Саитова Н. М.

Учитель начальных классов

г. Макаров

2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе примерной программы внеурочной деятельности.

2. Пояснительная записка.

2.1. Актуальность программы.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

2.2. Направление программы.

Программа кружка имеет общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

2.3. Тип программы.
2.4. Возраст детей участвующих в реализации программы.

Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная грамматика» составлена для учащихся 8-10лет.

2.5 Цели и задачи программы.

Цель:

расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

• развитие мотивации к изучению русского языка;

• развитие творчества и обогащение словарного запаса;

• совершенствование общего языкового развития учащихся;

• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

2.6. Педагогическая идея, положенная в основу реализации содержания программы.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
2.7. Виды внеурочной деятельности.

 выполнение различных упражнений;

 оформление газет;

 участие в олимпиаде по русскому языку,

 знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;

 проектная деятельность

 самостоятельная работа;

 творческие работы.
2.8. Формы внеурочной деятельности.

• лекции;

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

• игровая;

• теоретическая;

• практическая.

2.9. Психолого-педагогические принципы реализации программы.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

 занимательность;

 научность;

 сознательность и активность;

 наглядность;

 доступность;

 связь теории с практикой.
2.10. Сроки реализации программы.

Продолжительность реализации образовательной программы: 1 год, из расчёта 1 часа в неделю. Всего 34 часа.
2.11. Режим занятий.

Занятие учебной группы из 10-12 человек проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
2.12. Планируемые результаты внеурочной деятельности.

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

Писать НЕ с глаголами.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
2.13. Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

• осознавать роль языка и речи в жизни людей;

• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

• учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

• выразительно читать и пересказывать текст;

• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2.14.Формы подведения итогов реализации программы.

Проверка результатов проходит в форме:

• игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

• тестирования,

• проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
3. Учебно-тематический план:



Название тем

Количество часов

1

Как обходились без письма?

1

2

Древние письмена.

1

3

Как возникла наша письменность?

1

4-5

Меня зовут Фонема.

2

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

2

9

«Ошибкоопасные» места

1

10

Тайны фонемы

1

11-12

Опасные согласные

2

13

На сцене гласные

1

14

«Фонемы повелевают буквами»

1

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

16

Ваши старые знакомые

1

17-18

Правила о непроизносимых согласных

2

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

21

Строительная работа морфем

1

22-23

Где же хранятся слова?

2

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

2

26-27

Слова – «родственники»

3

28-30

Кто командует корнями?

3

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

2

33

«Пересаженные» корни

1

34

Итоговое занятие

1

Итого 34 часа


4. Содержание учебного материала.

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема25-27 . Слова – «родственники».(3ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема27-29. Кто командует корнями?(3ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема30-31. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 32-33. «Пересаженные» корни.(2ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема34.. Олимпиада. Итоговое занятие (2ч.)
5. Учебно-методический комплекс программы.

6.Список литературы для педагога:

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.


3-й класс «Секреты орфографии»

Тематическое планирование (34 часа)



Тема занятия

Количество часов

Дата

По плану

Кор-ка

1 четверть 9

1

Как обходились без письма?

1

3.09




2

Древние письмена.

1

10.09




3

Как возникла наша письменность?

1

17.09




4-5

Меня зовут Фонема.

2

24.09

1.10




6-7

Для всех ли фонем есть буквы?

2

8.10

15.10




8

«Ошибкоопасные» места

1

22.10




9

Тайны фонемы

1

29.10




2 четверть 7

10-11

Опасные согласные

2

12.11

19.11




12

На сцене гласные

1

26.11




13

«Фонемы повелевают буквами»

1

3.12




14

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

10.12




15

Ваши старые знакомые

1

17.12




16-17

Правила о непроизносимых согласных

2

24.12

14.01




3 четверть 11

18-19

Волшебное средство – «самоинструкция»

2







20

Строительная работа морфем

1







21-22

Где же хранятся слова?

2







23-24

Поговорим о всех приставках сразу

2







25-27

Слова – «родственники»

3







4 четверть 8

28-30

Кто командует корнями?

3







31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

2







33

«Пересаженные» корни

2







34

Итоговое занятие. Олимпиада

1
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся...
...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы по фгос ельцовка 2012
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconПрограмма предметного кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»...
В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconПрограмма внеурочной деятельности программа внеурочной деятельности...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо с....
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconГ. Махачкалы Основная образовательная программа начального общего образования
...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в начальной школе
Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. №19707, основная образовательная...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconОсновная образовательная программа начального общего образования Пояснительная записка
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования мбоу дмл, рассмотрена и принята Управляющим...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconРабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе Курс: Школа развития речи
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования «Занимательная грамматика» iconДополнительная образовательная программа внеурочной деятельности...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 7 – 11 классов общеобразовательных организаций

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции