Скачать 2.06 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ 9 «КЛАССА (базовый уровень) Составитель: Суязова Ирина Анатольевна, Программа по литературе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального базисного учебного плана, реализующего программы общего образования, на основании государственного программы по литературе 9 класса, авт. С.А.Зинин // Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. — М.: Русское слово. 2011, которая обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Место литературы в Федеральном базисном учебном плане На основании приказа № 760 Департамента образования, науки и молодёжной политики от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» учебный год в V-XI классах длится 35 рабочих недель, в IX классе на изучение литературы выделяется 105 часов. Изучение литературы в IX классе направлено на достижение следующих целей:
Курс состоит из шести разделов, предусмотренных программой (авт. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев): введение, из зарубежной литературы, из древнерусской литературы, из литературы XVIII века, из литературы XIX века, из литературы XX века Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Планируемый контроль промежуточный:
итоговый (за полугодие):
Формы организации учебного процесса:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Введение Обучающиеся должны знать: - своеобразие литературных эпох; - национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы; - ведущие темы и мотивы; - основные литературные направления. Обучающиеся должны уметь: - определять темы и мотивы русской классики; - определять литературное направление; - оформлять тезисы; - обобщать свой читательский опыт. Из зарубежной литературы Обучающиеся должны знать: - представителей европейской литературы эпохи средневековья и Просвещения; - основные направления, жанровые особенности произведений данных эпох; - определение драмы как рода литературы; - определение трагедии как литературного жанра; Обучающиеся должны уметь: - определять такой жанр произведения как трагедия; - отличить жанр трагедии от других литературных жанров; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному. - определять жанр литературного произведения; - выявлять основной конфликт произведения. Из древнерусской литературы Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм. Обучающиеся должны знать: - жанровые понятия и категории древнерусской литературы; - историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»; - значение «Слова» для русской культуры; - нравственно-патриотическую идею произведения. Обучающиеся должны уметь: - составить устное сообщение на заданную тему; - определять идею произведения; - выявлять психологический параллелизм. Из литературы XVIII века Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит со значением творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сентиментализме как литературных направлениях. Обучающиеся должны знать: - литературные направления классицизм и сентиментализм; - теорию «трех штилей»; - идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Обучающиеся должны уметь: - дать определение классицизму и сентиментализму; - определять черты данных литературных направлений в произведениях; - делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата. Из литературы первой половины XIX века Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями, как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Знакомит с жизнью и творчеством А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Обучающиеся должны знать: - основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе; - определение романтизма; - исторические предпосылки русского романтизма; - жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода. Обучающиеся должны уметь: - делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту; - характеризовать особенность сюжета, композиции; - выделять и формулировать тему, идею произведения; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении. Из литературы второй половины XIX века Обучающиеся должны знать: - нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия; - основные этапы жизни и творчества, изученных писателей; - знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе. Обучающиеся должны уметь: - выявлять авторскую позицию; - владеть различными видами пересказа; - выделять и формулировать проблематику изученного произведения; - давать характеристику героям; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении. - писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения. Из литературы XX века В данном разделе обучающиеся знакомятся со своеобразием русской прозы рубежа веков; с драмой М. Горького; с серебряным веком русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм); с многообразием поэтических голосов эпохи; со своеобразием отечественного романа первой половины XX века. Обучающиеся познакомятся с литературный процессом 50—80-х годов; с новейшей русской прозой и поэзией 80—90-х годов. Опорные понятия данного раздела: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство. Обучающиеся должны знать: - литературные направления данного раздела; - поэтические течения литературы XX века; - традиции и новаторство этого периода литературы; - противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. Обучающиеся должны уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению; - выражать свое отношение к прочитанному; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении; - выявлять авторскую позицию. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
Результаты обучения Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. |
Учебному курсу «литература» для 8 класса (базовый уровень) Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11... |
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы В. Я. Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень).... |
||
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). М.: Просвещение, 2010»... |
Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса... «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой... |
||
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на... Программа для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной Литература 5-11 классы (Базовый уровень) 11-е изд., переработанное.... |
Учебному курсу «Русский язык» для 11 класса (профильный уровень) Делю – 34 недели) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования... |
||
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) Мо РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы», программы курса «Литература» Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А.... |
X-xi классы обсуждено составители Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных... |
||
Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена... «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой... |
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для... Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |